Бюджет государства - как основное звено финансовой системы. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы - реферат Госбюджет как ведущее звено финансовой системы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Это имеющий силу закона финансовый план государства. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. По своей экономической сущности госбюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении НД в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Государственный бюджет можно рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Он выполняет 2 функции:

1) распределительная функция проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей;

2) контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и в каком объеме финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как они распределяются и используются.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение НД, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования. Государство использует бюджет для регулирования экономики с помощью маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять различные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций, финансирование конверсии оборонных отраслей промышленности. Результатом такого воздействия служит рост НД, решение социальных проблем, расширение или уменьшение совокупного спроса и совокупного предложения, создание необходимой инфраструктуры.

Бюджет состоит из двух частей: доходы и расходы. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы используются на общегосударственные потребности. Для каждой страны структура бюджета имеет свои особенности, так как определяется экономическим потенциалом страны, масштабом решаемых государством задач, ролью государства в экономике, международной ситуацией и другими факторами.

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством России федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени. К неналоговым доходам относятся:

1) доходы от использования государственного и муниципального имущества;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

3) прибыль Центрального банка;

4) доходы от приватизации государственной собственности;

5) доходы от внешнеэкономической деятельности;

6) поступления от внебюджетных фондов.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В расходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиком и государством. Эти отношения проявляются при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальными называются расходы бюджета, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей.

В экономической литературе встречается и другая классификация расходов бюджета. В этом случае расходы делятся на 2 части:

1) государственные закупки товаров и услуг;

2) трансфертные выплаты.

В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджета возможны три финансовые ситуации:

1) дефицит бюджета (доходы меньше расходов); 2) бюджетный излишек или профицит (доходы больше расходов); 3) сбалансированный бюджет (доходы равны расходам).

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различной ролью в ином воспроизводстве.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов - национальном доходе. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено особенностями функционирования экономических субъектов общества, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств.

Функционирование всех звеньев подчинено общей цели - мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению и перераспределению.

Рис. 3.1. Звенья финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

· государственную бюджетную систему;

· внебюджетные специальные фонды;

· государственный кредит;

· фонды страхования;

· финансы предприятий различных форм собственности.

Следовательно, финансовая система России состоит из трех крупных сфер: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы страхования (рис. 3.1).

Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных средств, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в сфере материального производства. Основным назначением этой сферы является централизация денежных средств для регулирования экономики и решения социальных проблем на уровне народного хозяйства.

Финансы хозяйствующих субъектов - это децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Здесь формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Ключевое место среди них принадлежит финансам коммерческих предприятий.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурс осуществляемый в системе управления финансами страны и субъектов предпринимательства, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и институтов.

Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Решение этой задачи осложняется рядом объективных причин, поскольку необходимо учитывать наличие разных интересов участников рынка, рисков выполнения обязательств и т. п.


Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают домашние хозяйства, предприятия, государство. 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ 1. Государственный бюджет и налоги

Государственный бюджет - самое крупное звено госфинансов, которое представляет собой форму образования и расходования денежных средств, обеспечивающих функционирование государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство.

Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом.

Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны, уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономическихсубъектов, с другой - направленностью использования бюджетных средств.

С юридической точки зрения бюджет - это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Государственный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее для удовлетворения потребностей всего общества. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (иногда национального богатства) между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, территориями страны. Кроме этого, посредством государственного бюджета проводятся мероприятия по государственному финансовому регулированию экономики.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

· Перераспределение национального дохода;

· Государственное регулирование и стимулирование экономики;

· Финансовое обеспечение социальной политики;

· Контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Во взаимосвязях бюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы.

Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества экономических субъектов не лишать их возможностей для предпринимательства, простого и расширенного воспроизводства. Производители должны иметь все необходимые условия для эффективной предпринимательской деятельности.

Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Согласно бюджетному кодексу РФ бюджетная система состоит из трех уровней:

I федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

II бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

III- местные бюджеты.

