Экономический рост и развитие тест по обществознанию (11 класс) на тему. Контроль темы "Экономика"(подборка тестов) Верные суждения об экономическом развитии

«Экономический рост и развитие» в1

1*

Факторы производства

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Сумма материальных и денежных средств, используемых для производства экономических благ

Земля

Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

Ответ: _________________________

2* . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) земля, 2) трудовые ресурсы. 3) факторы производства, 4) капитал, 5)информация. 6) предпринимательские способности.

Ответ: _________

3*. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют факторы производства.

1) предпринимательство, 2) труд, 3) ценные бумаги, 4) курс валют, 5) капитал, 6) земля

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Ответ: _____________

7**. Выберите верные суждения об экономическом росте и развитии и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Под экономическим ростом понимается увеличение количества денег в обороте.

2) Одним из показателей экономического роста является прирост реального валового внутреннего продукта.

3) С переходом к постиндустриальному обществу приоритетным становится производство товаров, а не услуг.

4) Экстенсивный экономический рост достигается за счет развития техники.

5) Интенсивный экономический рост связан с подъемом производительности труда.

Ответ: _____

8** . Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) Строительство новых предприятий

Б) Замена устаревшей техники более современной

В) Увеличение численности работников предприятия

Г) Переобучение работников

Д) Расширение посевных площадей

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

1) экстенсивные

2) интенсивные

9** . В компании Z принято стратегическое направление об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведенном ниже списке подтверждения того, что речь идёт об интенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) использование современных компьютерных технологий

2) приобретение со значительной скидкой партии оборудования прошлого поколения

3) увеличение масштабов производства за счёт открытия новых цехов

4) инвестиции в инновационные разработки

5) повышение квалификации работников

6) повышение производительности труда

Ответ: ___________

12* . Социологические службы стран Z и Y провели опрос общественного мнения. Участникам опроса был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

1) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для опрошенных страны Z выше, чем для опрошенных страны Y.

2) Доля тех, кто считает развитие инициативы работников эффективным способом увеличения производительности труда, среди опрошенных страны Y выше, чем среди опрошенных страны Z.

3) Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, среди опрошенных страны Z выше, чем среди опрошенных страны Y.

4) Опрошенные обеих стран в равной мере отмечают повышение квалификации работников как наиболее эффективный способ увеличения производительности труда.

5) Половина опрошенных страны Y считают повышение оплаты труда наиболее эффективным способом увеличения производительности труда.

Ответ: ________

25*** . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «факторы производства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных факторах производства, и одно предложение, раскрывающее ограниченность любого фактора производства.

26***. В рыночной экономике с определенной периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

27*** . В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

Тест «Экономический рост и развитие» в2

1* . Запишите слово, пропущенное в таблице.

Экономический рост

Увеличение внутреннего валового продукта за счет расширения масштабов производства

Увеличение ВВП за счет эффективности производства

Ответ: ___________________

2*. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)стагнация, 2) экономический цикл, 3) экономический кризис, 4) оживление экономики, 5) рецессия.

Ответ: ______________

3* . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «факторы производства»

1) труд, 2) спрос, 3) предпринимательские способности, 4) капитал, 5) земля, 6) равновесная цена

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны. Ответ: ________________

7** . Выберите верные суждения об экономическом развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования.

2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей.

3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики.

4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная.

5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны.

Ответ: _____________

8** . Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

А) увеличение посевных площадей

Б) использование современных агротехнологий

В) переобучение работников фермерского хозяйства

Г) строительство дополнительных предприятий

Д) увеличение численности обслуживающего персонала

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

1) экстенсивные

2) интенсивные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Найдите в приведенном списке проявления интенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рациональная организация производства

2) повышение процентной ставки по кредиту

3) внедрение более производительной технологической линии

4) разведка новых месторождений цветных металлов

5) обучение персонала новым приемам обработки информации

12* . Учёные изучали потребительское поведение жителей стран Z и Y в условиях экономического кризиса. На гистограмме приведены данные (в % от числа отвечавших) о том, как в течение года изменился потребительский спрос.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто стал покупать продукты более дешёвых марок, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли респондентов в обоих опросах отметили, что отказались от покупки некоторых продуктов.

3. Доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже ходить в магазин, в стране Z больше, чем в стране Y.

4. Среди опрошенных в стране Z доля тех, кто отказался от покупки некоторых продуктов, больше доли тех, кто считал, что кризис не повлиял на потребительский спрос.

