Перечень международных стандартов аудита. Классификация международных стандартов аудита. Основные цели Международных стандартов аудита

1. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
2. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
3. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
4. О службе главного аудитора Банка России: приказ Банка России от 31.03.1997 N 02-140 (ред. от 25.12.2002) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
5. Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов: рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (Приняты в г. Базеле в августе 2001 года) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
6. Абаева Н.П. Концептуальное содержание внутреннего аудита корпоративного управления / Н.П. Абаева, Н.А. Филевская // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1. - С. 207 - 212.
7. Абаева Н.П. Целеполагание как принцип внутреннего аудита в системе корпоративного управления / Н.П. Абаева, Н.А. Филевская // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2014. - № 3. - С. 40 - 43.
8. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК / Р.А. Алборов. - М.: Дело и сервис, 2004. - 464 с.
9. Алибеков Ш.И. Автоматизация работы службы внутреннего аудита / Ш.И. Алибеков // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 2. - С. 155 - 158.
10. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации / Л.Л. Арзуманова. - М.: Проспект, 2014. - 144 с.
11. Асанова И.М. Методика внутреннего аудита / И.М. Асанова, А.Н. Сырцев // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 2. - С. 40 - 41.
12. Балукова С.Е. Внутренний аудит как форма управленческого контроля на малых предприятиях / С.Е. Балукова // Молодой ученый. - 2015. - № 4. - С. 332 - 334.
13. Батова В.Н. Роль внутреннего аудита в обеспечении экономической безопасности предприятия / В.Н. Батова, Н.Ю. Юдаева // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2014. - № 2. - С. 142 - 148.
14. Березюк В.И. Внутренний контроль и аудит в условиях мирового кризиса - необходимость для компании / В.И. Березюк // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2012. - № 3. - С. 65 - 69.
15. Бородина В.В. Внутренний аудит основных средств организации / В.В. Бородина // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 48 - 57.
16. Брызгалов Д.В. Особенности риск-ориентированного внутреннего аудита в страховых компаниях / Д.В. Брызгалов // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 40 - 47.
17. Васильева Е.А. Внутренний аудит при обеспечении конкурентоспособности предприятия сферы услуг / Е.А. Васильева // Научное обозрение. - 2012. - № 3. - С. 186 - 193.
18. Васильева Е.А. Внутренний аудит как основополагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе управления организацией / Е.А. Васильева, Т.Н. Гуськова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 125 - 127.
19. Вахорина М.В. Классификация видов внутреннего аудита для целей принятия управленческих решений / М.В. Вахорина // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 59-61.
20. Воробьева О. К вопросу формирования плана и программы аудиторской проверки / О. Воробьева // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 1. - С. 344 - 348.
21. Воронин В.П. Признание международных стандартов аудиторской деятельности в России / В.П. Воронин, И.В. Панина // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 13. - С. 55 - 59.
22. Воронина Л.И. Аудит. Теория и практика / Л.И. Воронина. - М.: Омега-Л, 2014. - 576 с.
23. Галустов В.У. Исследование роли и методических подходов и вариантов создания службы внутреннего аудита / В.У. Галустов // Учет и статистика. - 2014. - № 1. - С. 43 - 49.
24. Глинская О.С. Исторические, правовые и экономические факторы формирования внутрихозяйственного контроля / О.С. Глинская, И.А. Накруткина // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 4. - С. 176 - 180.
25. Голубятникова О.Н. Методы формирования системы внутреннего аудита экономических субъектов по производству и продаже бытовой химии / О.Н. Голубятникова, А.В. Шохнех // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 5. - С. 207 - 214.
26. Демидов А.Ю. России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита / А.Ю. Демидов, О.Б. Иванов, С.Н. Мовчан // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2015. - № 1. - С. 20 - 32.
27. Долматова В.Ю. Организация внутреннего контроля: новый взгляд на управление экономическим субъектом / В.Ю. Долматова, О.А. Зыбинская // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 5. - С. 41 - 48.
28. Дунаева В.И. Использование аналитических процедур при проведении внутренних аудиторских проверок / В.И. Дунаева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 70 - 72.
29. Дунаева В.И. Особенности проведения внутренних аудиторских проверок в современных условиях / В.И. Дунаева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 81 - 83.
30. Егорова И.С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ / И.С. Егорова // Аудитор. - 2014. - № 8. - С. 49 - 60.
