Экономическая теория рассматривается как междисциплинарная наука. Междисциплинарная общеэкономическая теория. Фундаментальные вопросы экономики

Предмет экономической науки.

Составные части современной экономической теории и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих признаков:

1. Экономическая теория развивается вместе с обществом - экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.

2. Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождает дифференциацию экономической теории и возникновение новых направлений и школ.

Таки образом, можно сделать вывод, что предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе.

Экономическая теория, анализируя экономические отношения в обществе, должна ответить на ряд принципиальных вопросов:

1. Что собой представляют экономические отношения, как они устроены, каковы их основные структурные элементы, цели и формы движения?

2. Как функционирует экономическая система, как осуществляется взаимосвязь ее элементов в процессе функционирования и какое влияние оказывает принятие экономических решений?

3. Как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества и, прежде всего, с социальной сферой и политикой?

Метод

Методология - это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе: субъективном, диалектико-материалистическом, эмпирическом, рационалистическом.

Методология основывается на методах. Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки и ее методология характеризуются тем, что исследуется, то метод - как исследуется.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

  1. Позитивная и нормативная экономическая теория.

Многие экономисты проводят чёткую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости — это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещён? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует своё внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определённых институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Предназначение экономической теории заключается в том, чтобы, во-первых, описать и объяснить процессы производства и обращения; во-вторых, обеспечить должное экономическое поведение хозяйственных субъектов. В обоих случаях мы сначала имеем

дело с позитивной экономикой, а затем — с нормативной. Позитивная экономика описывает факты, условия, отношения в сфере экономики, взаимосвязи между ними, наиболее существенные процессы хозяйственной деятельности и их взаимодействие с другими экономическими и социальными процессами. Одним словом, позитивная экономика занимается раскрытием содержательной стороны явлений и процессов хозяйственной жизни общества, т.е. раскрытием экономических законов и закономерностей.

В заключение можно сказать, что позитивная экономика занимается познанием и действием экономических законов, тогда как нормативная экономика — их использованием.

  1. Познавательная и прикладная функции экономической науки.

Прежде всего, можно выделить познавательную функцию экономической науки. Эта функция позволяет нам в условиях постоянного динамизма внешней среды расширить познания в области сложных экономических процессов, изучить формы и сущность экономических явлений. Жизнь человека пронизана экономикой, поэтому необходимо изучение ее законов.

Своеобразна экономическая теория как теоретическая наука, так как она не отвечает на каждый конкретный вопрос, но призвана предоставлять научный подход к решению любого из этих вопросов, разрабатывать концепцию. Отсюда следует, что познавательная функция экономической науки предполагает:

1) исследование системы экономических отношений, изучение поведения хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях;

2) изучение экономических противоречий и описание их системы (например, между трудом и капиталом, спросом и предложением, накоплением и потреблением и т. д.).

Также отметим методологическую и прогностическую функцию экономической науки. Методологическая функция дает теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках, а прогностическая позволяет прогнозировать краткосрочное и долгосрочное экономическое развитие.

С помощью методологической функции разрабатываются методы и средства научного инструментария, которые необходимы всем экономическим наукам. Назначением этой функции является отделение предмета экономической теории от объектов, которые изучаются смежными дисциплинами.

Практическая функция экономической науки выражается в разработке экономической политики государством, и позволяет сделать правильный выбор при ее проведении. То есть практическая функция экономической науки заключается в научном объяснении экономической политики, проводимой государством, а также в выявлении принципов и методов рационального ведения хозяйства.

Так как экономическая наука основывается на живом опыте, можно выделить эмпирическую функцию . Данная функция означает, что как и любая научная деятельность, экономические опыты и исследования носят эмпирический характер.

При рассмотрении вопроса о функциях, выполняемых экономической наукой, иногда выделяют воспитательную функцию , смысл которой заключается в формировании определенного образа экономического мышления.

  1. Экономические категории и экономические законы.

Как утверждал известный английский экономист А. Маршалл, экономические законы — это выражение общественных тенденций, «обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий».

В литературе мы находим следующее определение экономического закона:

Экономический закон – это существенное, необходимое, устойчивое отношение в экономических явлениях и процессах, определяющее их развитие.

В соответствии с данным определением, можно относиться к экономическому закону как к особому объективному явлению и изучить его сущность, содержание, структуру (форму) и условия действия и проявления.

Сущность экономического закона заключается в выражении существенной связи способа производства, то есть конкретизация сущности закона непосредственно связана с раскрытием существа этой связи, которая является преимущественно каузальной, причинно-следственной связью, одна сторона которой обуславливает другую.

По своему содержанию экономический закон носит диалектический характер.

Элементами содержания закона выступают:

1. стороны причинно-следственной связи;

2. сам процесс взаимодействия между данными сторонами;

3. формы взаимодействия между ними;

4. результат этого взаимодействия.

Усложнение экономической жизни и переплетение хозяйственных связей, увеличение воздействующих факторов приводят к тому, что традиционные экономические законы модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода или конкретной исторической эпохи.

В обществе действует система экономических законов. Они взаимосвязаны между собой. Различают следующие экономические законы:

1. Всеобщие законы - действующие на всех ступенях развития человеческого

Общества, во всех общественно-экономических формациях:

I. Законы увеличивающихся потребностей;

Ii. Законы общественного разделения труда;

Iii. Законы повышения производительности труда и др.

2. Общие Экономические законы - действуют при наличии общих социально-

Экономических условий (товарно-денежные отношения):

I. Законы стоимости;

Ii. Законы спроса и предложения;

Iii. Законы денежного обращения и. др.

Экономическая категория – это логическое понятие, отражающее в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений, процессов, механизмов. Абстракции, отражающие реальность, имеют свой жизненный цикл. Они могут уходить из научного обращения, могут возвращаться

в зависимости от того, насколько они актуальны, т.е. насколько интенсивно протекают процессы реальной действительности, которые они отражают.

Поскольку экономические явления, процессы и механизмы взаимосвязаны в пространстве и во времени, то и категории, их отражающие, также взаимосвязаны, что проявляется как взаимодействие,противостояние,

взаимодополнение и нейтральность. Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке и отражают экономические категории. Экономическая категория – научно собирательное понятие,

абстрактно, обобщено характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений.

Рассмотрим пример:

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет оценивать с геометрически противоположных позиций еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сколотить достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего режима.

  1. Исторические типы отношений собственности и их характеристика представителями различных научных школ.