Бюджетный процесс -это процедуры по разработке и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической жизни общества.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) и исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля, а также главные распорядители бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия. Контроль исполнения бюджетов возложен на органы казначейства.

В основе формирования бюджета лежат государственные доходы.

Государственные доходы - это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой государства.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации являются налоги, займы и эмиссия.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов (от 80 до 90 %).

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной, регулирующей и контрольной.

Соотношение финансовых ресурсов бюджетов зависит от финансовой политики на каждом историческом этапе развития государства и ежегодно утверждается при принятии закона о бюджете.Большая доля федерального бюджета характеризуется функциями и назначением данного бюджета, который решает проблемы в стране в целом (армия, наука, культура, космические достижения и производство). На долю федерального бюджета приходится от 50% до 70% финансовых ресурсов.Территориальный бюджет формирует ресурсы региона и решает территориальные проблемы бюджетной сферы и муниципальных предприятий. На его долю приходится от 20% до 50% финансовых ресурсов.

Местные бюджеты формируют ресурсы конкретного местожительства населения (город, поселок), финансируют жилищно-коммунальную деятельность, дошкольное образование, муниципальные предприятия. На его долю приходится от 5% до 20% финансовых ресурсов.

Все бюджеты функционируют автономно: местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Вторым по финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Это связано с наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Третьим методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Это самый непопулярный метод, так как приводит к росту избыточной денежной массы и усилению инфляции.

Государственные расходы - это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ - это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности.

При использовании государственных расходов из любых источников должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

К основным направлениям государственных расходов относят:

Расходы на социальные нужды - один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений. К экономическим расходам относится

· финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная энергетика и космическая отрасль;

· финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства);

· финансирование научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточения финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав включаются расходы на содержание личного состава; вооружение; материально-техническое оснащение; строительство военных объектов; на военные исследования и разработки; пенсионное обеспечение во­еннослужащих и членов их семей; подготовку кадров; создание запасов и резервов на случай войны и др. Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь затраты на военные исследования и разработки могут косвенно принести экономический эффект.

Расходы на управление – включает в себя расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти, на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуру. В расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, оплату транспортных и коммунальных услуг и т.д.

Затраты на текущее обслуживание внутреннего и внешнего долга – возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита.

Государственный бюджет – представляет собой основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.

По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства.

Доходная часть показывает откуда поступают денежные средства. Расходная часть показывает на какие именно цели направляются средства государства. Источниками доходной части государственного бюджета являются: налоги (прямые и косвенные). Они составляют от 80 до 90% дохода государства:

    государственные займы, составляющие от 10 до 20% доли государственного бюджета;

    эмиссия бумажных и кредитных денег. Этот источник правительство использует в том случае, когда располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов.

Расходная часть бюджета используется, прежде всего, на социальные пособия, образование, здравоохранение. С помощью этих расходов государство снижает разрыв в доходах различных социальных групп. Большая часть расходов государства направляется на финансирование производства, административно-управленческую деятельность, на оборону и т. д. Особо предусматриваются субсидии сельскому хозяйству. В период кризисов выделяет из расходной части бюджета значительные средства для финансирования антикризисной деятельности. Все правительства стремятся, чтобы доходная часть равнялась расходной. Их соответствие называют балансом дохода. На практике же расходная часть обычно превышает доходную. Это называется «бюджетным дефицитом».

В основе построения бюджета лежит ряд принципов, важнейшим из которых является принцип единства. Он означает, что бюджет объединяет все доходы и расходы государства. Следующим можно назвать принцип полноты , который предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Можно отметить также принцип реальности , который предусматривает правдивое отражение в бюджете всех доходов, расходов, финансовых операций и соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода). Он выполняет также контрольную функцию (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать). Регулирующая функция позволяет через изменение доходов и расходов госбюджета смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство (Англия, Франция, Япония), он включает бюджет правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центрального и местного, включает также бюджеты промежуточного уровня: штатов (США), земель (Германия), республик (Россия). Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяется бюджетным устройством . В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. Он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими уровню органами власти.