31. Егорова С.К. Внутренний аудит как форма управленческого контроля на малых предприятиях сферы услуг / С.К. Егорова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2013. - № 6. - С. 102 - 112.
32. Зуева Ю.М. Внутренний аудит системы управленческого учета / Ю.М. Зуева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. - С.91 - 93.
33. Зуева Ю.М. Организация внутреннего аудита в компании / Ю.М. Зуева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. - С. 185 - 187.
34. Иванов О.Б. Построение системы внутреннего аудита компании на основе внутрикорпоративных стандартов / О.Б. Иванов // Аудитор. - 2013. - № 4. - С. 44 - 47.
35. Иванова М.Н. Значение службы внутреннего аудита в отечественных организациях / М.Н. Иванова, А.Н. Устинова // Контентус. - 2014. - № 10. - С. 42 - 49.
36. Игошина Ю.А. Система внутреннего контроля как элемент управленческого учета / Ю.А. Игошина // Вестник НГИЭИ. - 2014. - № 1. - С. 59 - 69.
37. Каковкина Т.В. Организация системы внутреннего контроля и его взаимосвязи с бухгалтерским учетом / Т.В. Каковкина // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 220 - 225.
38. Ковалёва А.М. Внутренний управленческий аудит как составная часть системы управленческого контроля строительной организации / А.М. Ковалёва, Н.В. Куканова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1. - С. 143 - 147.
39. Комаров Н.Н. Внутренний аудит в системе финансового менеджмента предприятий / Н.Н. Комаров // Экономика природопользования. - 2013. - № 3. - С. 148 - 152.
40. Коське М.С. Внутренний контроль как обязанность экономического субъекта и объект оценки аудитора / М.С. Коське, И.В. Воюцкая // Аудитор. - 2015. - № 1-2. - С. 40 - 47.
41. Крышкин О.В. Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы / О.В. Крышкин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 478 с.
42. Кузнецова М.С. Внутренний аудит как инструмент минимизации рисков экономической безопасности предприятия / М.С. Кузнецова // Вестник науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 35 - 36.
43. Курилов К.Ю. Система внутреннего контроля и аудита на предприятии автомобильной промышленности / К.Ю. Курилов, А.А. Курилова // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 2. - С. 202 - 207.
44. Курилова А.А. Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности / А.А. Курилов, К.Ю. Курилова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2013. - № 4. - С. 22 - 26.
45. Мазий В.В. Управленческий аудит бухгалтерской информации в системе внутреннего контроля / В.В. Мазий // Научное обозрение. - 2013. - № 9. - С. 557 - 560.
46. Макальская М.Л. Международные стандарты аудита по вопросам планирования проверки / М.Л. Макальская, Н.И. Ковалева // Финансовый менеджмент. - 2013. - № 3. - С. 133 - 136.
47. Максимова Г.В. Внутренний аудит в компаниях со сложной организационной структурой / Г.В. Максимова // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2013. - № 11. - С. 85 - 87.
48. Максимова Г.В. Внутренний аудит: развитие стратегического планирования проверок / Г.В. Максимова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 1. - С. 35 - 39.
49. Мамушкина Н.В. Внутренний аудит как эффективный метод управления организацией / Н.В. Мамушкина // Вестник НГИЭИ. - 2013. - № 1. - С. 48 - 63.
50. Мельник М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях / М.В. Мельник // Аудиторские ведомости. - 2012. - № 1-2. - С. 118 - 134.
51. Миронова О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития / О.А. Миронова // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 120 - 123.
52. Мусипова Л.К. Внутренний аудит: понятие и необходимость информационного обеспечения / Л.К. Мусипова, А.Б. Алиева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 1. - С. 92.
53. Нагоев А.Б. Роль внутреннего контроля в деятельности организаций / А.Б. Нагоев, С.С. Сижажева, Ж.А. Аппоева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-10. - С. 2283 - 2287.
54. Нечухаева О.В. Правовые тенденции сближения национальных и международных стандартов аудиторской деятельности / О.В. Нечухаева // Право и бизнес. - 2014. - № 2. - С. 44 - 47.
55. Панкратова Л.А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией / Л.А. Панкратова // Аудитор. - 2012. - № 6. - С. 25 - 32.
56. Панкратова Л.А. Формирование системы внутреннего аудита в производственных структурах / Л.А. Панкратова. - М.: LAP Lamdert Academic Publishing, 2014. - 96 с.
57. Первова К.А. Актуальность внутреннего аудита в современных условиях / К.А. Первова // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 5. - С. 199 - 201.
58. Плахотя Т.В. Актуальные вопросы организации эффективной службы внутреннего аудита / Т.В. Плахотя // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-7. - С. 1469 - 1472.
59. Подольский В.И. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности / В.И. Подольский, А.А. Савина, Л.В. Сотникова. - М.: Инфра-М, 2010. - 302 с.
60. Попова Л.В. Методологические основы применения внутреннего аудита в системе управления коммерческой организацией / Л.В. Попова // Управленческий учет. - 2014. - № 10. - С. 93 - 101.