5. Среди опрошенных в стране Y доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже стал ходить в магазин, больше доли тех, кто покупает продукты более дешёвых марок.

Ответ: _______

========================

25***. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический рост»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о показателях экономического роста, и одно предложение, содержащее информацию о темпе роста.

26*** . Назовите два любых фактора экономического роста и раскройте механизм действия каждого из них

27*** . За сорок лет с 1950 по 1990 год производство зерна в мире увеличилось в три раза: с 630 до 19170 млн тонн. При этом посевные площади не увеличились. К 2025 году ожидается мировое производство зерна на уровне 4000 млн тонн. О каком пути развития сельскохозяйственного производства говорят эти данные? По какому признаку вы это определили? Укажите любой другой признак данного пути экономического развития.

<...>.

<...>.

(АЛ. Кайгородцев)

21.

22.

23

24

==============================================

В экстенсивном земледелии, основанном на минимизации затрат на землю и производство, максимизируется использование почвенно-климатических ресурсов. При такой направленности экстенсивное земледелие не способствует экологизации производственного процесса. Наоборот, формирование урожаев основывается, в первую очередь, на расточительном использовании естественного плодородия почв, что ведёт к их истощению <...>.

Мировой опыт свидетельствует о том, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве в настоящее время является основным. Еще в 1960-1980 годах увеличение производства зерновых в мире на 1/5 происходило вследствие расширения площадей, а на 4/5 - в результате повышения урожайности. В экономически развитых странах эта доля составляла 86% (в Западной Европе - 100%), а в развивающихся странах - 77% (в Африке и Латинской Америке 46-48%).

При интенсивном земледелии только 10% урожая формируется за счёт естественного плодородия почв. Интенсификация и, прежде всего, оптимизация питания «смягчают», но не исключают влияния гидрометеорологических условий на продуктивность сельскохозяйственных культур. Удобрения и средства защиты растений почти на 50% обеспечивают формирование урожая. Если добавить к этому прирост урожая за счёт использования интенсивных сортов и семян высоких кондиций, то получится, что до 3/4 урожая определяется рассмотренными факторами интенсификации. При этом продуктивность пашни должна составить не менее 40-50 центнеров с га. Такой погектарный сбор полностью согласуется с ожидаемым в 2025 году мировым производством зерна на уровне около 4 млрд тонн.

Ситуация со снабжением человечества необходимым количеством продуктов питания уже во второй половине XX в. могла бы стать катастрофической, если бы аграрной наукой не были бы найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия <...>.

Вместе с тем, при оценке возможностей интенсивного пути развития сельского хозяйства необходимо учитывать, что потенциал традиционных путей интенсификации сельскохозяйственного производства в значительной степени уже исчерпан. Перспективы интенсификации, в первую очередь, связаны с той технологической революцией, которую переживает сельское хозяйство экономически развитых стран Запада, прежде всего, США.

(АЛ. Кайгородцев)

21. Назовите два пути развития земледелия, которые сравнивает автор. Какой из них в настоящее время является основным? Сформулируйте в одной фразе его отличительную особенность.

22. Назовите любые три фактора повышения сельскохозяйственного производства, указанные в тексте

23 . О каком вкладе науки в решение продовольственной проблемы говорится в тексте? В какой роли выступила аграрная наука по отношению к сельскому хозяйству? Приведите любой собственный пример реализации наукой данной роли.

24 . Автор связывает перспективы интенсификации с технологической революцией, которую переживает хозяйство экономически развитых стран Запада. Опираясь на полученные знания, укажите, в чём эта революция проявляется. (Назовите любые три проявления)

==============================================

Прочитайте текст и выполните задания 21-24

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ

(на примере Омской области)

В приведенном ниже фрагменте текста автор анализирует развитие Сибири в условиях административно-командной системы в 1980-е годы.

Можно приводить немало примеров, когда «сила» того или иного ведомства, его стремление рассматривать территорию только как полигон для собственного развития брали верх над региональными интересами и в результате приводили к серьезным негативным последствиям на уровне региона. Так, интенсивное развитие крупной промышленности (машиностроение, нефтехимия, теплоэнергетика) в пределах только города Омска привело к его гипертрофии. Из этого естественным следствием возникал целый ряд проблем экологических, проблем развития социальной и производственной инфраструктуры и т.д., решать которые государство не спешило, а регион самостоятельно не мог. Несмотря на бурные темпы роста региональной экономики и более высокую «отдачу» (в 1980-х гг. выпуск продукции в расчете на единицу площади в Омской области был выше общесоюзного на 60%; степень занятости в народном хозяйстве также превышала средний по стране), население области имело относительно более низкий, чем по стране в целом, уровень жизни и уровень социальной защиты. Так, непростая экологическая обстановка не компенсировалась развитием здравоохранения. В 1986 году бюджетные затраты по этому направлению в области в расчете на одного жителя были в 2,17 раза меньше, чем по стране в целом.

