Особенности обеспечения информационной безопасности в банковской системе. Виды защиты банковской информации. Для банка, применительно к информационным активам, защиту информации можно разделить по способам осуществления защиты: правовая, организационная и

Поволжский государственный университет сервиса

Альшанская Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладная информатика в экономике, Поволжский государственный университет сервиса

Аннотация:

Данная статья отражает современное состояние методов зашиты информации банковского сектора и перспективы его развития. В статье раскрыты основные угрозы информационной безопасности банков. Приведены мероприятия по защите информации в банке, которые необходимо провести для создания эффективной системы защиты.

This article reflects the current state of methods of protection of information of the banking sector and its development prospects. The article covers the main threats to information security of banks. Presents measures to protect the information in the bank, to be carried out to create an effective system of protection.

Ключевые слова:

банк; информационная безопасность; защита информации.

information safety; information security.

УДК 338.14

Деятельность любого банка непосредственно находится в зависимости от того, с какой скоростью осуществляется обмен информации внутри него и в какой мере построена система защищенности информации. Результаты неразвитой банковской инфраструктуры катастрофичны: банк способен лишиться не только базы клиентов, но и их доверие. Столкновение с данной задачей привело к формированию новейших концепций защиты информации, которые разрабатывались согласно условиям кредитных институтов. Таким образом, исследование систем защиты информации в банковской сфере представляет собой актуальную задачу.

Согласно ст. 19 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ, защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации, соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, а также реализацию права на доступ к информации .

Защита данных банковской деятельности содержит в себе осуществление единого комплекса мероприятий — от аудита информационной защищенности и вплоть до формирования концепций защиты различных банковских служб. Эксперты данной сферы готовы сформировать ровно как самостоятельный модуль защищенности, так и полную концентрированную концепцию систему защиты данных.

В процессе реализации основных функций службы защиты информации возникают задачи, решение которых слабо поддается формализации. В данном случае возможно применение методов теории систем и системного анализа, направленных на активизацию интуиции и опыта специалистов .

Одним из методов защиты информации банка является контролирование прохождения и регистрации секретной информации. Наиболее значимым в данной проблеме является установление предельно безопасных альтернатив обмена файлами внутри банка.

Для защиты информации банка применяют концепции идентификации, характеризующие наличие прав доступа к данным. С этой целью применяют систему паролей для входа в локальную сеть банка. Они могут быть выбраны пользователем, сгенерированы системой либо присваиваться ему менеджером по безопасности. Кроме того, существуют пластиковые карты доступа с чипом. С помощью особого алгоритма система кодирует и вносит индивидуальные данные определенного пользователя. Электронные ключи действуют при контакте с механизмом на дверях, установленных в секретных помещениях, в серверных и пользовательских ПК.

Защита информации банка будет надежно работать только при своевременном определении системой внешних угроз. Во внешней среде системы разделяют следующие виды угроз информации, табл. 1.

Таблица 1. Виды угроз информации во внешней среде

Наименование угрозы

Характеристика

нарушение физической целостности

уничтожение, разрушение элементов

нарушение логической целостности

разрушение логических связей

модификация содержания

изменение блоков информации, внешнее навязывание ложной информации

нарушение конфиденциальности

разрушение защиты, уменьшение степени защищенности информации

нарушение прав собственности на информацию

несанкционированное копирование

Планирование систем защиты данных для компании должно содействовать уменьшению вероятных неблагоприятных результатов, связанных с применением информационных технологий, и гарантировать возможность осуществления ключевых целей и задач кредитной организации. Построение моделей при проектировании либо модернизации системы защиты данных в банках является естественным средством решения задач анализа и проектирования с наименьшими расходами и значительной отдачей. В банках используется модель нарушителя информационной безопасности, которая включает в себя:

  1. Описание нарушителей информационной безопасности;
  2. Классификация нарушителей информационной безопасности;
  3. Описание опыта и знаний нарушителей;
  4. Описание доступных ресурсов, необходимых для реализации угрозы;
  5. Описание возможной мотивации действий нарушителя;
  6. Способы реализации угроз информационной безопасности со стороны указанных нарушителей.

Для построения модели нарушителя используется информация от службы безопасности, риск-подразделений и службы внутреннего контроля банка о существующих средствах доступа к информации и ее обработки, о возможных способах перехвата данных на стадии передачи, обработки и хранения, об обстановке в коллективе и на объекте защиты, сведения о конкурентах и ситуации на рынке, об имевших место случаях хищения информации и т.п. .

Помимо этого, оцениваются реальные оперативные технические возможности правонарушителя с целью влияния на концепцию защиты либо на защищаемый объект. Под техническими возможностями понимается перечень разнообразных технических средств, которыми может располагать правонарушитель в ходе совершения операций, нацеленнеых против системы защиты информации.

В завершение необходимо отметить, что эффективное использование моделей допустимо только при качественных исходных данных, необходимых для описания моделей при решении задач защиты. Значимым при этом является то обстоятельство, что подавляющее количество исходных данных обладает высокой степенью неопределенности. По этой причине необходимо не просто формировать необходимые данные, а регулярно производить их оценку и конкретизацию.

Библиографический список:


1. Альшанская, Т. В. Применение методов системного анализа специалистами по информационной безопасности [Текст] / Т. В. Альшанская. Информационные системы и технологии: управление и безопасность: сб. ст. III международной заочной научно-практической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2014. – 348 с.
2. Трофимова, В. В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении [Текст] / В.В. Трофимова. М.: Юрайт, 2012. – 521 с.
3. Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ 19 июня, 2013

Нужно ли их знать «безопаснику»?

Для банка, применительно к информационным активам, защиту информации можно разделить по способам осуществления защиты: правовая, организационная и техническая.