Вопрос о формах собственности относится к числу самых сложных в экономической теории. Классификация форм собственности может быть осуществлена в историческом плане путем описания сменяющих друг друга форм собственности. Каждая из исторических форм, в свою очередь, конкретизируется по объектам и субъектам собственности, по характеру присвоения результатов производства и другим признакам. Такая классификация близка к традиционной формационной классификации, хотя и не совпадает с ней полностью.

Исторически первой формой была коллективная, общинная собственность. Для этой первобытной формы собственности характерно то, что права собственности ещё не сформировались и, соответственно, не было институтов и механизмов их распределения и перераспределения. Следовательно, не было условий для образования экономической власти и экономической зависимости. Равные права на условия жизни, совместный труд и общий результат были отличительной особенностью первобытного присвоения.

В результате длительного исторического процесса, сопровождавшегося развитием производительных сил и переходом от коллективного труда и общего хозяйства к индивидуальному труду и обособленным друг от друга мелким хозяйствам, происходило разложение общины и возникновение частной собственности. Скот, инвентарь и другое движимое имущество, а затем и земля превратились в объекты исключительной собственности отдельных семей. Первоначально частная собственность покоилась на собственном труде семьи. Но с течением времени происходивший на основе прогресса производительных сил процесс роста имущественного неравенства, лишения отдельных семей земли привёл к появлению частной собственности, основанной на присвоении результатов чужого труда. Возникает эксплуатация человека человеком, общество раскалывается на классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Эта т.н. античная форма собственности отличается чрезвычайно высокой концентрацией прав собственности у частных лиц, при условии, что право полной собственности распространялось и на людей. Абсолютной концентрации прав собственности у одних лиц соответствовало столь же абсолютное отсутствие прав у других, которые вообще лишались признаков личности.

Последующее развитие человеческого общества сопровождалось последовательным движением к равенству личностных прав и свобод. В этом историческом движении вслед за античной возникла феодальная собственность (Европа Vв., Киевская Русь). Она характеризовалась абсолютными правами собственности на условия производства и ограниченными правами собственности на людей. Основу феодальной частной собственности составляет собственность на землю и эксплуатация лично зависимых крестьян. В отличие от раба, крестьянин был участником отношений собственности, поскольку владел мелким земельным участком и средствами производства, необходимыми для его обработки. Для феодализма характерна такая форма собственности, при которой земля не принадлежала исключительно отдельному лицу. Взаимные отношения как внутри класса феодалов (сеньоров, вассалов), так и его связи с непосредственными производителями строились на личном господстве и подчинении. Это была не свободная и полная частная собственность на землю, а условная, ограниченная отношениями личного господства и подчинения земельная собственность, с которой непосредственно связывалась политическая и военная власть класса феодалов.

В недрах феодализма возникли и отношения собственности, не связанные с прикреплением производителей к земле. Кроме мелкой частной собственности свободных крестьян, существовала отделившаяся от земельной и свободная от крепостной зависимости собственность городских ремесленников, изготовлявших товары для продажи (Европа X-XIвв., Русь IX-XIIIвв.).

Античная и феодальная собственности имеют общим то, что экономическая власть была дополнена властью над личностью людей.

В связи с освобождением от личной зависимости, развитием производительных сил и товарного производства возникает капиталистическая собственность (Европа XVв., Россия XIXв.), которая существенно отличается от предшествовавших форм: она основана на полном отделении непосредственных производителей от материальных условий их труда. С одной стороны утверждается юридическое равноправие всех граждан, а с другой стороны - новый тип отношений: экономическая власть одних и экономическая зависимость других. Появилась крупная частная собственность на землю и вместе с нею масса формально свободных, но не имеющих ничего, кроме собственных рабочих рук, людей (при равном распределении гражданских прав происходит неравное распределение и концентрация прав собственности). В противоположность частной собственности мелких товаропроизводителей основу капиталистической частной собственности составляет безвозмездное присвоение овеществлённых результатов чужого труда, эксплуатация человека человеком в форме присвоения прибавочной стоимости (сумма, на которую стоимость дневной выработки рабочего превышает дневную заработную плату).

Имеются промежуточные формы собственности, которые предполагают перераспределение прав собственности с целью ограничения экономической власти одних и освобождения от экономической зависимости других. Примером может служить участие работников в управлении, распределении дохода, контроле и др.

В ходе социалистической революции возникает новая общественная форма собственности - социалистическая. В теориях данной формы собственности предполагалось, что отношения собственности в условиях капитализма представляют собой исторически последние формы, покоящиеся на эксплуатации человека человеком. Провозглашалось, что в силу присущих капиталистическому способу производства противоречий, и, прежде всего усиливающегося противоречия между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения, они полностью исчерпывают себя. Опыт строительства социализма (Россия-СССР 1917-1991гг., ГДР 1949-1990гг., Польша 1947-1990гг. и др.) был попыткой уравнять людей не только в правах и свободах, но и в правах собственности на условия и результаты производства.

Современные тенденции мировой экономики свидетельствуют о том, что постиндустриальное развитие общества будет сопровождаться всё большим распределением прав абсолютной частной собственности и всё большим разнообразием комбинаций прав между субъектами экономических отношений, участвующих в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Научно-техническая революция определила усиливающуюся тенденцию к повышению роли государственной собственности. Эта форма существенно отличается от частной собственности тем, что её непосредственным субъектом является государство. Но в основном нынешней рыночной экономике присущи коллективные, корпоративные, смешанные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10-15% средств производства находятся в индивидуально-частной собственности, 60-70% - в коллективно-корпоративной, акционерной, 15-25% - в государственной.

  1. Понятия ограниченности ресурсов, рационального выбора и альтернативной стоимости.

Одна из первых проблем, названных экономическими, заключается в том, что человеческие потребности всегда превосходят возможности, которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит, что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.

Цель экономической деятельности людей – удовлетворение своих потребностей путём использования ограниченных ресурсов , производства, распределения и потребления различных товаров и услуг. Те ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса производства, называются факторами производства, их четыре: труд, капитал, природные ресурсы (земля), предпринимательская способность, информация. Эти ресурсы, несмотря на их различие и разнообразие, имеют одну общую особенность – они ограничены. За всю историю человечества ни одно общество не смогло обеспечить достаточного количества ресурсов для удовлетворения всех потребностей его членов в товарах и услугах. Перед людьми всегда будет стоять проблема эффективности использования имеющихся у них ресурсов, которое принесло бы максимальную отдачу, наибольший эффект.