Западная Сибирь стала районом зарождения наиболее массовых и относительно дальних транспортных потоков, среди которых доминируют поставки топлива и сырья в европейскую часть страны. К 1985 г. объем перевозок из Западной Сибири на Урал, в Центр и другие экономические районы европейской части страны в десятки раз превышал средний поток в обмене экономических районов СССР. По сути, государство мерами проводимой им политики, активно развивая Сибирь, по- прежнему рассматривало ее лишь в качестве ресурсно-производственной базы.

(В. АЛЕЩЕНКО. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ (на примере Омской области)Труды Вольного экономического общества, 2008)

21 . Какие показатели использует автор для анализа последствий экономического роста Омской области? (Укажите три из них).

23 . В условиях административно-командной экономики интересы развития отдельного региона нередко уступали узковедомственным целям. Какие проблемы вызвало интенсивное развитие Омской области в 1980-е годы? Назовите любые две проблемы, выявленные автором, и конкретизируйте любую из них с помощью примера.

24 . Автор статьи подчеркивает, что в развитии Сибири акцент делался на ресурсно- промышленную политику при отставании социальных мер. Опираясь на знания экономического курса, назовите три направления расходов государственного бюджета, способствующих развитию социальной сферы.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!


3.4. Экономический рост. Экономический цикл.

Вспомним! Экономический рост – это долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП. Существенным является то, что речь идет о росте реального, а не о номинального ВВП, что это многолетний процесс и что ВВП растет как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения.

Экономический рост может быть обусловлен тем, что в стране происходит увеличение количества ресурсов и/или повышение их качества.

Увеличение количества факторов производства – это экстенсивный рост:

- увеличение количества трудовых ресурсов;

- увеличение количества доступных природных ресурсов;

- увеличение капитальных ресурсов.

Повышение качества факторов производства – это интенсивный рост:

- повышение производительности труда;

- доступность природных ресурсов более высокого качества;

- совершенствование техники и технологии;

- повышение качества управления.

Экономический цикл – это периодические колебания деловой активности в стране. Когда экономика достигает уровня максимальной деловой активности в области точки пика , наступает период сверхзанятости и высокой инфляции. Во время спада деловая активность начинает сокращаться, вплоть до низшей точки спада, При этом предприятия закрываются, безработица растет. Область вокруг низшей точки спада называется кризисом. Это период недоиспользования экономических ресурсов, высокой безработицы.

1. Заполните схему.


Не является признаком экономического роста

Признаки экономического роста


Долгосрочная тенденция роста ВВП

Рост реального ВВП

Увеличение ВВП на душу населения

2.Заполните схему.

2.Заполните схему.

Факторы экономического роста

Условия экономического роста:

Увеличение количества ресурсов и повышение качества ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательство)



Факторы экстенсивного роста

Факторы интенсивного роста


1.Открытие месторождений

2.Рост добычи полезных ископаемых

3._____________________ _____________________

4.____________________ __________________

5._____________________ __________________

6.______________________ __________________



1.Технический прогресс

2.Повышение производительности труда

3.________________ _________________

4.________________ _________________

5.________________

_________________

6._______________ _________________

3.Укажите три существенных признака экономического роста.

2)_________________________________________________________

3) ________________________________________________________

4.Приведите два примера, когда рост реального ВВП не может расцениваться как экономический рост.

1)________________________________________________________

2)________________________________________________________

3)________________________________________________________

5.Какой рост, интенсивный или экстенсивный, происходит при увеличении количества используемых ресурсов?

6.Если вы повышаете свой общеобразовательный уровень, то скажется ли это на экономическом росте страны? Если да, то на каком именно?

____________________________________________________________


  1. Поясните, что происходит с макроэкономическими показателями во время экономической активности.
Уровень безработицы________________________________________

Уровень инфляции ____________________________________________

Уровень реального ВВП ______________________________________

8.Верны ли следующие суждения об экономическом росте?