61. Ризванова М.В. Основные подходы к формированию системы внутреннего контроля в организации / М.В. Ризванова // Аудитор. - 2014. - № 7. - С. 33 - 38.
62. Рогуленко Т.М. Внутренний аудит и его место в системе внутрихозяйственного контроля / Т.М. Рогуленко // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1. - С. 568 - 576.
63. Савицкий Д.В. Внутренний управленческий контроль как основа оценки деятельности центров ответственности / Д.В. Савицкий // Аудитор. - 2014. - № 11. - С. 48 - 53.
64. Селезнева Е.С. Взаимодействие риск-ориентированного внутреннего аудита, внутреннего контроля и системы управления рисками в контрольной среде предприятия / Е.С. Селезнева // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 4. - С. 223 - 226.
65. Селезнева Е.С. Развитие внутреннего аудита в российских условиях ведения бизнеса / Е.С. Селезнева // Наука и общество. - 2014. - № 2. - С. 112.
66. Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль / Т.Ю. Серебрякова. - М.: Инфра-М, 2013. - 108 с.
67. Сметанко А.В. Классификация и характеристика принципов внутреннего аудита / А.В. Сметанко // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 2. - С. 49 - 59.
68. Сметанко А.В. Современный подход к определению сущности внутреннего аудита и его основных функций в системе корпоративного управления акционерным обществом / А.В. Сметанко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2013. - № 2. - С. 22 - 25.
69. Снегирева Л.И. Внутренний контроль / Л.И. Снегирева // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 4. - С. 79 - 84.
70. Сунгатуллина Р.Н. Идентификация рисков существенного искажения информации о фактах хозяйственной жизни при оценке системы внутреннего контроля / Р.Н. Сунгатуллина, О.Л. Гоголева // Аудитор. - 2014. - № 12. - С. 38 - 49.
71. Сунгатуллина Р.Н. Методические подходы к оценке системы внутреннего контроля в аграрных организациях / Р.Н. Сунгатуллина, О.Л. Гоголева // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 23 - 33.
72. Телепнева А.В. Риск-ориентированный внутренний контроль, как важный критерий эффективного управления организациями в рыночных условиях / А.В. Телепнева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 33. - С. 139 - 144.
73. Тлеубаева С. Организация внутреннего аудита в условиях экономической интеграции / С. Тлеубаева. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 152 с.
74. Товсултанова Л.Г. Аспекты эффективности создания службы внутреннего аудита / Л.Г. Товсултанова // Российское предпринимательство. - 2014. - № 9. - С. 12 - 19.
75. Умарова Н.С. Требования современных структур управления коммерческой организацией к учету и внутреннему контролю / Н.С. Умарова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 12. - С. 133 - 138.
76. Фаянцева Е.Ю. Внутренний контроль как метод управления финансовой устойчивостью компании в условиях экономической нестабильности / Е.Ю. Фаянцева // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 3. - С. 48 - 56.
77. Филевская Н.А. Совершенствование экономическим субъектом элементов механизма внутреннего контроля с применением ПЗ-11/2013 / Н.А. Филевская // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 238 - 241.
78. Хахонова Н.Н. Методологические и практические аспекты формирования службы внутреннего аудита / Н.Н. Хахонова // Академический вестник. - 2013. - № 3. - С. 162 - 167.
79. Хорохордин Д.Н. Нормативно-правовое регулирование внутреннего аудита холдингов и сложно структурированных экономических субъектов / Д.Н. Хорохордин // Аудитор. - 2015. - № 3. - С. 35 - 39.
80. Чхутиашвили Л.В. Повышение эффективности внутреннего контроля организации / Л.В. Чхутиашвили // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 1. - С. 210 - 213.
81. Шешукова Т.Г. Организация внутреннего аудита на малых предприятиях / Т.Г. Шешукова, А.В. Береснева // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 34 - 39.
82. Шлифер Е.В. Система внутреннего контроля в бухгалтерии: проблемы понятий и терминов / Е.В. Шлифер // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 16. - С. 117 - 122.
83. Щербакова Е.П. Внутренний аудит коммерческих организаций: проблемы оценки контрольной среды / Е.П. Щербакова // Академический вестник. - 2014. - № 1. - С. 63 - 69.
84. Щербакова Е.П. Комплексный подход к вопросу оптимизации процессов регламентации и стандартизации внутреннего аудита в российских коммерческих организациях / Е.П. Щербакова // Менеджмент сегодня. - 2014. - № 2. - С. 74 - 77.
85. Юнусова Д.А. Внутренний аудит в системе управления предприятием / Д.А. Юнусова // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2014. - № 5. - С. 56 - 59.
86. Языкова С.В. Внутренний аудит как составляющая системы внутреннего контроля организации / С.В. Языкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3. - С. 598 - 600.
87. Яхина Л.Т. Внутренний аудит в системе управления предприятием / Л.Т. Яхина, В.З. Миннигалеева // Научное обозрение. - 2014. - № 3. - С. 903 - 905.