Созданием законодательной (правовой) основы в области информационной безопасности занимается каждое государство, стремясь защитить свои информационные ресурсы и технологии. И Россия здесь не исключение. Нормативная правовая база по вопросам информационной безопасности включает в себя:

  • Конституцию Российской Федерации (далее - РФ);
  • Кодексы РФ;
  • Международные договоры и соглашения;
  • Федеральные законы РФ;
  • Указы Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Стандарты и технические регламенты;
  • Руководящие документы и другие нормативно-методические документы уполномоченных государственных структур.

Подробный список актуальных на сегодняшний день законодательных актов по информационной безопасности (без учета защиты государственной тайны) для банков будет выглядеть так:

1. Конституция РФ

  1. № 63-ФЗ Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. (в части ответственности за незаконный доступ к информации, ее порчу, нарушение авторских и смежных прав, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, нарушение неприкосновенности частной жизни).
  2. № 174-ФЗ Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. (в части безопасности информации и защиты данных конфиденциального характера).
  3. № 197-ФЗ Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. (в части защиты персональных данных работников).
  4. № 195-ФЗ Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. (в части защиты информации и интеллектуальной собственности).

3. Международные договоры и соглашения:

  • Базель II и Базель III (в части информационной безопасности).

4. Федеральные законы РФ:

  1. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г.
  2. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г.
  3. № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  4. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г.
  5. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г.
  6. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г.
  7. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.
  8. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г.

5. Стратегия и Доктрина:

  1. № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 07.02.2008 г.
  2. № Пр-1895 «Доктрина информационной безопасности» от 09.09.2000 г.

6. Указы Президента РФ:

  1. № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» от 03.04.1995 г.
  2. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» от 09.01.1996 г.
  3. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 г.

7. Постановления Правительства РФ:

  1. № 687 «Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» от 15.09.2008 г.
  2. № 584 «Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе» от 13.06.2012 г.
  3. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» от 01.11.2012 г.
  4. № 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» от 03.03.2012 г.
  5. № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 03.02.2012 г.
  6. № 313 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, по оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных(криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» от 16.04.2012 г.
  7. № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию» от 10.03.2000 г.
  8. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных» от 06.07.2008 г.

8. Международные, британские стандарты и стандарты платежных систем:

  1. PCI DSS 2.0. Стандарт безопасности данных индустрии платежных карт. Требования и процедуры аудита безопасности. Версия 2.0.
  2. PA DSS 2.0. Requirements and security assessment procedures.
  3. ISO/IEC 27001:2005 - «Информационные технологии — Методы обеспечения безопасности - Системы управления информационной безопасностью - Требования».
  4. ISO/IEC 27005:2011 - «Информационные технологии — Методы обеспечения безопасности - Система управления рисками информационной безопасности».
  5. ISO/IEC 17799:2005 - «Информационные технологии - Технологии безопасности - Практические правила менеджмента информационной безопасности».
  6. BS 7799-1:2005 - Британский стандарт BS 7799 первая часть. Практические правила управления информационной безопасностью.
  7. BS 7799-2:2005 - Британский стандарт BS 7799 вторая часть стандарта. Спецификация системы управления информационной безопасностью.
  8. BS 7799-3:2006 - Британский стандарт BS 7799 третья часть стандарта. Руководство по менеджменту рисков ИБ.
  9. BS 25999-1:2006 «Управление непрерывностью бизнеса».
  10. CobiT 5.0 (Control Objectives for Information and Related Technology).

9. Стандарты и технические регламенты

  1. ГОСТ Р 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования».
  2. ГОСТ Р 34.11-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования».
  3. ГОСТ Р 34.10-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процесс формирования и проверки электронной подписи».
  4. ГОСТ 19.781-90. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения.
  5. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.
  6. ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.
  7. ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
  8. ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
  9. ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем.
  10. ГОСТ 21552-84. Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.
  11. ГОСТ 22505-97. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от радиовещательных приемников, телевизоров и другой бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Нормы и методы испытаний.
  12. ГОСТ 27201-87. Машины вычислительные электронные персональные. Типы, основные параметры, общие технические требования.
  13. ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения.
  14. ГОСТ 28388-89. Системы обработки информации. Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения.
  15. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.
  16. ГОСТ 29216-91. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования информационной техники. Нормы и методы испытаний.
  17. ГОСТ 30373-95/ГОСТ Р 50414-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование для испытаний. Камеры экранированные. Классы, основные параметры, технические требования и методы испытаний.
  18. ГОСТ ИСО/МЭК 15408-1-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель.
  19. ГОСТ ИСО/МЭК 15408-2-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 2. Функциональные требования безопасности.
  20. ГОСТ ИСО/МЭК 15408-3-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 3. Требования доверия к безопасности.
  21. ГОСТ Р 50739-95. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования.
  22. ГОСТ Р 50922-2006. Защита информации. Основные термины и определения.
  23. ГОСТ Р 50923-96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения.
  24. ГОСТ Р 50948-2001. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности.
  25. ГОСТ Р 51188-98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов. Типовое руководство.
  26. ГОСТ Р 51275-2006. Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения.
  27. ГОСТ Р 51319-99. Совместимость технических средств электромагнитная. Приборы для измерения индустриальных радиопомех. Технические требования и методы испытаний.
  28. ГОСТ Р 51320-99. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех.
  29. ГОСТ Р 51583-2000. Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищённом исполнении. Общие положения.
  30. ГОСТ Р 51624-2000. Защита информации. Автоматизированные системы в защищённом исполнении. Общие требования.
  31. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств.
  32. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению.
  33. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294-93. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения.
  34. МИ 1317-2004. Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров.
  35. МИ 2377-98. Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Разработка и аттестация методик выполнения измерений.
  36. Р 50-34.119-90. Рекомендации. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Архитектура локальных вычислительных сетей в системах промышленной автоматизации. Общие положения.
  37. РД 50-682-89. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Основные положения.
  38. РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
  39. РД 50-680-88. Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения.
  40. СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы.
  41. СНиП 23-03-2003. Защита от шума.
  42. ГОСТ 29099-91. Сети вычислительные локальные. Термины и определения.
  43. ГОСТ Р 50.1.053-2005. Информационные технологии. Основные термины и определения в области технической зашиты информации.
  44. ГОСТ Р 51241-2008. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
  45. ГОСТ Р 52069-2003. Защита информации. Система стандартов. Основные положения.
  46. ГОСТ Р 52447-2005. Защита информации. Техника защиты информации. Номенклатура показа-телей качества.
  47. ГОСТ Р 52448-2005. Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения.
  48. ГОСТ Р 52633-2006. Защита информации. Техника защиты информации. Требования к средствам высоконадежной биометрической аутентификации.
  49. ГОСТ Р ИСО 7498-1-99. Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 1. Базовая модель.
  50. ГОСТ Р ИСО 7498-2-99. Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 2. Архитектура защиты информации.
  51. ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1-2006. Информационная технология. Методы и средства обеспече-ния безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий.
  52. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335.3-2007. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 3. Методы менеджмента безопасности информационных технологий.
  53. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27004-2011. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент информационной безопасности. Измерения.
  54. ГОСТ Р ИСО/МЭК 18028-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Сетевая безопасность информационных технологий. Менеджмент сетевой безопасности.
  55. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности.
  56. ГОСТ Р ИСО/МЭК 19791-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Оценка безопасности автоматизированных систем.
  57. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033-1-2011. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Сетевая безопасность. Часть 1. Обзор и концепции.
  58. Рекомендации по аккредитации. «Инспекционный контроль за деятельностью в системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных органов по сертификации» Р 50.4.002-2000.
  59. Рекомендации по аккредитации. «За деятельностью в системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных испытательных лабораторий» Р 50.4.003-2000.
  60. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03.
  61. Строительные нормы и правила Российской федерации. Защита от шума. СНиП 23-03-2003.
  62. Государственная система обеспечения единства измерений. Результаты и характеристики качества измерений. ПМГ 96-2009.