Экономическая теория исходит из предпосылки о рациональности поведения людей в экономике. Это означает, что люди ставят перед собой определённые цели и используют имеющиеся в их распоряжении время и средства для их достижения. Однако эти средства и время также представляют собой ограниченный ресурс. Люди должны расположить свои цели по степени важности и совершить выбор, распорядиться своими ресурсами наилучшим образом.

Таким образом, экономические действия людей – это результат осознанного выбора, предполагающего расходование времени и ограниченных ресурсов для достижения какой-либо цели. Такой выбор означает, что данные время и ресурсы уже не будут использованы для достижения других целей: человек, который хочет гулять, готовиться к контрольной работе, посетить секцию волейбола одновременно, должен выбрать что-то одно и примириться с тем, что часть его потребностей останется неудовлетворённой.

Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, т.е. сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решений. С этой оценкой тесно связано понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.

  1. Концепция ограниченной рациональности.

Некоторые модели человеческого поведения в общественных науках предполагают, что поведение людей может быть адекватно описано в предположении, что люди ведут себя как «рациональные» существа (смотри, например, теорию рационального выбора). Во многих экономических моделях полагается, что люди гиперрациональны и никогда не делают чего бы то ни было, что противоречит их интересам. Концепция ограниченной рациональности подвергает эти положения сомнению с целью учесть, что в действительности совершенно рациональные решения мало осуществимы на практике из-за ограниченности вычислительных ресурсов, необходимых для их принятия.

Термин был предложен Гербертом Саймоном . В «Моделях моей жизни» Саймон указывает, что большинство людей рациональны только отчасти, и эмоциональны либо иррациональны в остальных ситуациях. В другой работе он утверждает, что "агенты ограниченной рациональности испытывают затруднения при формулировании и решении сложных проблем, и обработке (получении, хранении, использовании, передаче) информации. Саймон описывает некоторое количество направлений, в которых классическая модель рациональности может быть дополнена и приведена в большее соответствие с реальностью, оставаясь в рамках строгого формализма:

ограничение по тому, какого рода могут быть функции полезности.

учет стоимости сбора и обработки информации

возможность существования векторной функции полезности

Саймон предложил, что экономические агенты используют скорее эвристический анализ, чем строгое применение правил оптимизации, из-за сложности ситуации и невозможности вычислить и учесть полезность каждого возможного действия. Стоимость оценки ситуации может быть очень высока, при том что другая экономическая деятельность может также требовать принятия подобных решений. Дэниэл Канеман позиционирует теорию ограниченной рациональности как модель, позволяющую преодолеть ограничения распространенной модели рациональных агентов.

  1. Частные, клубные, общественные блага и блага общего пользования.

Частным является благо , каждая единица которого может быть продана потребителю за определённую плату. У каждого частного блага есть вполне конкретный потребитель. На рынках происходит обмен частных благ на деньги.

Свойства частных благ:

Частные блага приобретаются в индивидуальном порядке, в соответствии со вкусами и спросом конкретных потребителей (избирательное свойство).

Все частные блага представлены отдельными товарными единицами. Потребление одной единицы частного блага каким-то потребителем делает невозможным потребление для другого потребителя в отношении этой единицы блага (делимость).

Любое частное благо имеет цену. Даже самая низкая цена делает невозможным потребление для какой-то части потенциальных потребителей, т.е. цена исключает благо из потребления каких-то лиц (исключительность).

Любая цена должна окупать затраты на производство блага (окупаемость затрат).

Таким образом ценообразование на частные блага имеет рыночный механизм, выбор частных благ является свободным, а размер личного потребления легко определить.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага

признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим

признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы

Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами:

маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет.

обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.

Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Это клубные, перегружаемые блага и общие ресурсы, типа чистой воды и рыбы в море.

Существует мнение, что общественные блага может предоставлять только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков; а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций.

  1. Мотивация экономического поведения.

Под мотивацией экономического поведения понимается совокупность движущихся сил, побуждающих субъекта (субъектов) осуществлять хозяйственные действия . Такие силы вынуждают людей осознанно или неосознанно совершать те или иные поступки. Связь между этими силами и действиями человека опосредована сложной системой взаимодействий.

Мотивация придает экономической деятельности социальную направленность, ориентированную на достижения определенных целей, задает границы и формы экономического поведения. Понимание социальных механизмов мотивации имеет важное практическое значение для эффективного управления хозяйственной деятельностью умелого использования человеческого фактора в экономике.

Всякая экономическая активность людей осуществляется для реализации тех или иных потребностей. Потребность - это необходимость субъекта хозяйственной деятельности в приобретении и использовании различных благ для своего нормального функционирования.

Выделяют следующие группы потребностей участников экономической деятельности:

  1. Потребности производственно-хозяйственной деятельности, которые необходимы для обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Это - потребности в сырье, финансах, технологиях, производственных мощностях и т.д.
  1. Потребности людей, необходимые для их нормального всестороннего развития, которые удовлетворяются совместно всем обществом (в образовании, здравоохранении, социально-культурной инфраструктуре и т.д.)
  1. Индивидуальные потребности личности, включающие материальные потребности (в пище, одежде, жилище и т.д.), духовные потребности (в знании, приобщении к науке, творчеству и т.д.), социальные потребности (в самовыражении, самоутверждении, социальной активности, социальном росте, социальной солидарности, стабильности, самосохранении и т.д.)

Данная классификация не исчерпывает всего многообразия потребностей. В мировой науке разработано более 50 теорий мотивации, в которых анализируется влияние на мотивацию потребностей. К таким теориям относятся: теория иерархии потребностей Маслоу,

теория Альдерфера, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория ожидания В. Врума и др.

  1. Философские и методологические предпосылки экономических теорий .
  1. Принципы и методы экономико-теоретических исследований.
  1. Значение и границы применения математических методов в экономических исследованиях.

Проникновение математики в экономическую науку связано с преодолением значительных трудностей. В этом отчасти была "повинна" математика, развивающаяся на протяжении нескольких веков в основном в связи с потребностями физики и техники. Но главные причины лежат все же в природе экономических процессов, в специфике экономической науки.

Сложность экономики иногда рассматривалась как обоснование невозможности ее моделирования, изучения средствами математики. Но такая точка зрения в принципе неверна. Моделировать можно объект любой природы и любой сложности. И как раз сложные объекты представляют наибольший интерес для моделирования; именно здесь моделирование может дать результаты, которые нельзя получить другими способами исследования.

Потенциальная возможность математического моделирования любых экономических объектов и процессов не означает, разумеется, ее успешной осуществимости при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. И хотя нельзя указать абсолютные границы математической формализуемости экономических проблем, всегда будут существовать еще неформализованные проблемы, а также ситуации, где математическое моделирование недостаточно эффективно.