Список литературы по аудиту, аудит список литературы 2017, список литературы по аудиту 2016, список литературы по бухгалтерскому учету и аудиту, список используемой литературы по аудиту, список литературы диплома по аудиту

В данном материале дан краткий обзор изменений в российском аудите в 2017 году и последствий для бизнеса. Подробный анализ последствий с комментариями экспертов «Правовест Аудит» Вы найдете в статьях:


Что меняется в обязательном аудите в 2017 году?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. В перечень международных стандартов аудита входит:

  • согласование условий аудиторских заданий;
  • контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
  • аудиторская документация;
  • формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
  • информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
  • модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40%, в связи с возрастающим по требованиям МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и других рабочих документов.

Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/projects#npa=51024

Аудиторское заключение по МСА станет более информативным и публичным

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита.

Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении.

Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Последствия для бизнеса

Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Последствия для бухгалтерии

Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

Почему аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Предпочтительнее будет провести аудит отчетности 2016 года по российским стандартам, заключив договор до конца 2016 года. Аргументы в пользу этого - отсутствие четкого регламента действий сторон договора на оказание аудиторских услуг по новым правилам, ощутимый рост трудоемкости и стоимости услуг, которые неизбежны при столь глобальных изменениях в аудиторской отрасли.

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.

Тип статьи:

Список литературы

1.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.

2.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и ос­новные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвер­ждено постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

3.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Докумен­тирование аудита», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

4.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планиро­вание аудита», утверждено постановлением Правительства Российской Фе­дерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

5.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Сущест­венность в аудите», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

6.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», утверждено постановлением Пра­вительства Российской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

7.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понима­ние деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бух­галтерской) отчетности», утверждено постановлением Правительства Рос­сийской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

8.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 9 «Связанные стороны», утверждено постановлением Правительства Российской Федера­ции № 405 от 4 июля 2003 г.

9.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 10 «События после отчетной даты», утверждено постановлением Правительства Россий­ской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

10.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 11 «Приме­нимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», ут­верждено постановлением Правительства Российской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

11.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 12 «Согласо­вание условий проведения аудита», утверждено постановлением Прави­тельства Российской Федерации № 532 от 7 октября 2004 г.