10. Документы Банка России:

  1. № 382-П Положение «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении денежных переводов» от 09.06.2012 г.
  2. № 383-П Положение «О правилах перевода денежных средств» от 19.06.2012 г.
  3. № 379-П Положение «О бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах» от 31.05.2012 г.
  4. Письмо о вводе комплекса документов (Письмо шестерых) от 28.06.2010 г.
  5. СТО БР ИББС-1.0-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения».
  6. СТО БР ИББС-1.1-2007 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Аудит информационной безопасности».
  7. СТО БР ИББС-1.2-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-20хх».
  8. РС БР ИББС-2.0-2007 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методические рекомендации по документации в области обеспечения информационной безопасности в соответствии с требованиями СТО БР ИББС--1.0».
  9. РС БР ИББС-2.1-2007 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0».
  10. РС БР ИББС-2.2-2009 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки рисков нарушения информационной безопасности».
  11. РС БР ИББС-2.3-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Требования по обеспечению безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных организаций банковской системы российской федерации».
  12. РС БР ИББС-2.4-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Отраслевая частная модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации».

11. Документы АРБ:

  1. Методические рекомендации по выполнению законодательных требований при обработке персональных данных в организациях банковской системы РФ от 2010 г.
  2. Стандарт «Система управления непрерывностью деятельности кредитных организаций банковской системы Российской Федерации». Версия 7.4 от 02.04.2012 г.

12. Документы Минкомсвязи РФ:

  1. № 320 Приказ Минкомсвязи России «Об аккредитации удостоверяющих центров» от 23.11.2011 г.

13. Документы ФСТЭК России:

  1. № 21 Приказ «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» от 18.02.2013 г.
  2. Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Утверждена ФСТЭК России 15.02.2008 г.
  3. Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Утверждена ФСТЭК России 14.02.2008 г.
  4. № 55/86/20 Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных» от 13.02.2008 г.
  5. № 28 дсп Приказ «Требования к средствам антивирусной защиты» от 20.03.12 г.
  6. № 27 дсп Приказ «Сборник методических документов по технической защите информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в волоконно-оптических системах передачи» от 12.03.12 г.
  7. № 638 дсп Приказ «Требования к системам обнаружения вторжений» от 06.12.11.
  8. «Методические рекомендации по технической защите информации, составляющей коммерческую тайну», утверждено Заместителем директора ФСТЭК России от 25.12.06 г. дсп.
  9. № 282 дсп Нормативно-методический документ «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации» (СТР-К), утвержден приказом Гостехкомиссии России от 30.08.02.
  10. «Сборник временных методик оценки защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам», Гостехкомиссия России, 2002 г. дсп.
  11. № 355 дсп Руководящий документ «Защита информации. Комплектующие помехоподавляющие изделия электронной техники, радиоэкранирующие и помехоподавляющие материалы. Общие технические требования», утвержден приказом Гостехкомиссии России от 31.08.2001 г.
  12. Руководящий документ «Автоматизированные системы Защита от нессанкионированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации», утвержден решением Гостехкомиссии России от 20.03.1992 г.

Какие основные проблемы в области обеспечения безопасности вы выделяете на настоящий момент как в аспекте информационной безопасности, так и с точки зрения обеспечения безопасности бизнеса?
Андрей Богословских, директор Дирекции информационных технологий Росбанка: Нацеленность хакерского сообщества на создание вредоносного кода, адаптированного к технологиям систем дистанционного банковского обслуживания. Кража паролей и ключевой информации с зараженных компьютеров клиентов.
Константин Меденцев, вице-президент по информационным технологиям Московского Банка Реконструкции и Развития: Основной задачей информационной безопасности является обеспечение и совершенствование защиты информационной инфраструктуры. Информационные технологии все шире используются и в криминальных целях. Технологии становятся более доступными, и стоимость атак на информационные системы снижается, тогда как защита электронных информационных ресурсов обходится все дороже. С помощью информационных систем кредитным организациям удается существенно снизить издержки на обслуживание клиентов, что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли. Однако механизмы исполнения установленных регуляторами требований ведут к значительному удорожанию банковского обслуживания. Чем выше уровень защиты данных, тем, разумеется, труднее их получить, так как усложняется архитектура соответствующих автоматизированных систем. В этой связи важно найти интегрированный подход или алгоритм действий, реализация которого позволит выполнить законные требования, но при этом не скажется отрицательно на деятельности банка и не приведет к удорожанию продуктов и услуг для потребителя.
Владилен Новоселецкий, начальник Управления информационной безопасности БИНБАНКа: Главная проблема - ограниченность финансирования ИБ. Она во многом определяет все остальные проблемы.