Особенности экономических наблюдений и измерений .

Уже длительное время главным тормозом практического применения математического моделирования в экономике является наполнение разработанных моделей конкретной и качественной информацией. Точность и полнота первичной информации, реальные возможности ее сбора и обработки во многом определяют выбор типов прикладных моделей. С другой стороны, исследования по моделированию экономики выдвигают новые требования к системе информации.

В зависимости от моделируемых объектов и назначения моделей используемая в них исходная информация имеет существенно различный характер и происхождение. Она может быть разделена на две категории: о прошлом развитии и современном состоянии объектов (экономические наблюдения и их обработка) и о будущем развитии объектов, включающую данные об ожидаемых изменениях их внутренних параметров и внешних условий (прогнозы). Вторая категория информации является результатом самостоятельных исследований, которые также могут выполняться посредством моделирования.

Методы экономических наблюдений и использования результатов этих наблюдений разрабатываются экономической статистикой. Поэтому стоит отметить только специфические проблемы экономических наблюдений, связанные с моделированием экономических процессов.

В экономике многие процессы являются массовыми; они характеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.

Другая проблема порождается динамичностью экономических процессов, изменчивостью их параметров и структурных отношений. Вследствие этого экономические процессы приходится постоянно держать под наблюдением, необходимо иметь устойчивый поток новых данных. Поскольку наблюдения за экономическими процессами и обработка эмпирических данных обычно занимают довольно много времени, то при построении математических моделей экономики требуется корректировать исходную информацию с учетом ее запаздывания.

Познание количественных отношений экономических процессов и явлений опирается на экономические измерения. Точность измерений в значительной степени предопределяет и точность конечных результатов количественного анализа посредством моделирования. Поэтому необходимым условием эффектного использования математического моделирования является совершенствование экономических измерителей. Применение математического моделирования заострило проблему измерений и количественных сопоставлений различных аспектов и явлений социально-экономического развития, достоверности и полноты получаемых данных, их защиты от намеренных и технических искажений.

В процессе моделирования возникает взаимодействие "первичных" и "вторичных" экономических измерителей. Любая модель народного хозяйства опирается на определенную систему экономических измерителей (продукции, ресурсов, элементов и т.д.). В то же время одним из важных результатов народнохозяйственного моделирования является получение новых (вторичных) экономических измерителей - экономически обоснованных цен на продукцию различных отраслей, оценок эффективности разнокачественных природных ресурсов, измерителей общественной полезности продукции. Однако эти измерители могут испытывать влияние недостаточно обоснованных первичных измерителей, что вынуждает разрабатывать особую методику корректировки первичных измерителей для хозяйственных моделей.

С точки зрения "интересов" моделирования экономики в настоящее время наиболее актуальными проблемами совершенствования экономических измерителей являются: оценка результатов интеллектуальной деятельности (особенно в сфере научно-технических разработок, индустрии информатики), построение обобщающих показателей социально-экономического развития, измерение эффектов обратных связей (влияние хозяйственных и социальных механизмов на эффективность производства).

  1. Стандарты научности и критерии оценки экономических знаний.

При определении оценки экономических знаний необходимо исходить из следующих критериев:

Сумма знаний, которыми обладает студент по экономической дисциплине.

Понимание сущности экономических явлений и процессов и их взаимозависимостей,

Умение видеть основные экономические проблемы, причины их возникновения,

Умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих экономических проблем.

Критерии оценки экономических знаний

Критерии оценки экономического знания будут различными, в зависимости от того, какую

критериев оценки экономических знаний для системы высшего образования, то эти критерии не могут

быть однородными. Экономические знания являются отражением общественно-значимых социально-

политических проблем, поэтому их оценка не может носить односторонний характер и представлять

только точные формулы и расчеты.

Как и любой объект исследования, оценка экономических знаний характеризуется не только

оценкой их содержательной стороны, но и других форм их проявления. Поэтому необходимо применять

различные критерии для оценки разных форм проявления экономических знаний. Такими формами

являются: вид учебной работы, которую выполняет студент (устный ответ, письменный ответ,

аудиторная работа, самостоятельная домашняя работа, научная деятельность, производственная

практика); ее ранг по уровню сложности (конспектирование, самостоятельная работа, тест, контрольная

работа, зачет, экзамен, курсовой и дипломный проекты, научная статья); организационный статус

(внутривузовский, региональный, федеральный).

На практике критерий не может носить жесткий и однозначный характер, так как существует

фактор вероятного изменения условий. В связи с этим разработка критериев оценки экономических

знаний должна иметь системную, разноплановую и многоуровневую структуру, способную гибко

реагировать на нестабильность некоторых параметров оценивания.

Тот факт, что субъектом исследования (конкретного носителя предмета оценивания) является

человек, обусловливает необходимость учёта индивидуально-психологических особенностей и

акцентуаций характера каждого отдельно взятого студента в процессе оценивания (например, по такому

критерию, как скорость ответа). При этом оценивающим может быть как человек, так и компьютер, а вот

оцениваемым – только человек, и это нельзя не учитывать.

Рассмотренные подходы к разработке критериев оценки экономических знаний могут

способствовать созданию обоснованной системы критериев, которая позволит повысить не только

эффективность, но и качество экономического образования, и придаст всему процессу оценивания

необходимую объективность, защищающую студентов от случаев предвзятого отношения к ним

преподавателей.

  1. Междисциплинарные взаимодействия в экономической науке.

Экономика определяет сферу жизнедеятельности людей, в которой сочетаются материальная производственная деятельность и создание услуг. Изучение экономики, как особой сферы жизнедеятельности людей требует комплексного подхода и взаимодействия разных наук. Поэтому используются не только знания, выработанные ранее экономическими науками, но и полученные смежными естественными и общественными науками, среди которых особо можно выделить такие науки, как математика, информатика, психология, политические науки, юриспруденция, инженерные науки, экология, статистика и демография. Междисциплинарность позволяет переносить в экономику идеи и подходы, оказавшиеся успешными в других научных дисциплинах, и более рельефно выявлять те проблемы, с которыми другие науки не сталкивались.

Экономика-математика

Современная экономическая теория как на микро-, так и на макроуровне, включает как естественный, необходимый элемент математические модели и методы. Использование математики в экономике позволяет, во-первых, выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов: изучение столь важного объекта предполагает высокую степень абстракции. Во-вторых, из четко сформулированных исходных данных и соотношений методами дедукции можно получить выводы, адекватные изучаемому объекту в той же мере, что и сделанные предпосылки. В-третьих, методы математики и статистики позволяют индуктивным путем получить новые знания об объекте: оценивать форму и параметры зависимостей его переменных, в наибольшей степени соответствующих имеющимся наблюдениям. Наконец, в-четвертых, использование языка математики позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.