12.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 16 «Аудитор­ская выборка», утверждено постановлением Правительства Российской Феде­рации № 532 от 7 октября 2004 г.

13.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях», утверждено постановлени­ем Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

14.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников», утвержде­но постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

15.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 19 «Особенно­сти первой проверки аудируемого лица», утверждено постановлением Прави­тельства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

16.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 20 «Аналитиче­ские процедуры», утверждено постановлением Правительства Российской Фе­дерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

17.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 21 «Особенно­сти аудита оценочных значений», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

18.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника», утверждено постановлением Пра­вительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

19.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

20.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

21.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 25 «Учет осо­бенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность кото­рого подготавливает специализированная организация», утверждено постанов­лением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

22.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 26 «Сопостави­мые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено постанов­лением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

23.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 27 «Прочая ин­формация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгал­терскую) отчетность», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

24.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 28 «Использо­вание результатов работы другого аудитора», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

25.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотре­ние работы внутреннего аудита», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

26.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 30 «Выполне­ние согласованных процедур в отношении финансовой информации», утвер­ждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 ав­густа 2006 г.

27.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 31 «Компиля­ция финансовой информации», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

28.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 32 «Использо­вание аудитором результатов работы эксперта», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 557 от 22 июля 2008 г.

29.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено постановлени­ем Правительства Российской Федерации № 557 от 22 июля 2008 г.

30.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 557 от 22 июля 2008 г.

31.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудитор­ское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержден приказом Минфина России № 46н от 20 мая 2010 г.

32.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифи­цированное мнение в аудиторском заключении», утвержден приказом Минфи­на России № 46н от 20 мая 2010 г.

33.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) «Дополни­тельная информация в аудиторском заключении», утвержден приказом Мин­фина России № 46н от 20 мая 2010 г.

34.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержден приказом Минфина России № 16н от 24 февраля 2010 г.

35.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанно­сти аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», ут­вержден приказом Минфина России № 90н от 17 августа 2010 г.

36.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010) «Обязанно­сти аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита», утвержден приказом Минфина России № 90н от 17 августа 2010 г.

37.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 7/2011) «Аудитор­ские доказательства», утвержден приказом Минфина России № 99н от 16 авгу­ста 2011 г.

38.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 8/2011) «Особенно­сти аудита отчетности, составленной по специальным правилам», утвержден приказом Минфина России № 99н от 16 августа 2011 г.

39.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 9/2011) «Особенно­сти аудита отдельной части отчетности», утвержден приказом Минфина Рос­сии № 99н от 16 августа 2011 г.

40.Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финан­совой информации» одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999, протокол № 5

41.Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999, протокол № 6

42.ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»

43.ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосо­четаний на русском языке. Общие требования и правила»

44.ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин»

46.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверно­сти показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской от­четности (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине Рос­сии, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.)

47.Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, про­токол № 25 от 22 апреля 2004 г.)

48.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при провер­ке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрены Советом по ауди­торской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21 - 22 октября 2003 г.)

49.Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, про­токол № 25 от 22 апреля 2004 г.)

50.Аудит. Теория и практика: учебник для бакалавров / Н. А. Казакова, Г. Б. По- лисюк [и др.]: под общ. ред. Н. А. Казаковой. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 385 с.

51.Аудит: учебник для студентов высшего профессионального образования, обу­чающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и для подготовки бакалавров по направлениям подготовки 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», (профиль «Управленческий и финансовый учет»): учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Эконо­мика» / Р. П. Булыга и др.; под ред. Р. П. Булыги; Финансовый ун-т. при Пра­вительстве Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 431 с.

52.Аудиторская деятельность // Официальный сайт Минфина Российской Феде­рации. URL: www.minfin.ru/ru/accounting/audit/ (дата обращения 1.01.2016).

53.Бычкова, С. М. Аудит: учеб. пособие / С. М. Бычкова, Е. Ю. Итыгилова; под ред. Я. В. Соколова. - М.: Магистр, 2009. - 462 с.

54.Гутцайт, Е. М. Аудит и другие науки / Е. М. Гутцайт; Федеральное гос. обра­зовательное учреждение высш. проф. образования «Акад. бюджета и казначей­ства М-ва финансов Российской Федерации». - М.: ВивидАрт, 2011. - 373 с.