Вторая проблема - выбор для бизнеса той степени свободы, которая, с одной стороны, не позволит злоумышленникам разорить бизнес, с другой - не задушит бизнес. Очевидно, что инцидентов ИБ не будет, если все запретить. Но тогда и бизнес развиваться не будет. Поэтому нужно найти баланс между необходимой для бизнеса свободой действий и необходимой для обеспечения ИБ системой ограничений.

Третья проблема - проблема выбора СЗИ с требуемым функционалом, не оказывающих заметного негативного влияния на защищаемые средства (проблема функциональности и совместимости). СЗИ на рынке предлагается много, но... гладко было на бумаге.

Четвертая проблема - правовая - лицензирование деятельности с использованием СКЗИ, сертификация СЗИ и аттестация объектов автоматизации. Среди сертифицированных ФСТЭК России (ФСБ России) СЗИ большинство устарели. Поэтому при выборе СЗИ возникает дилемма: выполнить требования ФЗ, приобретя сертифицированное, но устаревшее СЗИ. Либо приобрести СЗИ новейшей разработки и, соответственно, более эффективное, но несертифицированное. Если выбран и уже приобретен несертифицированный вариант СЗИ, то его последующая сертификация превращается просто в кормушку для занимающихся этим организаций. В ходе сертификации СЗИ лучше не станет, но станет гораздо дороже. А если результат сертификации окажется отрицательным, то что делать с этим СЗИ? Вернуть продавцу?

Олег Подкопаев, директор по информационным технологиям Русфинанс Банка: Как всегда, основной угрозой информационной безопасности организации и бизнеса является инсайдер. И хотя последствия инсайдерских действий, как правило, менее заметны в явном виде, а иногда даже просто не видны - именно в этом заключается их основная опасность. Компрометация клиентской базы, например, помимо прямых юридических рисков в дальнейшем приводит к снижению бизнеса и потере доли на рынке, причем последствия становятся видны только тогда, когда делать что-либо уже поздно. Соответственно, основные усилия должны быть направлены на превентивные мероприятия, позволяющие не допустить подобной утечки либо вовремя ее выявить.

Александр Туркин, руководитель Центра верификации и информационного обеспечения БИНБАНКа: С аттестацией объектов информатизации картина такая: при любом изменении объект нужно переаттестовывать. Но в банке изменения происходят непрерывно! Меняется как компьютерное оборудование, так и программное обеспечение, технология работ. Таким образом, формально аттестация/переаттестация превращается в непрерывный бесконечный процесс с бесконечными расходами.

Как известно, для использования СКЗИ, подпадающих под постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 957, утвердившее Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами, необходимы лицензии ФСБ России. Но тогда они нужны не только для банка, но и для всех клиентов системы Клиент-Банк. Аналогично для всех клиентов систем электронного обмена с ФНС, Пенсионным фондом и т. п. Получается, что лицензии ФСБ России нужны для большинства организаций страны.

Евгений Шевцов, вице-президент ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК»: Кредитно-финансовые организации сегодня все чаще сталкиваются с широким спектром существующих угроз, таких как компьютерное мошенничество, компьютерные вирусы, взлом компьютерных систем, отказ в обслуживании и т. д. Высокая зависимость этих организаций, нашего банка в частности, от информационных ресурсов, объединение корпоративных сетей и сетей общего доступа, совместное использование информационных ресурсов повышают уязвимость от подобных угроз. Поскольку существующие в банке информационные системы изначально не проектировались с необходимым уровнем защищенности, то в большинстве случаев возможности обеспечения информационной безопасности ограничены.

Важнейшей проблемой, стоящей перед руководством и службой безопасности, является проблема внутренних угроз информационной безопасности, или, иными словами, проблема защиты информации от инсайдеров.

Поэтому сегодня, как в аспекте информационной безопасности, так и с точки зрения обеспечения безопасности бизнеса, жизненно необходима комплексная система информационной безопасности, которая задействует не только технические, но и организационные ресурсы, создание которой может обойтись банку значительно дешевле, чем ликвидация последствий угроз ИБ.

Изменился ли в результате кризиса характер взаимоотношений между IT-подразделением банка и службой безопасности? Произошло ли перераспределение обязанностей и функций? Каким образом?

Андрей Богословских: Кризис не изменил взаимоотношения между IT и безопасностью.

Константин Меденцев: Финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на характер ведения бизнеса, что в ряде случаев повлекло за собой заметные изменения в структуре кредитных организаций, связанные либо с сокращением, либо с перераспределением задач между подразделениями. В части информационной безопасности с основными смежными подразделениями, а именно - с подразделениями информационных технологий. Наблюдения показывают, что в ряде случаев имеет место передача функций, связанных с эксплуатацией систем обеспечения информационной безопасности, в подразделения информационных технологий. Однако негативное влияние данного перераспределения на ведение бизнеса в целом в основе своей может быть проявиться только в случае отсутствия оперативной корректировки процедур взаимодействия смежных подразделений. В случае грамотного описания процедур взаимодействия негативного влияния данное перераспределение не оказывает.

Владилен Новоселецкий: В связи со вступлением в действие Закона «О персональных данных» характер взаимоотношений должен был бы измениться в сторону ИБ. Но он не изменился. Возможно, что основной вклад в это внес кризис.