Каждый бюджет имеет собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно. Соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом.

Так, за счет центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т.д.

Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов, содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и т.п.

Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Она представляет собой научно обоснованную группировку расходов и доходов бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.

Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Существуют следующие виды бюджетной классификации по затратам: ведомственная (расходы классифицируются по министерствам и ведомствам); предметная (расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления и делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру; экономическая (расходы дифференцируются по хозяйственным признакам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, стипендии и т.д.); смешанная , при которой расходы классифицируются по ведомствам, министерствам, а в них - по предметам. Находят распространение и новые виды бюджетной классификации: целевая и функциональная . При целевой расходы распределяются в соответствии с общенациональными политическими, экономическими и социальными программами. Функциональная классификация делит расходы с учетом основных функций государства: на образование, на оборону и т.д. Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы составляют бюджет текущего потребления, а капитальные - бюджет развития. К первым относят затраты на оборону, трансфертные платежи, расходы на содержание органов государственной власти и управления, науку, выплату процентов по государственному долгу и т.п. Капитальные - затраты на финансовые вложения в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Структура расходов бюджета имеет свои особенности в разных странах. Однако везде действует одна тенденция - доля государственных расходов в национальном доходе возрастает.

Доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). Наиболее часто применяется классификация доходов по источникам. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги . В государственном бюджете России они составляют от 80 до 90% всех поступлений.

Источником доходов могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны. Важным источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Их размер может устанавливаться при планировании бюджета.

Чтобы не путаться в терминологии бюджет-документ логично называть бюджетным планом , а бюджет-денежный фонд - называть бюджетным фондом .

Бюджетный план – финансовый документ страны. В нем система денежных отношений выражена количественно. В процессе исполнения бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд – основной государственный централизованный денежный фонд.

Функции бюджета как финансовой категории

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в ее функциях. Так как бюджет является категорией финансовой, то ему присущи те же функции, что и финансам :

  • образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
  • использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
  • контрольная функция.

Первую функцию бюджета выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии ценных бумаг. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта :

  • заработной платы рабочих и служащих;
  • доходов лиц, работающих не по найму;
  • предпринимательской прибыли;
  • ренты, процентов.

Структура бюджетных доходов не является постоянной, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов.

Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, и бюджетные расходы охватывают все сферы и отрасли хозяйства.

Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов .

Третья функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. При этом стратегические задачи государства по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. Предсказуемость бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости.

Задание

по подготовке курсовой работы по дисциплине «Финансы»

Студенту экономического факультета ИвГУ специальности «Финансы и кредит»

1.Тема курсовой работы: Бюджет государства - как основное звено финансовой системы.

Срок сдачи курсовой работы_______________

Исходные данные к работе:

Во введении обосновать актуальность выбранной темы, указать цели и задачи исследования, привести имена экономистов, разрабатывавших данную проблему.

В I главе определить понятие, сущность и функции бюджета государства, его роль в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства.

Во II главе охарактеризовать источники формирования доходов и направления расходования средств федерального бюджета РФ за последние 3 года, оценить их соответствие целям и задачам бюджетной политики государства, исследовать возможные направления совершенствования механизма формирования и использования средств государственного бюджета РФ.

В заключении сделать выводы по результатам проведенного исследования.

Дата выдачи задания __________________

Задание принял к исполнению_______________________

(дата, подпись студента)

Руководитель работы _______________________________

(подпись)

Рекомендуемая литература: 1) учебники, учебные пособия, монографии по курсам «Финансы», «Бюджетная система». 2) Бюджетный кодекс РФ, законы о федеральном бюджете РФ за ряд лет, другие нормативные материалы 3) журналы «Финансы», «Экономист» и др., газеты «Экономика и жизнь», «Российская газета» и др.; 4) статистические материалы.