55.Ерофеева, В. А. Аудит: учеб. пособие для бакалавров / В. А. Ерофеева, В. А. Пискунов, Т. А. Битюкова; Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и фи­нансов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 640 с.

56.Парушина, Н. В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения ау­диторских проверок: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специаль­ностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 560 с.

57.Подольский, В. И. Основы аудита: учеб. пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров: базовый курс / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова; Ин-т проф. бухгалтеров и аудиторов России. - 4­е изд., перераб. и доп. - М.: Бинфа, 2009. - 187 с.

58.Рогуленко, Т. М. Основы аудита: учебник для студентов высших учебных заве­дений, обучающихся по специальностям 060500 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060600 - Финансы и кредит, 060600 - Мировая экономика, 351200 - Налоги и налогообложение / Т. М. Рогуленко, С.В. Пономарева. - 4-е изд., пе­рераб. и доп. - М.: ФЛИНТА; НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 668 с.

59.Санникова, М. О. Основы аудита: учебник для студентов высших учебных за­ведений / М. О. Санникова. - Саратов, Буква: 2015. - 301 с.

60.Суйц, В.П. Аудит: учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» и «Налоги и налогообложение» / В. П. Суйц, В. А. Ситникова. - 3-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. - 167 с.

61.Теория аудита: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» / С. И. Жминько и др.; отв. редакторы: Оксана Морозова, Ната­лья Калиничева. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 443 с.

62.Филипьев, Д. Ю. Основы аудита: учеб. пособие для студентов высших учеб­ных заведений, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 080107 «Налоги и налогообло­жение» / Д. Ю. Филипьев, Н. В. Пислегина. - 2-е изд., перераб. - Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2012. - 219 с.

Юдина, Г. А. Основы аудита: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / Г. А. Юдина, М. Н. Черных. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2012. - 382 с

Министерство финансов России своим приказом от 24.10.2016 N 192н ввело в действие 30 международных стандартов аудита. Они будут распространяться на контроль качества учета, аудит финансовой информации, задания по проведению обзорных проверок и другие сопутствующие аудиту услуги. Данные стандарты были признаны Правительством РФ еще летом 2015 года и с этого момента Международная федерация бухгалтеров приступила к официальному переводу на русский язык всех документов, содержащих международные стандарты аудита. Все они прошли необходимые экспертизы и вот теперь допущены для применения в России.

Перечень международных стандартов аудита, утвержденных Минфином

  1. Международный стандарт контроля качества 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг";
  2. Международный стандарт аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита";
  3. Международный стандарт аудита 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности";
  4. Международный стандарт аудита 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности";
  5. Международный стандарт аудита 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля";
  6. Международный стандарт аудита 300 "Планирование аудита финансовой отчетности";
  7. Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения";
  8. Международный стандарт аудита 320 "Существенность при планировании и проведении аудита";
  9. Международный стандарт аудита 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски";
  10. Международный стандарт аудита 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации";
  11. Международный стандарт аудита 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита";
  12. Международный стандарт аудита 500 "Аудиторские доказательства";
  13. Международный стандарт аудита 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях";
  14. Международный стандарт аудита 505 "Внешние подтверждения";
  15. Международный стандарт аудита 520 "Аналитические процедуры";
  16. Международный стандарт аудита 530 "Аудиторская выборка";
  17. Международный стандарт аудита 550 "Связанные стороны";
  18. Международный стандарт аудита 560 "События после отчетной даты";
  19. Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов";
  20. Международный стандарт аудита 620 "Использование работы эксперта аудитора";
  21. Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов";
  22. Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов";
  23. Международный стандарт обзорных проверок 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации";
  24. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов";
  25. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 "Проверка прогнозной финансовой информации";
  26. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации";
  27. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов";
  28. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг";
  29. Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации";
  30. Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции".

Приказ об утверждении международных стандартов аудита зарегистрирован Минюстом 10 ноября 2016 года и вступит в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Однако сами стандарты начнут применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу, а именно с 1 января 2017 года. Это определено Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

В статье рассматриваются порядок вступления в силу и применения на территории Российской Федерации международных стандартов аудита, их полный перечень, а также критерии оценки качества аудита, вводимые в действие с 2017 года.