Олег Подкопаев: Кризис как таковой, конечно, на такие взаимоотношения не повлиял, поскольку его сущность была иной. Но с точки зрения взаимодействия подразделений банка действия стали слаженнее. В большей мере повлияли требования регуляторов, реализация которых требует более четкого взаимодействия служб IT и безопасности. При этом распределение функций не меняется: подразделения информационной безопасности являются регулирующими и контролирующими органами внутри банка, IT призвано реализовывать и обеспечивать информационную безопасность.

Евгений Шевцов: Характер взаимодействия не изменился. Обязанности и функции подразделений остались прежними, определяемыми нормативными документами банка.

Как вы оцениваете роль регулятора в области информационной безопасности банка? Насколько полезны, в частности, те шаги, которые ЦБ РФ предпринимает в законодательной сфере?

Андрей Богословских: Банк России разрабатывает стандарты ИБ, они носят рекомендательный характер (не являются законодательной сферой). Оценка двоякая. С одной стороны, стандарты ИБ ЦБ РФ полезны, так как они базируются на современных международных стандартах по ИБ. С другой стороны, в них много спорного, так как они базируются еще и на устаревших методиках и инструкциях Гостехкомиссии (ФСТЭК).

Константин Меденцев: Усилия Центрального банка не могут оставаться незамеченными. Важной вехой в становлении нормативно-методической базы Центрального банка в области информационной безопасности стал выпуск ряда регламентирующих документов. Таких как «Методика оценки соответствия информационной безопасности требованиям СТО БР ИБСС-1.0-2008» и «Методика оценки рисков нарушения информационной безопасности».

Олег Подкопаев: Я полагаю, ЦБ РФ поступает абсолютно правильно, приучая банки к мысли о возможной регуляции в области информационной безопасности. Причем это делается очень разумно, посредством выпуска сначала рекомендаций и методик самооценки, проведением пилотов по аудиту информационной безопасности, и лишь потом - а это вопрос времени - введением обязательных требований.

Александр Туркин: Регуляторов в области ИБ у нас три: ЦБ РФ, ФСТЭК России, ФСБ России. Шаги ЦБ в законодательной сфере предпринимаются в интересах банков, поэтому они, безусловно, для банков полезны, а вот насколько они окажутся эффективны - время покажет. Пока похоже, что какой-то эффект будет, хотя может и меньше, чем хотелось бы. Получили отсрочку на год, и ФСТЭК России снял гриф ДСП с четырех своих документов - уже хорошо. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что роль Банка России в этом вопросе, несомненно, позитивная. По приглашению Андрея Петровича Курило мы вошли в Рабочую группу АРБ по Закону № 152-ФЗ. Предложения и замечания по совершенствованию законодательства в сфере персональных данных, родившиеся в процессе совещаний Рабочей группы, я думаю, внесли значительный вклад в общую копилку.

Евгений Шевцов: Основным документом, которым руководствуется в своей деятельности служба информационной безопасности банка, является Стандарт Банка России: «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» (СТО БР ИББС-1.0-2008). Ожидаем, что новая редакция документа станет отраслевым стандартом для кредитно-финансовых организаций РФ.

Вступление в силу требований Закона № 152-ФЗ в полном объеме. Насколько сегодня банки готовы к этому? Что дает годичная отсрочка, которой удалось добиться?

Андрей Богословских: Банки не готовы. Годовая отсрочка мало что дает. Защищать ПД сильнее, чем банковскую и коммерческую тайну, - это нонсенс.

Константин Меденцев: Несмотря на то что Федеральный закон «О персональных данных» был принят еще в 2006 г., нормативно-методические документы, регламентирующие процессы построения систем защиты персональных данных, вышли в свет существенно позже. Учитывая немалые объемы финансовых затрат на реализацию систем защиты, у операторов обработки персональных данных на их реализацию осталось слишком мало времени. В этой связи годичная отсрочка пришлась очень кстати.

Олег Подкопаев: Естественно, никто, в том числе и банки, к введению Закона № 152-ФЗ в полном объеме не готов. Более того, не готовы регуляторы, что в общем-то и определило возможность переноса сроков. Причем годичная отсрочка здесь нужна не столько операторам, сколько законодателям, чтобы внести необходимые поправки, сформулированные в процессе попыток практической реализации требований Закона и соответствующих нормативных актов. Я думаю, это будет сделано в течение 2010 г. Будет также понятнее, что и как делать, требования станут больше соответствовать реалиям, и, наконец, у консультантов поднакопится опыт реализации на «пилотных» проектах.

Александр Туркин: Тут одна из проблем - толкование этого ФЗ и подзаконных актов. Если подходить формально и строго, то банки не готовы, и год отсрочки ситуацию кардинально не изменит. Если ряд требований будут скорректированы в сторону их ослабления, то степень готовности повысится.

Евгений Шевцов: Годичная отсрочка дает возможность сэкономить денежные средства при выполнении этих требований.

В связи с развитием дистанционного банковского обслуживания и планами активного развития банков в этом направлении насколько серьезной представляется проблема DDOS-атак на сайты банков, фишинга и прочих угроз для каналов ДБО?

Андрей Богословских: Угроза DDoS серьезна, но не сама по себе, а как средство сокрытия мошеннических транзакций с использованием украденных реквизитов клиентов.

Константин Меденцев: Как уже говорилось, развитие информационных технологий оказывает влияние и на криминальную сферу. Однако системы дистанционного банковского обслуживания при грамотном построении могут вполне уверенно противостоять некоторым видам угроз. Существующие в настоящее время средства мониторинга сетевой активности позволяют выявить источник DDOS-атаки достаточно быстро и наряду с этим позволяют предотвратить нанесение ущерба техническим средствам самой системы дистанционного банковского обслуживания. Однако проблемы, связанные с несанкционированным использованием ключевой информации, мало кого обошли стороной. Исключить данное явление возможно только совместными усилиями как со стороны кредитных организаций - путем внедрения более совершенных механизмов реализации криптографических процедур, так и со стороны самих клиентов - путем неукоснительного соблюдения рекомендаций по обеспечению информационной безопасности.