Введение

Глава 1. Теоретические основы сущности государственного бюджета и его связь с другими звеньями финансовой системы

1.1 Понятие, сущность и функции бюджета государства

1.2 Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства

Глава 2.Анализ доходов и расходов бюджета РФ

1 Источники формирования доходов и расходов бюджета

Заключение

Список литературы

Введение

Центральным элементов финансовой системы страны является бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Бюджет - центральное звено системы финансов, выражающее все их основные качественные признаки.

Поскольку государственные финансы - это совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет - это совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т. д.

Актуальностью темы является то, что надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от восновном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью курсовой работы является изучение бюджета государства - как основное звено финансовой системы.

Согласно цели в работе поставлен следующие задачи:

изучить теоретические основы сущности государственного бюджета и его связь с другими звеньями финансовой системы,

проанализировать доходы и расходы бюджета РФ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы сущности государственного бюджета и его связь с другими звеньями финансовой системы

1 Понятие, сущность и функции бюджета государства

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве.

Бюджет (от старонормандского bougette - кошель, сумка) - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год .

Бюджет - это важнейшая концепция, как в микроэкономике Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей . При этом государственный бюджет интегрирует все социально - экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего - бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних .

Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач - структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностный позиций как экономическая категория бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера.

Так, в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной России Л. В. Ходский писал: «Под государственным бюджетом, разумеют бюджетную роспись, т. е. роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предполагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (утвержденную) представителем верховной власти».

Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п .

В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий - возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

При переходе от бюджета вообще к бюджету государства происходит конкретизация важнейших элементов и условий. К причинам добавляется государственное устройство, а многообразие форм собственности должно предполагать государственную собственность, т. е. государство здесь выступает в качестве субъекта, владельца жизненных ценностей. Раскрыть экономическое содержание государственного бюджета поможет рис. 1 .

Рис. 1 Экономическое содержание государственного бюджета

Исходя из экономической сущности бюджета и в связи с необходимостью ее реализации, государственный бюджет выполняет следующие экономические функции:

В ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе страны;

Государство осуществляет вмешательство в экономику для преодоления возникающих в ней кризисных явлений;

В государственном бюджете наблюдается значительный рост затрат на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Эта функция проявляется в том, что бюджетное устройство государства создает возможность осуществления бюджетного контроля со стороны Парламента РФ и Министерства финансов РФ за образованием и движением всех финансовых потоков в государстве.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики. Бюджетный механизм позволяет на практике использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Это возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем, средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику ― субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно ―технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.

В современных условиях хозяйствования особенно важно изменить направления вложения бюджетных средств с целью обеспечения стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику бюджетное финансирование влияет на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов.

Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой для осуществления социальных преобразований.

Во взаимосвязях бюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы. Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества экономических субъектов не лишать их возможностей для предпринимательства, простого и расширенного воспроизводства. Производители должны иметь все необходимые условия для эффективной предпринимательской деятельности. Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения.

Основными параметрами бюджетной политики в настоящее время являются :

внедрение принципов среднесрочного планирования;

оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;

обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения доходных полномочий и упорядочения расходных обязательств на долгосрочной основе;

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам:

) По источникам образования

налоги с юридических лиц;

налоги с населения;

поступления от реализации или использования государственной собственности.

) По методу взимания

налоговые доходы - это поступления от налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль и т.д.)

неналоговые доходы:

а) поступления от продажи государственной собственности юридическим и физическим лицам;

б) поступления от реализации облигаций госзаймов и других государственных ценных бумаг;

в) доходы внебюджетных фондов;

г) доходы от внешнеэкономической деятельности.

безвозмездные поступления.

) По видам налогов

налог на прибыль;

подоходный налог и др.