Аудит в соответствии с международными стандартами аудита

Российский аудит вступил в 2017 г. с международными стандартами аудита. Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации" на территории России введены в действие 30 международных стандартов аудиторской деятельности, а аналогичным Приказом от 09.11.2016 N 207н - еще 18 стандартов.

Нормативными документами установлено, что международные стандарты аудита вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования, применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу на территории Российской Федерации, т.е. с 2017 г.

Перечень международных стандартов и иных международных документов, вступивших в действие с 2017 г., представлен в табл. 1.

Таблица 1

Международные стандарты аудита и иные международные документы, вступившие в силу на территории России с 2017 г .

Наименование документов

Нормативный акт, на основании которого документ введен на территории РФ

1. Международный стандарт контроля качества (МСКК) 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг"

2. Международный стандарт аудита (МСА) 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

3. Международный стандарт аудита (МСА) 210 "Согласование условий аудиторских заданий"

4. Международный стандарт аудита (МСА) 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

5. Международный стандарт аудита (МСА) 230 "Аудиторская документация"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

6. Международный стандарт аудита (МСА) 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

7. Международный стандарт аудита (МСА) 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

8. Международный стандарт аудита (МСА) 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

9. Международный стандарт аудита (МСА) 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

10. Международный стандарт аудита (МСА) 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

11. Международный стандарт аудита (МСА) 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

12. Международный стандарт аудита (МСА) 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

13. Международный стандарт аудита (МСА) 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

14. Международный стандарт аудита (МСА) 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

15. Международный стандарт аудита (МСА) 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

16. Международный стандарт аудита (МСА) 500 "Аудиторские доказательства"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

17. Международный стандарт аудита (МСА) 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

18. Международный стандарт аудита (МСА) 505 "Внешние подтверждения"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

19. Международный стандарт аудита (МСА) 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

20. Международный стандарт аудита (МСА) 520 "Аналитические процедуры"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

21. Международный стандарт аудита (МСА) 530 "Аудиторская выборка"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

22. Международный стандарт аудита (МСА) 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

23. Международный стандарт аудита (МСА) 550 "Связанные стороны"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

24. Международный стандарт аудита (МСА) 560 "События после отчетной даты"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

25. Международный стандарт аудита (МСА) 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

26. Международный стандарт аудита (МСА) 580 "Письменные заявления"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

27. Международный стандарт аудита (МСА) 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

28. Международный стандарт аудита (МСА) 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

29. Международный стандарт аудита (МСА) 620 "Использование работы эксперта аудитора"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

30. Международный стандарт аудита (МСА) 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

31. Международный стандарт аудита (МСА) 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

32. Международный стандарт аудита (МСА) 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

33. Международный стандарт аудита (МСА) 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

34. Международный стандарт аудита (МСА) 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

35. Международный стандарт аудита (МСА) 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

36. Международный стандарт аудита (МСА) 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

37. Международный стандарт аудита (МСА) 805 "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

38. Международный стандарт аудита (МСА) 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

39. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

40. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

41. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

42. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3400 (ранее МСА 810) "Проверка прогнозной финансовой информации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

43. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

44. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

45. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

46. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4400 (ранее МСА 920) "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

47. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

48. Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

МСА применяются начиная с 2017 г., при этом если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 г., то аудит может проводиться в соответствии со стандартами, действовавшими до вступления в силу данных МСА.

Порядок признания международных стандартов аудита подлежащими применению на территории России определен соответствующим Положением , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (далее - Положение).

В частности, решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Положением. В случае если решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации на основании соответствующего документа, поступившего из Международной федерации бухгалтеров, экспертиза не проводится. Документ, содержащий международные стандарты аудита, признанный подлежащим применению на территории Российской Федерации, прекращает действие с даты, определяемой Министерством финансов Российской Федерации.

В случае если при применении на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, между текстом указанного документа на русском языке и текстом этого документа на английском языке выявляется различие, уточнение текста документа, содержащего международные стандарты аудита, на русском языке осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Международной федерацией бухгалтеров.