Александр Туркин: Проблема одна из самых серьезных. В некоторых банках накоплено много информации об источниках таких угроз. Ее консолидация, вероятно, могла бы существенно повысить раскрываемость в данной сфере. Но заинтересованного в такой информации консолидирующего правоохранительного органа не видно. И это при том, что в Доктрине информационной безопасности РФ эта угроза рассматривается как серьезная для экономики страны.

Евгений Шевцов: Считаю данную проблему серьезной. Банку необходимы инструменты, позволяющие предотвращать такие атаки на начальном этапе их действия. И не просто предотвращать, а защищать.

Какие основные проблемы/угрозы для своей деятельности с точки зрения ИБ вы видите на ближайшее будущее - 2010 г.?

Андрей Богословских: Соблюдение требований методических рекомендаций ФСБ и ФСТЭК по защите ПД. Развитие направления мошенничества с использованием каналов ДБО.

Константин Меденцев: Технический прогресс неуклонно идет вперед. Как уже отмечалось ранее, проникновение информационных технологий в криминальную сферу происходит ускоренными темпами. В этой связи представляется, что количество угроз информационной безопасности деятельности кредитных организаций может только возрастать. Однако более детальную оценку их характера и последствий сможет дать только время.

Владилен Новоселецкий: Основная проблема - приведение банка в соответствие с Законом «О персональных данных», а основная угроза - недопонимание или неверное понимание этой проблемы со стороны всех тех лиц, от которых зависит ее решение.

Евгений Шевцов: В рамках создания системы защиты персональных данных рассмотреть вопрос организации комплексной системы безопасности информационных ресурсов банка.

Оценить:

Стратегия информационной безопасности банков весьма сильно отличается от аналогичных стратегий других компаний и организаций. Это обусловлено прежде всего специфическим характером угроз, а также публичной деятельностью банков, которые вынуждены делать доступ к счетам достаточно легким с целью удобства для клиентов.

Обычная компания строит свою информационную безопасность, исходя лишь из узкого круга потенциальных угроз - главным образом защита информации от конкурентов (в российских реалиях основной задачей является защита информации от налоговых органов и преступного сообщества с целью уменьшения вероятности неконтролируемого роста налоговых выплат и рэкета). Такая информация интересна лишь узкому кругу заинтересованных лиц и организаций и редко бывает ликвидна, т.е. обращаема в денежную форму.

Информационная безопасность банка должна учитывать следующие специфические факторы:

1. Хранимая и обрабатываемая в банковских системах информация представляет собой реальные деньги. На основании информации компьютера могут производится выплаты, открываться кредиты, переводиться значительные суммы. Вполне понятно, что незаконное манипулирование с такой информацией может привести к серьезным убыткам. Эта особенность резко расширяет круг преступников, покушающихся именно на банки (в отличие от, например, промышленных компаний, внутренняя информация которых мало кому интересна).

2. Информация в банковских системах затрагивает интересы большого количества людей и организаций - клиентов банка. Как правило, она конфиденциальна, и банк несет ответственность за обеспечение требуемой степени секретности перед своими клиентами. Естественно, клиенты вправе ожидать, что банк должен заботиться об их интересах, в противном случае он рискует своей репутацией со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Конкурентоспособность банка зависит от того, насколько клиенту удобно работать с банком, а также насколько широк спектр предоставляемых услуг, включая услуги, связанные с удаленным доступом. Поэтому клиент должен иметь возможность быстро и без утомительных процедур распоряжаться своими деньгами. Но такая легкость доступа к деньгам повышает вероятность преступного проникновения в банковские системы.

4. Информационная безопасность банка (в отличие от большинства компаний) должна обеспечивать высокую надежность работы компьютерных систем даже в случае нештатных ситуаций, поскольку банк несет ответственность не только за свои средства, но и за деньги клиентов.

5. Банк хранит важную информацию о своих клиентах, что расширяет круг потенциальных злоумышленников, заинтересованных в краже или порче такой информации.

Преступления в банковской сфере также имеют свои особенности :

    Многие преступления, совершенные в финансовой сфере остаются неизвестными для широкой публики в связи с тем, что руководители банков не хотят тревожить своих акционеров, боятся подвергнуть свою организацию новым атакам, опасаются подпортить свою репутацию надежного хранилища средств и, как следствие, потерять клиентов.

    Как правило, злоумышленники обычно используют свои собственные счета, на который переводятся похищенные суммы. Большинство преступников не знают, как «отмыть» украденные деньги. Умение совершить преступление и умение получить деньги - это не одно и то же.

    Большинство компьютерных преступлений - мелкие. Ущерб от них лежит в интервале от $10.000 до $50.000.

    Успешные компьютерные преступления, как правило, требуют большого количества банковских операций (до нескольких сотен). Однако крупные суммы могут пересылаться и всего за несколько транзакций.

    Большинство злоумышленников - клерки. Хотя высший персонал банка также может совершать преступления и нанести банку гораздо больший ущерб - такого рода случаи единичны.

    Компьютерные преступления не всегда высокотехнологичны. Достаточно подделки данных, изменения параметров среды АСОИБ и т.д., а эти действия доступны и обслуживающему персоналу.

    Многие злоумышленники объясняют свои действия тем, что они всего лишь берут в долг у банка с последующим возвратом. Впрочем «возврата», как правило, не происходит.