Таким образом, бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

Из экономической сущности бюджета и в связи с необходимостью ее реализации, государственный бюджет выполняет следующие экономические функции:

перераспределение национального дохода.

государственное регулирование и стимулирование экономики.

финансовое обеспечение социальной политики.

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

2 Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства

Роль государственного бюджета - это результат, который достигается в процессе распределения финансовых потоков через бюджет.

Финансовая роль. При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов.

Регулирующая роль. При помощи бюджета происходит регулирование различных экономических процессов. Фискальная роль бюджета заключается в том, что государство для полного финансирования своих функций, должно обеспечить равенство доходов и расходов. Такой идеальный случай встречается крайне редко в финансовой практике. Как правило, в большинстве стран в современных условиях государство формирует бюджет либо с дефицитом, либо с профицитом.

В условиях бюджетного дефицита государство может проводить различную финансовую политику, которая как правило направлена на уменьшение размеров этого дефицита. Это может обеспечиваться :

Использованием благоприятной экономической конъюнктуры, когда есть возможность получать дополнительные доходы без ущемления интересов плательщиков. Такая ситуация наблюдается в период экономического роста. Автоматически увеличивается налоговая база. Экономическая конъюнктура никогда не бывает стабильной, экономика циклична, поэтому за периодами экономического роста, следует спад. Строить стабильный бездефицитный бюджет только на основе экономической конъюнктуры невозможно.

В определенных случаях для обеспечения роста доходов государство может изменять уровень налоговой нагрузки на плательщиков. Налоговая нагрузка это отношение суммы налогов к ВВП, умноженное на 100.

Сокращение расходов.

Если государство не может обеспечить равновесный бюджет, то используется тот или иной тип политики дефицитного финансирования:

Политика циклического бюджетного равновесия. Государство отказывается от ежегодного равенства доходов и расходов бюджета и переходит к обеспечению бюджетного равновесия в течение нескольких лет. Как правило этот промежуток времени охватывает экономический цикл. В период экономического цикла в условиях подъема экономики у государства образуются бюджетные профициты, которые оно накапливает для финансирования бюджетных дефицитов, образующихся в годы спадов и депрессий. Но не всегда период подъема равен периоду спада, а подъем может быть не очень существенным и т.д. Как правило, эта политика автоматически трансформируется в политику хронического бюджетного дефицита, для которого присуще постоянное бюджетное финансирование в течение нескольких десятилетий.

Хронический бюджетный дефицит предполагает, что он будет покрыт за счет кредитных источников. Это приводит к увеличению государственного долга.

В современных условиях государство стремится ограничить размеры бюджетных дефицитов и государственного долга, чтобы не было роста инфляции, нестабильности валютных курсов и т.д.
Нормальным уровнем бюджетного дефицита считается дефицит не более 3% ВВП. Предельный размер государственного долга - не выше 60% годового ВВП.

Государство, используя бюджетные инструменты - налоги и бюджетное финансирование, пытается воздействовать на экономические процессы в нужном для себя направлении.

Государство оказывает воздействие в основном на 4 экономических процесса :

Экономический рост

Уровень занятости

Состояние денежного обращения (уровень инфляции)

Валютный курс.

Государство может осуществлять два типа воздействия:

Стимулирующее. Осуществляется при помощи сокращения налогового бремени и увеличения бюджетного финансирования. Такая политика стимулирует рост производства и реализации товаров, работ и услуг, а также увеличивает занятость.

Негативные последствия возникают в сфере денежного обращения. Дополнительный спрос покрывается либо за счет увеличения объема производства, либо за счет увеличения цены, что создает стимул для инфляции.

Сдерживающее, или рестрикционное регулирование. Осуществляется путем увеличения налогов и сокращения бюджетного финансирования. Оно проводится, как правило, для сдерживания денежной массы, находящейся в обращении, и тем самым, для снижения темпов инфляции и стабилизации валютных курсов. Такое регулирование может также привести к снижению темпов роста производства.