А. Если реальный ВВП страны вырос по сравнению с прошлым годом на 10%., то это означает экономический рост.

Б. Экономический рост – это долгосрочная тенденция увеличения номинального ВВП.

9. Верны ли следующие суждения об экономическом цикле?

А. Во время спада деловой активности безработица снижается.

Б. Циклические колебания деловой активности предсказуемы.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

10. Верны ли следующие суждения о благосостоянии?

А. Чем выше темпы роста населения, тем выше уровень благосостояния при прочих равных условиях.

Б. Чем выше темп экономического роста, тем выше уровень благосостояния при прочих равных условиях.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

11. Интенсивным фактором экономического роста является.

1) увеличение количества рабочего времени;

2) увеличение численности работников;

3) ввод в действие дополнительного оборудования;

4) рост производительности труда.

12. Экономическим ростом является

1) увеличение номинального ВВП по сравнению с прошлым годом

2) увеличение номинального ВВП в течение 20 лет;

3) увеличение реального ВВП по сравнению с прошлым годом ;

4) увеличение реального ВВП в течение 8 лет.

13. В период пика деловой активности

1) высокая безработица;

2) высокая инфляция;

3) ресурсы используются наиболее эффективно;

4) ресурсы используются наименее эффективно.

3.5. Типы экономических систем.
1.Перечислите три главных вопроса, по которым можно определить тип экономической системы.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2.Самолет потерпел катастрофу и совершил вынужденную посадку на необитаемом острове. Какой тип экономической системы иллюстрирует отношения, складывающиеся между уцелевшими людьми? __________________________________________________________________ _________________________________________________________________

3.Какой тип экономической системы сложился в настоящее время в России?_________________________________________________

4.В какой экономической системе частная собственность является основной формой собственности?__________________________

5.Господин Сидоров хочет продать, выращенные им, помидоры как можно дороже, а госпожа Бубликова хочет купить их как можно дешевле. В рыночной экономике этот вопрос решается:

1) в результате конкуренции;

2) в результате установления правительством цен на помидоры;

3) в результате вмешательства избирателей;

4) с позиции физической силы сторон, участвующих в сделке.

6.Чем характеризуется рыночная экономика?

1) господством частной собственности;

2) разрешением вопросов «что?», «как?», «для кого?» с помощью механизма цен;

3) отсутствием вмешательства государства в экономику ;

4) всем вышеперечисленным.

7.В государстве Голландии экономические блага производятся с незапамятных времен старым дедовским способом: профессия определяется при рождении. В этом государстве:

1) традиционная экономика; 2) рыночная экономика;

3) командная экономика; 4) смешанная экономика.

8.Главные вопросы экономики «что производить?», «как производить?», и «каким образом распределять?»:

1) полностью решены правительством Великобритании;

2) не существуют при командной экономике;

3) не существуют при смешанной экономике;

4) существуют во всех странах.

9.Государственное вмешательство в работу рыночного механизма связано с необходимостью:

1) защиты конкуренции;

2) сбора налогов и перераспределения доходов;

3) охраны окружающей среды;

4) всего вышеперечисленного.

10.Экономика страны является смешанной, когда:

1) фирмы занимаются производством только с разрешения правительства;

2) государство не вмешивается в работу рынка;

3) государство и частный сектор взаимодействуют, решая основные экономические проблемы;

4) между данной страной и другими странами отсутствуют торговые барьеры.

11.Все нижеследующее является характеристикой абсолютной командной экономики, кроме того, что:

1) существует директивное централизованное планирование экономической деятельности;

2) государство решает, что, как и для кого производить;

3) существуют государственная собственность и государственное распределение экономических ресурсов;

4) существуют частная собственность и частное распределение экономических ресурсов.

12.Тип хозяйства, при котором продукция производится для удовлетворения потребностей самих производителей этой продукции, а не для продажи, называется:

1) натуральным; 2) рыночным; 3) капиталистическим; 4) командным.

13.В командной экономической системе количество товаров и услуг, которые должны быть произведены, определяется:

1) руководителями предприятия;

2) покупателями этих товаров и услуг;

3) национальными традициями;

4) государственными экономическими планами.

5) Специализация:

6) Повышает производительность труда;

7) Снижает производительность труда;

8) Не оказывает никакого влияния на производительность труда;

9) Препятствует развитию обмена.


    1. В каком из перечисленных ниже вариантов представлены примеры всех трех видов факторов производства (земля, труд, капитал):
1) деньги, слесарь, пашня; 2) учитель, нефть, комбайн;

3) токарь, станок, акции; 4) облигации, природный газ, менеджер.