Специфика защиты автоматизированных систем обработки информации банков (АСОИБ) обусловлена особенностями решаемых ими задач:

    Как правило АСОИБ обрабатывают большой поток постоянно поступающих запросов в реальном масштабе времени, каждый из которых не требует для обработки многочисленных ресурсов, но все вместе они могут быть обработаны только высокопроизводительной системой;

    В АСОИБ хранится и обрабатывается конфиденциальная информация, не предназначенная для широкой публики. Ее подделка или утечка могут привести к серьезным (для банка или его клиентов) последствиям. Поэтому АСОИБ обречены оставаться относительно закрытыми, работать под управлением специфического программного обеспечения и уделять большое внимание обеспечению своей безопасности;

    Другой особенностью АСОИБ является повышенные требования к надежности аппаратного и программного обеспечения. В силу этого многие современные АСОИБ тяготеют к так называемой отказоустойчивой архитектуре компьютеров, позволяющей осуществлять непрерывную обработку информации даже в условиях различных сбоев и отказов.

Можно выделить два типа задач, решаемых АСОИБ:

1. Аналитические. К этому типу относятся задачи планирования, анализа счетов и т.д. Они не являются оперативными и могут требовать для решения длительного времени, а их результаты могут оказать влияние на политику банка в отношении конкретного клиента или проекта. Поэтому подсистема, с помощью которой решаются аналитические задачи, должна быть надежно изолирована от основной системы обработки информации. Для решения такого рода задач обычно не требуется мощных вычислительных ресурсов, обычно достаточно 10-20% мощности всей системы. Однако ввиду возможной ценности результатов их защита должна быть постоянной.

2. Повседневные. К этому типу относятся задачи, решаемые в повседневной деятельности, в первую очередь выполнение платежей и корректировка счетов. Именно они и определяют размер и мощность основной системы банка; для их решения обычно требуется гораздо больше ресурсов, чем для аналитических задач. В то же время ценность информации, обрабатываемой при решении таких задач, имеет временный характер. Постепенно ценность информации, например, о выполнении какого-либо платежа, становиться не актуальной. Естественно, это зависит от многих факторов, как-то: суммы и времени платежа, номера счета, дополнительных характеристик и т.д. Поэтому, обычно бывает достаточным обеспечить защиту платежа именно в момент его осуществления. При этом защита самого процесса обработки и конечных результатов должна быть постоянной.

Каким же мерам защиты систем обработки информации отдают предпочтение зарубежные специалисты? На этот вопрос можно ответить, используя результаты опроса, проведенного Datapro Information Group в 1994 году среди банков и финансовых организаций :

    Сформулированную политику информационной безопасности имеют 82% опрошенных. По сравнению с 1991 годом процент организаций, имеющих политику безопасности, увеличился на 13%.

    Еще 12% опрошенных планируют разработать политику безопасности. Четко выражена следующая тенденция: организации с большим числом персонала предпочитают иметь разработанную политику безопасности в большей степени, чем организации с небольшим количеством персонала. Например, по данным этого опроса, всего лишь 66% организаций, с числом сотрудников менее 100 человек имеют политику безопасности, тогда как для организаций с числом сотрудников более 5000 человек доля таких организаций составляет 99%.

    В 88% организаций, имеющих политику информационной безопасности, существует специальное подразделение, которое отвечает за ее реализацию. В тех организациях, которые не содержат такое подразделение, эти функции, в основном, возложены на администратора системы (29%), на менеджера информационной системы (27%) или на службу физической безопасности (25%). Это означает, что существует тенденция выделения сотрудников, отвечающих за компьютерную безопасность, в специальное подразделение.

    В плане защиты особое внимание уделяется защите компьютерных сетей (90%), больших ЭВМ (82%), восстановлению информации после аварий и катастроф (73%), защите от компьютерных вирусов (72%), защите персональных ЭВМ (69%).

Можно сделать следующие выводы об особенностях защиты информации в зарубежных финансовых системах :

    Главное в защите финансовых организаций - оперативное и по возможности полное восстановление информации после аварий и сбоев. Около 60% опрошенных финансовых организаций имеют план такого восстановления, который ежегодно пересматривается в более чем 80% из них. В основном, защита информации от разрушения достигается созданием резервных копий и их внешним хранением, использованием средств бесперебойного электропитания и организацией «горячего» резерва аппаратных средств.

    Следующая по важности для финансовых организаций проблема - это управление доступом пользователей к хранимой и обрабатываемой информации. Здесь широко используются различные программные системы управления доступом, которые иногда могут заменять и антивирусные программные средства. В основном используются приобретенные программные средства управления доступом. Причем в финансовых организациях особое внимание уделяют такому управлению пользователей именно в сети. Однако сертифицированные средства управления доступом встречаются крайне редко (3%). Это можно объяснить тем, что с сертифицированными программными средствами трудно работать и они крайне дороги в эксплуатации. Это объясняется тем, что параметры сертификации разрабатывались с учетом требований, предъявляемым к военным системам.

    К отличиям организации защиты сетей ЭВМ в финансовых организациях можно отнести широкое использование стандартного (т.е. адаптированного, но не специально разработанного для конкретной организации) коммерческого программного обеспечения для управления доступом к сети (82%), защита точек подключения к системе через коммутируемые линии связи (69%). Скорее всего это связано с большей распространенностью средств телекоммуникаций в финансовых сферах и желание защититься от вмешательства извне. Другие способы защиты, такие как применение антивирусных средств, оконечное и канальное шифрование передаваемых данных, аутентификация сообщений применяются примерно одинаково и, в основном (за исключением антивирусных средств), менее чем в 50% опрошенных организаций.

    Большое внимание в финансовых организациях уделяется физической защите помещений, в которых расположены компьютеры (около 40%). Это означает, что защита ЭВМ от доступа посторонних лиц решается не только с помощью программных средств, но и организационно-технических (охрана, кодовые замки и т.д.).

    Шифрование локальной информации применяют чуть более 20% финансовых организаций. Причинами этого являются сложность распространения ключей, жесткие требования к быстродействию системы, а также необходимость оперативного восстановления информации при сбоях и отказах оборудования.