Проблемы, возникающие при регулировании:

Регулирование носит косвенный характер, поэтому цели, которые были заложены государством при проведении регулирования, могут быть недостигнуты. Причина недостижения целей регулирования - в различной целевой направленности финансовой политики, которую проводит государство и экономические субъекты.

При проведении стимулирующей политики государство, как правило, не может обеспечить свои фискальные цели. Это противоречие носит временный характер, т.к. после достижения целей стимулирующего регулирования государство обеспечивает себя дополнительными доходами за счет роста облагаемых объектов.

Нельзя при помощи бюджетного регулирования положительно воздействовать на все экономические процессы одновременно. Бывают в экономике такие ситуации, когда одновременно происходит спад производства и инфляция (стагфляция). Стагфляция возникает в результате резкого увеличения цен, которые не компенсируются ростом доходов и приводят тем самым к сокращению объема покупок и снижению производства товаров, работ и услуг. Выход из стагфляции достаточно сложен, и любое регулирование, которое проводит государство, всегда имеет отрицательные последствия, которые связаны с тем, что разбалансирована вся экономическая система. Обычно при стагфляции сначала государство осуществляет рестрикционное, сдерживающее регулирование, а затем переходит к стимулирующему регулированию, увеличивающему объем производства.

Бюджетное регулирование может быть использовано только для формирования среднесрочных и долгосрочных пропорций и направления развития экономических отношений. Бюджетный механизм регулирования достаточно инертный и требует длительного периода времени для его изменения, а также для введения в действие, поэтому для регулирования текущих проблем развития экономики государство как правило применяет кредитные механизмы регулирования, такие как учетная ставка ЦБ, ставка рефинансирования ЦБ, нормативы обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке и операции центрального банка на открытых рынках (валютном, фондовом, кредитном).

Глава 2. Анализ доходов и расходов бюджета РФ

1 Источники формирования доходов и расходов бюджета

Согласно Налоговому кодексу РФ к федеральным налогам и сборам отнесены:

) налог на добавленную стоимость;

) налог на доходы физических лиц;

) налог на прибыль организаций;

) налог на добычу полезных ископаемых;

) водный налог;

) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

) государственная пошлина.

НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц или являются регулирующими налогами, т. е. эти виды налогов участвуют в формировании всех бюджетов на основании российского законодательства.

Анализ формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы свидетельствует, что налоги и сборы являются основными источниками формирования доходов бюджетов. В частности, на долю федеральных налогов и сборов приходится более 76% общей суммы дохода федерального бюджета.

К неналоговым источникам формирования дохода федерального бюджета относятся:

средства государственной собственности;

средства, полученные от деятельности государства;

средства, полученные государством от заимствований (внутренних и внешних).

Средствами государственной собственности являются:

земля и природные ресурсы, находящиеся в государственной (федеральной) собственности;

имущество, приватизация которого запрещена законом (не может быть продано), и, следовательно, государство само извлекает из него доход, поступающий в бюджет;

имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления и подлежит продаже в собственность другим лицам;

имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) с установлением запрета на участие в его приватизации иностранными юридическими и физическими лицами, а также в качестве учредителей, участников или аффилированных лиц;

имущество, которое приватизируется на основании решений Правительства РФ (передается другим лицам или предприятиям);

имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом.

Государство как собственник имущества определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества по назначению, его сохранностью, получением выгоды от его использования или реализации.

Имущество, земля и природные ресурсы могут быть использованы государством в целях извлечения прибыли в собственных интересах, переданы в аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов.

В соответствии с законодательством РФ государственное имущество в порядке реализации программы приватизации может быть передано государством другим лицам.

Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ.

Итак, все доходы бюджета в зависимости от формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

Отдельный правовой режим имеют доходы в виде остатка денежных средств на конец предыдущего года.

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального уровня, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые доходы составляют более 80% общих поступлений в федеральный бюджет.