Экономика-информатика

В последнее время все большую роль начинает играть также взаимодействие экономики и информатики - современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют как способы производства продуктов и услуг, так и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов. Происходит интенсивный процесс формирования мировой информационной экономики, превращения электронной коммерции в основное средство ведения бизнеса. Идет становление общества нового типа, в котором информация и знания становятся главным ресурсом дальнейшего развития. Россия, являясь частью мирового сообщества, настойчиво внедряет новейшие инфокоммуникационные технологии. Сейчас можно констатировать, что информационное общество и для нашей страны из мечты все больше превращается в реальность.

  1. Экономическая теория и система экономических наук.

Экономическая теория и другие экономические науки во все большей степени должны принимать во внимание результаты исследования других наук хотя бы как определенные ограничители (социальные, моральные, правовые и др.). В этой связи перед экономической теорией, так же, как и перед всеми экономическими науками, встает вопрос о ее месте в системе других наук. Поскольку в центре ее исследований стоит человек во всем богатстве своих экономических проявлений, то она неминуемо в большей или меньшей степени оказывается связанной с широким спектром наук, занимая промежуточное положение между гуманитарными и естественными знаниями. Экономическая теория служит также общей основой для ряда экономических наук, которые подразделяются на конкретные (экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятий, национальная экономика и др.), функциональные (финансы, кредит и т.п.), информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование и др.) и исторические (история народного хозяйства, история экономической мысли).

  1. Структура современного экономического знания.

Экономическая наука условно подразделяется на:

– микроэкономику – за основу берется наименьшая хозяйствующая единица (отдельный потребитель, фирма), а также взаимовлияние между субъектами хозяйственной деятельности, которое проявляется в ценах на товары и услуги;

– макроэкономику – исследование экономики страны в целом, ее экономических закономерностей для принятия политических решений. Главное внимание уделяется национальному доходу общества, проблемам занятости, темпам инфляции, направлениям правительственных доходов и расходов. Макроэкономический анализ нацелен на достижение полной занятости, стабильности цен, эффективный экономический рост.

В последнее время экономисты выделяют еще два раздела экономики:

– мезоэкономику – рассмотрение подсистем национальной экономики или целого комплекса отраслей, регионов, и т. д.;

– мегаэкономику – изучение законов и поведения мировой экономики.в целом.

Макроэкономические и микроэкономические процессы так тесно взаимосвязаны, что зачастую их трудно разделить. От того, насколько полно они учитываются при анализе экономики, во многом зависит результативность предложений и рекомендаций экономистов.

Экономика тесно связана, а иногда и взаимодействует с правовыми, науками, социологией, экономической психологией, физиологией труда и т. д. Экономическая наука является ядром экономической политики, если эта политика стремится быть научно обоснованной.

  1. Информатизация, глобализация и развитие «экономики знаний».

Развитие информационных и коммуникационных систем в конце 20 века привели к глобализации мировых рынков, где основным фактором развития стран стали новые технологии. То есть общество перешло к «Экономике знаний»

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества.

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.

Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах.

Инфраструктура экономики знаний

В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие и драйверы развития:

Эффективные государственные институты, реализующие высокое качество жизни.

Высококачественное образование.

Эффективная фундаментальная наука.

Эффективный научно-технический венчурный бизнес.

Высококачественный человеческий капитал в его широком определении.

Производство знаний и высоких технологий.

Информационное общество или общество знаний.

Инфраструктура реализации и трансфера идей, изобретений и открытий от фундаментальной науки до инновационных производств и далее - до потребителей.

Для экономики знаний характерны высокий индекс экономической свободы, развитые гражданское общество и демократия, общество знаний.

Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы. Из Докладов ООН о развитии человека следует, что удельный вес человеческого капитала в таких высоко развитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария и др., составляют до 80% их национального богатства.

Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условия для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство.

СССР к середине 80-х годов XX века исчерпал возможности собственно индустриального развития в рамках командно-административной системы. Однако эффективную индустриальную экономику создать так и не удалось. Производительность труда в СССР была в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Не выросла она и в России к настоящему времени. Вызовы постиндустриализма оказались для неповоротливой социалистической экономики не по плечу. Частично с этим был связан системный кризис советского общества, спровоцировавший распад социалистической системы и СССР.

В настоящее время эффективность производств и экономики России осталась на уровне СССР. Недостаточно качественным является и российский человеческий капитал.

Вопросы к междисциплинарному экзамену «Экономическая теория»

1. Предмет и метод экономической теории

2. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов.

3. Типы и формы собственности.

4. Сущность, место и роль государственной собственности.

5. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка.

6. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

7. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

8. Рыночное равновесие и его нарушение.

9. Сущность и функции денег, их виды.

10. Товар и его свойства: полезность и цена.

11. Конкуренция: сущность и методы.

12. Антимонопольная политика государства.

13. Социально-экономическое понятие предприятия.

14. Рынок земли и его особенности.

15. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда.

16. Рынок капитала и его особенности. Основные формы физического капитала. Физический и моральный износ основного капитала.

17. Экономические риски и неопределенность рисков

18. Основные макроэкономические показатели.

19. Валовой национальный продукт и методы его исчисления. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП.

20. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики.

21. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень безработицы.

22. Инфляция: сущность, причины, виды. Методы измерения инфляции.

23. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования.

24. Налоговая система и ее элементы.

25. Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы.

26. Бюджетный дефицит: виды и методы финансирования.

27. Государственный долг.

28. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита.

29. Современная банковско-кредитная система. Центральный банк и его функции.

30. Экономический рост: сущность, типы, факторы.

31. Социальная политика. Политика доходов и занятости.

Вопросы к междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации»

1. Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.

2. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.



3. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.

4. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.

5. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.

7. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.

10. Сущность и классификация мотивационных теорий.

11. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.

12. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.

13. Понятие и содержание методов менеджмента.

14. Понятие и классификация управленческих решений.

15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

16. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.

17. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.

18. Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.

19. Управление процессом адаптации человека и организации.

20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.

21. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.

22. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.

23. Понятие и характеристика основных стилей управления.

24. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Мутона (ГРИД). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.

26. Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.

27. Эталонные (базисные) стратегии развития организации.

28. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.

29. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.

30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.

31. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.

32. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения.

33. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.

34. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.

35. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.

36. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы.

37. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.

38. Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.

39. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.

40. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.

41. Набор, отбор и наем персонала.

42. Кадровая политика организации.

43. Система управления персоналом, ее основные подсистемы.

44. Цели и функции системы управления персоналом.

45. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.

46. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.

47. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.

48. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.

49. Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.

50. Оценка деятельности кадровой службы.

51. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.

52. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.

53. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.

54. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.

55. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.

56. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения SWOT-анализа.

57. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.

58. Финансовый менеджмент как система управления.

59. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.

60. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.

61. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.

62. Выбор стратегии финансирования оборотных активов.

63. Управление запасами предприятия и их оптимизация.

64. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.

65. Управление дебиторской задолженностью.

66. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.

67. Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.

68. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности.

69. Виды предпринимательской деятельности.

Предмет и метод экономической теории

термин "экономика" :

· все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется)

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

· экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

· политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

· экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

· он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

· он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

· он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

метод научной абстракции Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

анализ и синтез . Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

индукция и дедукция . Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

единствоисторического и логического подходов . Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы

качественный и количественный анализ . Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Предисловие

В условиях развития новых форм хозяйствования возникает необходимость приобретения и постоянного обновления экономических знаний, требует изучения основ экономической теории.

В учебнике изложены систематический курс экономической теории, который рассматривает экономические категории, закономерности и процессы на уровне микро- и макроэкономики, а также международных экономических отношений. При написании учебника авторы использовали научные достижения известных представителей различных экономических направлений, опыт преподавания этой учебной дисциплины в юридической академии и опубликованную учебную литературу, в учебнике представлены особенности развития переходной экономики Украины. При этом важное место занимают вопросы правового регулирования новых экономических явлений и процессов в условиях становления рыночных отношений, а также появления негативных явлений - кризиса, инфляции, резкого снижения спроса населения, криминализации и обострение угроз экономической безопасности государства.

В этих условиях у населения появилась потребность определенного самостоятельного толкования путей улучшения своего экономического жизни, реформирования экономики страны. Все готовы дать рецепты по лечению старых и формирование новых экономических и правовых отношений. Но следует помнить, что для этого нужно научное обоснование моделей и тенденций экономического развития. Это возможно сделать только на профессиональном уровне, опираясь на научные знания экономической теории как науки и учебной дисциплины. Это издание позволит читателю понять основные понятия и закономерности построения в Украине новой экономической системы - социально ориентированной рыночной экономики. При этом авторы курса основ экономической теории составили такую его структуру, которая позволит выяснить взаимосвязь экономики и права, теории и практики экономического развития.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория как наука и учебная дисциплина

Предмет курса "Основы экономической теории"

Экономическая теория - многоплановая общественная теоретическая наука, которая последовательно в течение всего своего существования приобрела целостной системы научных взглядов и представлений об экономической жизни общества, закономерности развития народного хозяйства, его субъектов в условиях рыночных отношений. Экономическая теория, как и все науки, имеет свои объект исследования и предмет изучения, которые в процессе развития хозяйственной деятельности человека и общества постоянно приобретают новые характерных черт и особенностей. Человек выступает активным участником и субъектом экономической жизни общества, производителем материальных благ, которые необходимы для удовлетворения его потребностей и интересов. Впоследствии возникают новые потребности, обеспечить которые можно лишь путем организации эффективной деятельности в рамках семьи, коллектива, фирмы, предприятия, отрасли, региона, страны или всего мира. Поэтому экономическая теория имеет сложный предмет, постоянно формируется и развивается.

Существует много определений экономической науки и ее предмета: экономика (IV-III вв. До н.э.) - это экономические взгляды на искусство ведения домашнего хозяйства; политическая экономия (XVII-XX вв.) - наука, изучающая экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления; экономико (XIX-XX вв.) - наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека и общества. Современное понимание термина "экономическая наука" включает определение таких элементов ЕЕ предмета: хозяйственная деятельность; закономерности развития экономических систем; отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; отношения собственности и рынка; использование людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг и распределение их между членами общества в целях удовлетворения их потребностей; механизмы решения главных экономических проблем (что, как, для кого, сколько производить и способность экономической системы к реформированию) и др. Определение этих элементов предмета экономической теории находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга и отражают различные стороны и проблемы экономической жизни.

Предмет экономической теории в зависимости от уровня исследования экономических явлений и масштаба функционирования экономики имеет сложную многоярусную структуру (рис. 1).

Объектом изучения экономической теории на уровне микроэкономики выступает отдельный экономический субъект - хозяйственная деятельность человека, семьи, фирмы, предприятия, которая является конкретной и доступной для восприятия.

Национальная экономика как единое целое. ее предмет имеет комплексный, обобщенный, агрегированный характер, требует глубокого научного исследования и государственного регулирования.

Экономика должна отрасли народного хозяйства, промежуточные системы и комплексы (военно-промышленный, агропромышленный, энергетический и др.), Которые составляют мезоэкономику.

Экономическая теория изучает экономические явления и процессы также на уровне международной экономики как системы мирового хозяйства, международных экономических отношений и связей, то есть супермакроекономику.

Все эти уровни экономики являются составными экономической теории, находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга и способствуют изучению ее предмета.

Экономическую теорию в зависимости от сферы применения разделяют на позитивную и нормативную. Положительная экономическая теория познает и прогнозирует объективные экономические явления, формирует целостную систему научных взглядов, гипотез и концепций. Экономическая теория как учебная дисциплина вообще имеет положительный характер. Ученый-экономист, исследуя факты хозяйственной жизни, констатирует состояние экономики, формулирует характерные черты, объясняет их природу и содержание, делает выводы о будущем ее развития.

Нормативная экономическая теория - это наука о рациональном поведении людей и деятельность экономических институтов. Она призвана отвечать на вопрос о том, что следует делать, что должно быть, как действовать, чтобы достичь желаемых конечных результатов, надо иметь.

Экономическая теория как теоретическая наука и учебная дисциплина содержит положительные выводы и обобщения, но практика хозяйствования, особенно на уровне макроэкономики, требует конкретных рекомендаций, нормативных указаний о том, как уменьшить дефицит государственного бюджета, уровень инфляции, как преодолеть кризис и др.

Оба эти направления применения экономической теории должны работать эффективно и способствовать изучению ее предмета и формированию у человека экономического мышления, рыночной экономического поведения.