2) деньги должно быть трудно подделать;

3) способность быстрого превращения активов в средство платежа;

4) деньги, полученные от продажи сегодня, можно использовать для покупки товаров в будущем.

3.8. Инфляция

Инфляция – это долговременное устойчивое повышение общего уровня цен. Уравнение обмена MV = PQ показывает. что ежегодно в экономике необходимо такое количество денег, какое требуется для оплаты стоимости произведенного ВВП.

М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Q – реальный ВВП;

P - общий уровень цен;

PQ - номинальный ВВП.

Если денег в обращение будет выпущено больше или возрастет скорость обращения денег, то уровень цен может повысится. Когда темпы роста денежной массы превышают темпы роста товарной массы MV > PQ . Равновесие восстанавливается в результате роста цен: MV = P Q . Чтобы уровень цен был стабилен правительство должно поддерживать темп прироста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП. Величину денежной массы регулирует ЦБ.

Эмиссия денег – это выпуск в обращение дополнительного количества денег.

Стагфляция – это инфляция, сопровождаемая падением производства.

Дефляция – это устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.

Дезинфляция – это снижение темпа инфляции : цены продолжают расти, но темп роста цен снижается.


    1. Можно ли сказать, что в стране инфляция, если возросли цены на продукцию шести отраслей промышленности? Почему? _______________________________________________________ ___________ __________________________________________________________________
Приведите пример, когда банкир проиграет от непредвиденной инфляции. _______________________________________________________________ ________________________________________________________________

  1. Назовите несколько наиболее тяжелых последствий инфляции. _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

  2. Какой тип инфляции может быть вызван ростом денежной массы в стране? ______________________________________________________________

  3. Объясните, чем отличается дефляция от дезинфляции _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

  4. Какая масса растет быстрее во время инфляции, денежная или товарная? ________________________________________________________________

А. Если промышленность страны увеличит выпуск продукции, количество денег в обращении сократится, а скорость обращения денег не изменится, то уровень цен снизится.

Б. Если промышленность страны не может увеличить выпуск продукции, а количество денег в обращении увеличивается, то уровень цен возрастет.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Причиной инфляции может быть повышение зарплаты.

Б. Причиной инфляции может быть открытие новых месторождений.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Сокращение производственных затрат не может вызвать инфляцию.

Б. Во время кризиса цены могут как снизиться, так и возрасти.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о стагфляции?
А. При стагфляции происходит рост цен, рост производства и рост безработицы.

Б. Стагфляция вызывает снижение уровня благосостояния.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны


  1. Повышение скорости обращения денег:

    1. ведет к обесцениванию денег;

    2. ведет к удорожанию денег;

    3. усиливает контроль государства над денежной массой;

    4. не связано с деятельностью банков.

  2. Кто получить прибыль от инфляции?

    1. молодой специалист, получивший кредит;

    2. банк, предоставивший кредит;

    3. студент, живущий на стипендию;

    4. адвокат, одолживший деньги своему другу.

  3. Что происходит с покупательской способностью денег во время инфляции?
1)она увеличивается;

2)она уменьшается;

3)она остается неизменной;

4)она сначала уменьшается, затем увеличивается.


  1. Семья взяла кредит под фиксированный процент на покупку автомобиля. С ростом инфляции эта семья
1) выиграет; 2) проиграет;

3) не выиграет, но и не проиграет; 4) нельзя сказать однозначно.


  1. Вы заработали некоторую сумму денег и положили ее на сберкнижку. С ростом инфляции

    1. ваш вклад обесценится; 2) ваш вклад возрастет;
3)ваш вклад не изменится; 4)нет достаточной информации.

  1. Студенту задержали выплату стипендии. С ростом инфляции

    1. студент проиграет;

    2. студент выиграет;
3)государство и студент выиграют;

4)государство и студент проиграют.


  1. Сколько денег необходимо для обращения, если скорость обращения денег равна 5?

    1. в 5 раз больше, чем ВВП;

    2. в 10 раз больше, чем ВВП;

    3. в 5 раз меньше, чем ВВП;

    4. денежная масса всегда должна быть равна ВВП.