    Значительно меньшее внимание в финансовых организациях уделяется защите телефонных линий связи (4%) и использованию ЭВМ, разработанных с учетом требования стандарта Tempest (защита от утечки информации по каналам электромагнитных излучений и наводок). В государственных организациях решению проблемы противодействия получению информации с использованием электромагнитных излучений и наводок уделяют гораздо большее внимание.

Анализ статистики позволяет сделать важный вывод: защита финансовых организаций (в том числе и банков) строится несколько иначе, чем обычных коммерческих и государственных организаций. Следовательно для защиты АСОИБ нельзя применять те же самые технические и организационные решения, которые были разработаны для стандартных ситуаций. Нельзя бездумно копировать чужие системы - они разрабатывались для иных условий.

В современном мире хранение банковской информации, ее стоимость и значимость многократно возросли, что, в свою очередь, не могло не привлечь рост преступного интереса к ней.

Необходимость обеспечивать безопасность хранения данных, регулярная смена и проверка паролей и контроль вероятности утечки информации стали неотъемлемой частью работы каждого банка.

Для совершения кражи и взлома банковской системы злоумышленнику вовсе не обязательно врываться в банк. Осуществить взлом пользователь сети может со своего персонального компьютера, поэтому проблема вопроса информационной безопасности в банках стоит достаточно остро.

Банковские информационные системы и базы данных содержат конфиденциальную информацию о клиентах банка, состоянии их счетов и проведении различных финансовых операций.

Необходимость сохранять информационную безопасность этих данных очевидна, но без быстрого и своевременного обмена и обработки информации банковская система даст сбой. Поэтому необходима целая , которая сможет обеспечить защиту банковской информации и конфиденциальность клиентской базы.

Последовательность мер по защите этих данных можно представить таким образом:

  • оценка и разработка конфиденциальной информации;
  • оборудование объекта для осуществления защиты;
  • контроль эффективности принятых мер.

Банк может полноценно осуществлять свою деятельность лишь в случае налаженного обмена внутренними данными и надежной системой защиты. Оборудование информационной защиты банковских объектов может иметь различные формы.

Доступ к данным банка защищается с помощью системы идентификации, то есть паролями или электронными ключам. Работа с персоналом, использующим банковскую систему, включает в себя проведение инструктажей и контроль выполнения необходимых требований.

Строгий учет каналов и серверов, а также меры, обеспечивающие техническую защиту информации и безопасность банка подразумевают защиту резервных копий, обеспечение бесперебойного питания оборудования, содержащего ценную информацию, ограниченный доступ к сейфам и защиту от утечки информации акустическим способом.

Для анализа эффективности принятых мер необходимо вести учет или запись, которые будут отмечать работоспособность и действенность примененных в банке.

Принципы информационной безопасности банка

Несмотря на множество возможностей взлома и утечки информации, безопасность банковских данных и их конфиденциальность обеспечить вполне возможно.

Современные методы позволили усовершенствовать систему криптографии, а также реализовать такую меру, как электронная цифровая подпись (ЭЦП). Она служит аналогом собственноручной подписи и имеет непосредственную привязку к электронному ключу, который хранится у владельца подписи. Ключ состоит из двух частей: открытой и закрытой, и защищен специальным кодом.

Система безопасности в целом – это непрерывный процесс идентификации, анализа и контроля. Существует ряд основных принципов, согласно которым осуществляется обеспечение информационной безопасности банка:

  • своевременное установление и обнаружение проблем;
  • возможность прогнозирования развития;
  • актуальность и эффективность предпринятых мер.

Также необходимо особо подчеркнуть важность тщательной и регулярной работы с персоналом, поскольку обеспечение безопасности информации во многом зависит от качественного и аккуратного выполнения требований, предъявляемых службой безопасности.

Угрозы информационной безопасности банка

Человеческий фактор является основной и главной угрозой информационной безопасности, напрямую зависящей от человеческих отношений. Большая часть утечки информации объясняется халатностью персонала банка.

По статистике, около 80% правонарушений приходится на сотрудников банка, то есть на тех, кто непосредственно имел или имеет доступ к данным.

Однако, обеспечение внутренней информационной безопасности банка крайне необходимая мера не только для защиты конфиденциальности данных от профессиональной халатности и безалаберности, но и от намеренного взлома баз данных.

Кроме внутреннего фактора, существует также техническая угроза информационной безопасности как банков так и . К техническим угрозам относятся взломы информационных систем, лицами, не имеющими прямого доступа к системе, криминальными или конкурирующими организациями.

Съем и получение информации в данном случае производится с применением специальной аудио или видео аппаратуры. Одной из современных форм взлома является использование электрических и электромагнитных излучений, обеспечивающих злоумышленникам возможность получения конфиденциальной информации, и представляющих техническую угрозу утечки.

Компьютерные системы – это необходимое средство для осуществления работы банка, однако одновременно это и одно из самых уязвимых мест предполагаемой технической утечки.

Опасность и угрозу для программного обеспечения могут представлять также различные вредоносные для носителя информации компьютерные вирусы, программные закладки, которые способны разрушить введенные коды.

Самым известным способом решения вирусных проблем программного обеспечения являются лицензионные антивирусные программы, успешно справляющиеся с данной проблемой.

Защитить банковскую информацию от внутренних и внешних утечек поможет грамотный специалист в этой области и программное обеспечение, позволяющее отслеживать и блокировать передачу информации на съемные носители (например – флешки).

Важным направлением защиты также является своевременное распознавание и ограничение утечек различного вида.

В заключение можно отметить, что в силу экономической важности банковских систем, обеспечение их информационной безопасности является обязательным условием. Поскольку информация, находящаяся в базе данных банков представляет собой реальную материальную стоимость, то требования к хранению и обработке этой информации всегда будут повышенными.

Специфика и особенности системы обеспечения безопасности, безусловно, индивидуальны для каждого отдельного банка, поэтому комплексное и профессиональное предоставление систем защиты является необходимым условием работы всей банковской системы.