Экономическое мышление у человека формируется в процессе его деятельности как субъекта хозяйственной жизни и приобретения знаний о экономические понятия, явления и законы. Экономическое мышление - это процесс отражения, воспроизведения сознания людей, их экономических отношений в форме представлений, понятий, теорий или усвоения людьми приобретенных обществом экономических знаний, переработки информации. Поэтому экономическое мышление есть двух типов: обычное и научное.

Обыденное экономическое мышление - это мышление человека на уровне его жизненного опыта, практики производства и потребления товаров. Как правило, оно имеет субъективный, поверхностный, односторонний характер и может сопровождаться низкой результативностью. Такое мышление особенно недопустимо для руководителей макроэкономики.

Научное экономическое мышление - это мышление человека, который овладел приобретенные обществом и экономической наукой знания и их реализацию на профессиональном уровне с использованием понятийного, категориального аппарата. Человек, который имеет научное мышление, познает все звенья развития экономики, объективно оценивает экономическую действительность и сознательно пользуется системой научных экономических категорий, концепций и законов.

Экономическое мышление дает возможность субъектам экономики более сознательно реализовывать свои способности, ценностные ориентиры, эффективную экономическую поведение.

Экономическое поведение - это определенные поступки субъекта экономики, его деяния отношению к окружающей среде, реакция на конкретные цели, ценности и задачи. Экономическое поведение субъектов рыночной экономики должен руководствоваться открытыми экономической наукой принципами ограниченности (редкости) ресурсов, неограниченности потребностей, альтернативности и свободы экономического выбора.

Развитие экономики требует ресурсов (материальных, человеческих, природных, инвестиционных), которые имеют свойство быть ограниченными, во-первых, природой или территории страны; во-вторых, невозможностью их воспроизведения; в-третьих, ростом численности населения, производства товаров и услуг, неограниченным увеличением разнообразия, количества и уровней потребностей. Ограниченность ресурсов, постоянная потребность в них для производства материальных благ и услуг обусловливают необходимость выбора путей рационального, результативного использования этих ресурсов, то есть достижения эффективности. Экономическая эффективность как цель деятельности требует учета связи между количеством редких ресурсов, необходимых для производства (расходов), и полученными результатами (выпуском). Эффективность экономической деятельности имеет место, когда расходы уменьшаются или остаются неизменными при росте объема выпуска нужных материальных благ. Итак, характерной чертой экономического поведения всех субъектов хозяйственной жизни является их деятельность по эффективному использованию редких ресурсов для удовлетворения потребностей.

Ограниченность ресурсов остро чувствуют человек и общество, потому что экономические потребности постоянно растут. Экономическая теория изучает потребности, которые являются движущим мотивом деятельности человека по ликвидации нужд в чем-то. Понятие потребности означает особое психологическое состояние человека, осознание условий, необходимых для жизни. Чтобы жить, люди должны производить материальные блага, обменивать их и удовлетворять не только свои физиологические потребности (в пище, одежде, жилье, отдыха и т.п.), но и потребности, обусловленные их положением в данном социальном окружении (в образовании, культуре, спорте и др.).

Потребности классифицируют на определенные виды в зависимости от критериев:

По субъекту - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные;

По объекту - материальные, духовные, культурные и тому подобное;

По сфере деятельности - в труде, отдыхе и др.;

По степени реализации: абсолютные (обусловленные современным уровнем развития мировой экономики), действительные (которые соответствуют уровню развития экономики данной страны), платежеспособные (которые человек может удовлетворить в соответствии с собственных доходов и уровня цен)

По значимости - первичные (физиологические, потребности в безопасности и защищенности) и вторичные (интеллектуальные, социальные).

Экономические потребности - это часть человеческих потребностей, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Существование человека тесно связано с удовлетворением всех потребностей, но прежде всего первичных, материальных (в пище, воде, воздухе и т.д.). Экономика развитых стран создает экономический потенциал, что позволяет удовлетворить потребности высшего уровня (интеллектуальные), которые являются неограниченными.

Неограниченность экономических потребностей означает, что их невозможно полностью удовлетворить, они обладают способностью увеличиваться и воспроизводиться. Потребности тесно связаны с экономическим интересом, который возникает, когда удовлетворение потребности осознается как конкретная цель. Экономические интересы оказываются в целях и действиях, направленных на удовлетворение потребностей.

Человек (фирма, государство) не может иметь все, что пожелает, она имеет выбирать из существующих возможностей и принимать решения о расходах редких ресурсов для удовлетворения определенной потребности. Например, экономика не может увеличить производство какого-то конкретного блага, если не откажется от другого. Поэтому развитие экономики связан с выбором рационального использования редких ресурсов и удовлетворения потребностей.

Альтернатива - это выбор одного решения (варианта) из двух возможных, исключающие друг друга. Альтернативный выбор в экономике должно сопровождаться эффективностью производства и ростом уровня удовлетворения потребностей. Например, развитие экономики можно обеспечить, производя из металла, как ограниченного ресурса, пушки или станки. Если производить орудия, хватит металла на производство станков. Поэтому правительство должно сделать правильный альтернативный выбор между этими производствами. Оптимальный выбор обеспечит рост выгоды и снижение расходов.

Альтернативность выбора сопровождается альтернативностью расходов, связанных с потерей производства тех товаров, которые можно было бы произвести из использованных ресурсов.

Предисловие. 4

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ». 5

Раздел I. Основные закономерности функционирования экономики. 5

Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод. 5

Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. 8

Глава 3. Экономические системы. Рыночная экономика и ее модели. 11

Раздел II. Основы микроэкономики. 17

Глава 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность
спроса и предложения. 17

Глава 5. Основы поведения субъектов рыночной экономики. 22

Глава 6. Рынки факторов производства. 31

Раздел III. Основы макроэкономики. 35

Глава 7. Основные макроэкономические показатели
и макроэкономическая нестабильность. 35

Глава 8. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. 45

Глава 9. Равновесие денежного рынка. Финансовая система. 53

Глава 10. Макроэкономическая политика. 61

Глава 11. Экономический рост. 66

Раздел IV. Основы международной экономики . 69

Глава 12. Современное мировое хозяйство. 69

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «СОЦИОЛОГИЯ». 78

Глава 1. Общество как система. 78

Глава 2. Социальная структура и стратификация. 84

Глава 3. Социодинамика общества и культуры: развитие,
прогресс, кризис. 91

Глава 4. Семья и брак как социальный институт. 95

Глава 5. Религия как социокультурное явление и социальный
институт. 99

Глава 6. Социологическое исследование. 102


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое пособие по интегрированному модулю «Экономика», включающее дисциплины «Экономическая теория» и «Социология», предназначено для подготовки студентов, обучающихся на первой ступени высшего образования по непрофильным специальностям.