Контроль качества аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В связи с переходом на МСА в ближайшее время необходимо привести в соответствие с ними документы, регулирующие отдельные аспекты аудиторской деятельности, а именно:

Перечень аудиторских услуг;

Вопросы профессиональной этики аудиторов и аудиторских организаций;

Особенности аудита малых экономических субъектов;

Внутренний и внешний контроль качества аудиторских услуг;

Другие аспекты аудиторской деятельности.

Все необходимые изменения в нормативно-правовой базе аудиторской деятельности предполагается предусмотреть в рамках Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, проект которой был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23 июня 2016 г. Концепция развития аудиторской деятельности направлена на обеспечение и повышение качества аудиторских услуг, снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации .

Аудиторские услуги, оказываемые российскими аудиторами, должны соответствовать международным стандартам аудита, при этом качество аудиторских услуг будет обеспечено международными стандартами аудита .

Минфин России в Информационном сообщении от 03.10.2016 N ИС-аудит-7 доводит до сведения, что Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2016 г. (протокол N 26) одобрены критерии оценки качества аудита. Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов (ранее - каждая саморегулируемая организация аудиторов устанавливала и применяла собственные критерии оценки). Они будут применяться для оценки качества выполненного аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

При проверках аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлявших аудиторскую деятельность, качество их работы будет оцениваться следующим образом:

- оценка "1" - ;

- оценка "2" - ;

- оценка "3" - выявлены существенные неустранимые нарушения.

Результатом проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора, не осуществлявших аудиторскую деятельность, станет одно из следующих заключений: существенные нарушения не выявлены или выявлены существенные устранимые нарушения.

В случае когда существенные нарушения при проверке не выявлены, проверенной аудиторской организации (индивидуальному аудитору) будет выдаваться . По результатам внеплановой проверки и в случае выявления существенных нарушений при плановой проверке саморегулируемая организация аудиторов будет выдавать выписку из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

Оценка качества работы аудиторских организаций и аудиторов при проведении ими аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности будет осуществляться в соответствии с установленными едиными критериями.

Кроме этого, определены оценки и виды заключений, формируемых при соответствии определенным критериям, а также виды документов, выдаваемых по результатам проводимых проверок.

Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов.

Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (одобрены Советом по аудиторской деятельности 22.09.2016, протокол N 26) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Единые критерии оценки качества аудитабухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подходапри осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов

Вид заключения

Критерии

Существенные нарушения не выявлены

1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и эффективность организации такого контроля достаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

3. Осуществление организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется

Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

Выявлены существенные устранимые нарушения

1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не в полной мере обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

3. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

Выявлены существенные неустранимые нарушения

1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные неустранимые нарушения требований и (или) Федерального закона "Об аудиторской деятельности", и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований

Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

В случае когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в проверяемом периоде не осуществляла (не осуществлял) аудиторскую деятельность, по результатам внешнего контроля качества работы такой аудиторской организации (такого индивидуального аудитора) выдается одно из заключений, представленных в табл. 3.

Таблица 3

Виды заключений по результатам внешнего контроля качества работы при отсутствии аудиторской деятельности

Вид заключения

Критерии

Документ, выдаваемый по результатам плановой проверки

Существенные нарушения не выявлены

2. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля способны в целом обеспечить соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

4. Характер выявленных нарушений не предполагает осуществление организационных мер по их устранению и обеспечению качества аудиторских услуг

Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности

Выявлены существенные устранимые нарушения

1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял).

2. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) условий членства в саморегулируемой организации аудиторов.

3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля недостаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

4. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

По результатам внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) выдается выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

С 1 октября 2016 г. согласно ст. 11, 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ сведения о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
2. Положение о признании Международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N 576.
3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
4. Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
5. Информационное сообщение Минфина России от 03.10.2016 N ИС-аудит-7.
6. Лосева Н.А. Качество аудиторских услуг в современных условиях (теория, методология, практика): Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 340 с.
7. Лосева Н.А. Международные стандарты аудита: признание и применение в России // Аудитор. 2016. N 11. С. 44 - 48.
8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: www.minfin.ru.