Неналоговые доходы подразделяются на следующие группы:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества находящегося в государственной собственности. Эти доходы подлежат зачислению в бюджет в полном объеме. Доходы, полученные от использования приватизации имущества, подлежат перечислению в бюджет в соответствии с нормативами и в порядке, определёнными законодательством о приватизации;

доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. В эту же группу доходов включаются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации. Также бюджетный кодекс допускает применение других принудительных изъятий в пользу бюджета;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня.

К безвозмездным перечислениям относятся, например, средства, перечисляемые в бюджет из бюджета вышестоящего уровня.

Рассмотрим динамику доходов федерального бюджета, диаграмма, рисунок 2.

Рис. 2. Динамика доходов федерального бюджета

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета в 2015 году в диаграмме на рисунке 3.

финансовый система источник бюджет

Рис. 3 Структура доходов федерального бюджета в 2015 году

Расходы бюджета представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приёмов, благодаря которым средства из него поступают по своему назначению. Это - именно то свойство бюджета, с помощью которого реализуются цели бюджетной деятельности.

Рис. 4. Динамика расходов федерального бюджета

Одним из серьёзных недостатков действующей бюджетной системы является неэффективный контроль за расходованием средств из бюджетов всех уровней. К числу недостатков в этой области относится и финансирование бюджетных расходов методом взаимозачётов, а также платёжными средствами различной степени ликвидности, что приводит к недофинансированию получателей бюджетных средств.

Негативно сказывается сохраняющаяся практика неэффективных расходов, по сути ненужных с точки зрения интересов общества и государства. Поэтому Правительство РФ ставит перед собой задачу инвентаризации и сокращения государственных расходов при условии полного выполнения бюджетных обязательств.

К расходам государственного бюджета относятся расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента РФ, Федерального собрания, Счётной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, включая их территориальные структуры, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. В эту категорию входят расходы на федеральную судебную систему, оборону и обеспечение безопасности, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение межгосударственных интересов, в том числе на международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти и другие. Финансированию из государственного бюджета подлежат также расходы на организацию выборов и проведение референдумов Российской Федерации.

Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - проект федерального бюджета на 2015 - 2017 годы) .

При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования.

Основными результатами реализации бюджетной политики в период до 2014 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами, формирование "Бюджета для граждан".

С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при "базовой" цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от нефтегазовых доходов .

Кроме того, за счет накопления дополнительных нефтегазовых доходов сохраняется возможность обеспечения действующих обязательств даже в условиях существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Так, в 2013 году существенная часть дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета была направлена на замещение выпадающих ненефтегазовых доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в том числе от приватизации). Из 982 млрд. рублей дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в результате превышения фактической цены на нефть над установленной базовой ценой, на эти цели было использовано 770 млрд. рублей, оставшиеся 212 млрд. рублей подлежат перечислению в Резервный фонд. Такой подход к использованию дополнительных нефтегазовых доходов позволил избежать необходимости осуществлять государственные заимствования в неблагоприятных условиях и выполнить все принятые обязательства бюджета в полном объеме.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Бюджетное законодательство усматривает различные формы расходов бюджетов. В соответствии со ст. 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

) трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению или уменьшению бюджетных доходов;

) бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

) бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

) кредитов иностранным государствам;

) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных выше форм расходов бюджетов. Важнейшей формой расходов бюджета являются ассигнования на содержание бюджетных учреждений. В ст. 70 БК РФ предусмотрены цели, на которые бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства. К ним относятся :

оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Бюджетное законодательство устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

БК РФ содержит легальное определение государственного или муниципального контракта, а также государственного или муниципального заказа.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Порядок предоставления субсидий и субвенций коммерческим юридическим лицам, функционирующим не на государственной или муниципальной формах собственности, а также гражданам-предпринимателям, регламентируется ст. 78 БК РФ. В соответствии с данной статьей субсидии и субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям, допускается предоставлять :

из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год;

из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.

В случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки предоставленные субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Рассмотрим плановые доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2012-2014 гг., таблица 1 .

Наименование показателя

Профицит /дефицит

Значение показателя в млрд. руб. за



Абсолютное Факт-План отклонение показателя в млрд.руб.

в 2013г. к 2012 г.



в 2014 г. к 2013 г.



в 2014 г. к 2012 г.


Относительное отклонение показателя, в %

в 2013г. к 2012 г.



в 2014 г. к 2013 г.



в 2014 г. к 2012 г.



Таким образом, дефицит федерального бюджета РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 876,5 миллиарда рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - почти 1,5 триллиона рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 491 миллиарда рублей (0,7% ВВП).

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Учитывая разрегулированность бюджетного процесса, его высокую коррумпированность, волюнтаризм разработчиков, ведущих к бессистемному использованию расходной части бюджета, а также слабости налоговой базой бюджета, не позволяющей обеспечить цивилизованное, оптимальное обеспечение формирования доходной основы бюджета, необходимо осуществление следующего комплекса мер, базовых:

разработка бюджета должна опираться на современную долгосрочную стратегию развития экономики, государства и общества;

должен быть скорректирован Бюджетный кодекс и его отдельные разделы, касающиеся разработки бюджета. Он должен быть дополнен комплексом целевых стандартов: разработка идеологии; порядок подготовки исходных параметров; порядок рассмотрения ключевых параметров; схема разработки бюджета в Правительстве с участием представителей комитетов Госдумы; стандарт утверждения бюджета; стандарт контроля за реализацией бюджета; стандарт доведения бюджетных ресурсов до исполнителей; оценка эффективности использования бюджетных средств;

целесообразно все бюджетные денежные ресурсы, направленные на развитие национальной экономики, включая инвестиции, сосредоточить в одном потоке, регулируемом расходной статьей «национальная экономика»;

должна быть увеличена степень самостоятельности и ответственности главных распорядителей разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины.

Заключение

Бюджетное законодательство устанавливает порядок финансирования новых видов расходов, непредусмотренных ни одним бюджетом.

Если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, то указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе передачу необходимых финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджета.

При определении источников финансирования новых видов расходов бюджетов исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Финансирование новых видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели - объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт - закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета - одна из важных его составляющих. О расходах бюджета можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах. В материальном смысле, расходы бюджета это денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. В экономическом смысле расходы бюджета представляют собой отношения, возникающие в процессе распределения бюджета, как централизованного фонда Российской Федерации. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений - отношениях по расходованию бюджета, как централизованного фонда денежных средств Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях. С экономической точки зрения данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.

Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Собрание законодательства РФ", 08.12.2014, N 49 (часть V), ст. 6893 (приложение 20 (окончание), приложения 24, 27, 30, 31, 33, 35, 36, 38 - 43).

Афанасьев Мст. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система. - М.: Юрайт, 2011. - 784 c.

Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 539 с.

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2010. - 615 с.

Бюджетный кодекс Российской Федерации: с измен. и доп. на 1 ноября 2001г. - М.: Проспект, 2011. - 153 с.

Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К*, 2012. - 338 с.

Вышегородцев М.М. Управление бюджетом: Курс лекций / М.М. Вышегородцев. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 159 с.

Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов А.Я. Быстряков, Т.Д. Викулина, В.Ф. Воля и др.; Под. общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2013. - 680 с.

Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 268с.

Бюджетная система России: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Авт.: Г.Б. Поляк, А.А. Астахов, Л.А. Вафина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 540 с.

Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 687с.

Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.И. Вахрин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К*, 2014. - 344 с.

Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / П.И. Вахрин. - М.: Дашков и К*, 2012. - 342 с.

Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 350 с.: ил.

Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. По спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Г.М. Колпакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 496 с.

Экономика: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план. - М.: Проект, 2014. - 372 c.