Экономическое и социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение интегрированного модуля «Экономика» направлено на получение междисциплинарных социально-экономических знаний, необходимых для практической деятельности будущих специалистов – выпускников высшей школы.

Изучение обязательных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» позволит будущим специалистам понять социально-экономические явления и процессы, происходящие в мире и белорусском обществе, и применить полученные знания в практической деятельности, сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.



Междисциплинарные связи в интегрированном модуле дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» предопределены спецификой развития гуманитарного знания на современном этапе, а именно – междисциплинарным подходом в исследовании социально-экономичес-ких процессов. Подготовка кадров высшей школы для решения залач инновационного развития и формирования «экономики знаний» предполагает реализацию модели современного специалиста в рамках компетентностного подхода на основе целостного системного мировоззрения для профессионального анализа процессов и явлений
в экономике и социуме.

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии c экспериментальной учебной программой интегрированного модуля «Экономика» для учреждений высшего образования, рекомендованной Министерством образования Республики Беларусь.


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод

1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Процесс производства.

1.2. Предмет, функции и разделы экономической теории. Экономическая политика.

1.3. Методы экономической теории. Экономические законы и категории.

Ключевые понятия: экономика, производство, микроэкономика, макроэкономика, международная экономика.

1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности
общества. Процесс производства

Термин «экономика » употребляют в разных значениях.

Во-первых, экономикой называют реальную хозяйственную деятельность предприятий или домашних хозяйств. Экономика как народное хозяйство страны включает отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт) и непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, маркетинговые услуги). Во-вторых, под экономикой подразумевают науку, которая изучает данную хозяйственную деятельность.

Главное назначение экономики – создание экономических благ: предметов потребления (продуктов питания, одежды и т. п.) и средств производства (техники, сырья, энергии и т. п.). Следовательно, производство является главной составляющей экономики. Под производством понимают процесс создания экономических благ, необходимых для существования и развития общества.

В любом процессе производства присутствуют следующие компоненты: предметы труда, средства труда, труд.

Предметы труда – это все то, на что человек воздействует в процессе труда. Это полезные ископаемые, предварительно подвергнутые воздействию труда (руда, нефть) и называемые сырьем .

Средства труда – это те вещи, с помощью которых человек воздействует на предметы труда. Совокупность средств труда и предметов труда составляет средства производства .

Труд – это деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ для удовлетворения своих потребностей. Следовательно, труд – это деятельность людей, обладающих определенными навыками и умениями.

Предмет, функции и разделы экономической теории. Экономическая политика

Развитие экономических отношений в обществе обусловило деление экономики как науки на ряд экономических наук. Современные экономические науки можно разделить на общие и частные . Общие экономические науки раскрывают основные закономерности функционирования экономики (общая экономическая теория); частные – отраслевые особенности и функции экономического управления (теория статистики, отраслевая экономика, маркетинг и т. п.).

Экономическая теория – это социальная наука, которая изучает экономические отношения в процессе воспроизводства материальных благ и услуг. Предметэкономической теории показывает, что она изучает. Экономическая теория изучает не производство как таковое, а общественные отношения между людьми в процессе производства, т. е. предметом экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в процессе общественного развития.

Общая экономическая теория выполняет ряд функций :

1) методологическую: экономическая теория является теоретическим фундаментом ряда конкретных экономических наук (финансы, кредит, статистика, маркетинг);

2) познавательную: экономическая теория позволяет познать и объяснить реальные экономические процессы;

3) практическую: экономическая теория научно обосновывает экономическую политику государства;

4) прогностическую: экономическая теория дает основания для разработки научных прогнозов развития экономики.

Под экономической политикой понимают разработку конкретных программ для достижения экономических целей общества. Экономические цели на макроуровне: стремление к полной занятости населения; стабильный уровень цен; устойчивый экономический рост; равновесие внешнеторгового баланса; экономическая эффективность; справедливое распределение доходов в обществе. Экономические цели на микроуровне – эффективное использование ограниченных ресурсов.

Экономическая теория как наука включает в себя следующие разделы : микроэкономику , которая изучает поведение отдельных экономических субъектов (потребителя, производителя), рынок ресурсов; макроэкономику , которая исследует национальную экономику в целом; мировую экономику , которая исследует важнейшие формы международных экономических отношений (международную торговлю, движение капитала, миграцию рабочей силы и т. п.).

1.3. Методы экономической науки. Экономические
законы и категории

Для раскрытия сущности явлений экономическая наука использует ряд методов. Методы – это совокупность правил, способов и приемов исследования.

Общенаучные методы выражают универсальные общенаучные принципы и приемы исследования. К ним относят метод научной абстракции (отвлечение от всего второстепенного и случайного); анализ и синтез ; индукции и дедукции ; единство исторического и логического (выяснение вначале как происходило событие, а затем – почему так произошло).

Частные методы исследования характерны для конкретной науки: графический, статистический, математический; моделирование; сравнительный анализ; экономический эксперимент и т. п.

Экономическое моделирование – формализованное (логически, графически и алгебраически) описание экономических процессов для выявления функциональных взаимосвязей между ними.

Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления с целью проверки эффективности намечаемых мероприятий или доказательства правильности экономической гипотезы.

Предельный (маржинальный) анализ используется для поиска условий, при которых экономические показатели принимают максимальные или минимальные значения (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Функциональный анализ предполагает выявление взаимосвязей экономических процессов и явлений по «горизонтали», т. е. он не ставит вопрос, что первично, а что вторично, а выявляет то, как изменяется одна величина в зависимости от изменения другой.

Равновесный анализ применяется к исследованию динамичных экономических явлений и предполагает поиск условий, при которых достигается относительная стабильность экономической системы (например, равенство спроса и предложения).

Основная задача экономической теории – выявление и анализ взаимосвязи экономических явлений и экономических законов.

Экономические законы – объективные, постоянно повторяющиеся связи и взаимозависимости причинно-следственного характера, присущие экономическим явлениям и процессам. Экономические категории – теоретические научные понятия реально существующих социально-экономических отношений (деньги, заработная плата, цена, прибыль, спрос, предложение, кредит).

Глава 2. Потребности и ресурсы.
Проблема выбора в экономике

2.1. Экономические потребности и экономические блага: их характеристика и классификации.

2.2. Ресурсы и факторы производства.

2.3. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества.

Ключевые понятия: потребности, ресурсы, факторы производства, производственные возможности общества.