  2. В стране Тугритании количество денег в обращении увеличилось с 32 млрд. тугриков до 36 млрд. Скорость обращения денег не изменилась, а реальный объем производства сократился на 10%. В результате этого на сколько процентов повысились цены в Тугритании?
Ответ_________________________________________________________ ________________________________________________________________

  1. Проанализируйте динамику потребительских цен в экономике России, основываясь на индексах потребительских цен (см. табл.1) на товары и услуги (в % к декабрю предшествующего года) и данных о ежемесячном изменении потребительских цен в 1997 г. (в процентном отношении к предыдущему месяцу)(см. табл.2).

  2. Таблица 1.

    1993 г.

    1994 г.

    1995 г.

    1996 г.

    940

    315

    231,3

    121,8

  3. Таблица 2.

1997

Индекс потребительских цен

январь

102,3

февраль

101,5

март

101,4

апрель

101,0

май

100,9

июнь

101,1

июль

100,9

август

99,9

сентябрь

15. Экономический рост. Тесты ЕГЭ – экономика

1.Верны ли следующие суждения об уровне жизни?

А.Уровень жизни в стране возрастет, если прирост реального валового национального продукта будет выше, чем прирост населения.

Б.Уровень жизни в стране непременно возрастет, если распределение осуществляется централизованно.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2.Для экстенсивного экономического роста характерно(-ен)

1) увеличение затрат сырья, энергии, рабочей силы

2) совершенствование системы управления производством

3) повышение образовательного и профессионального уровня работников

4) технологический прогресс

3.Валовым внутренним продуктом называют

1) систему организации национальной экономики

2) общественную потребность в определённом количестве товаров и услуг

3) совокупность природных и социальных сил, которые потенциально пригодны для производства товаров и услуг

4) сумму рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых в течение года на территории страны

4.Верны ли следующие суждения об измерителях экономического роста?

А. К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход.

Б. Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5.Запишите пропущенное слово.

Экономический рост:

Экстенсивный рост- Увеличение внутреннего валового продукта за счет расширения масштабов производства

Увеличение ВВП за счет эффективности производства.

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) последствия глобализации

2) доступность товаров

3) интернационализация оказания услуг

4) свобода передвижения

5) обострение проблем нелегальной миграции

7. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономическим ростом называют увеличение год от года производственных возможностей страны.

2) К экстенсивным факторам экономического роста относят повышение квалификации работников.

3) Ha темпы экономического роста влияет количество и качество трудовых ресурсов.

4) Экономический рост зависит от эффективности технологий и управления.

5) Интенсивный тип экономического роста обеспечивается увеличением количества используемых факторов производства.

8. Выберите верные суждения об измерителях экономического роста и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход.

2) ВВП называют количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды.

3) Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.

4) Стабильный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, улучшении благосостояния граждан страны.

5) ВВП рассчитывается только на душу населения.

9. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экстенсивный экономический рост обеспечивается за счёт более рационального использования прежнего объёма ресурсов.

2) Экономическому росту способствует увеличение до определённого предела масштабов производства, позволяющее экономить ресурсы и наращивать объёмы выпуска продукции.

3) К интенсивным факторам экономического роста относят увеличение физического капитала фирм.

4) Интенсивным фактором роста и развития современной экономики является высококачественный человеческий капитал.

5) Стабильный экономический рост возможен за счёт повсеместного внедрения инноваций.

10. В компании Z принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведённом ниже списке подтверждения того, что речь идёт об интенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) используются современные компьютерные технологии

2) приобретена партия оборудования прошлого поколения

3) осуществляются инвестиции в инновационные разработки

4) происходит повышение квалификации работников

5) повышается производительность труда

6) масштабы производства увеличены за счёт открытия новых цехов

11. В компании принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведённом списке подтверждения того, что речь идёт об экстенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры, поц которыми они указаны.

1) использование современных компьютерных технологий

2) использование устаревшего оборудования

3) дополнительный набор работников

12. В стране Т преобладает интенсивный путь развития экономики. Какие факторы из перечисленных ниже указывают на это?

1) рост производительности труда

2) низкая инфляция

3) рост занятости

4) рост сбережений населения

5) увеличение доли высокотехнологичных товаров в экспорте

6) распространение ресурсосберегающих технологий

13. Запишите слово, пропущенное в таблице

НАЗВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны

Валовой национальный продукт (ВНП)

Общая стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года внутри страны и за рубежом

14. . Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) оплата услуг салона красоты

2) пособие по безработице

3) покупка «пиратского» издания

4) гонорар композитора

5) покупка корпоративных облигаций

15. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оплата труда домохозяйки

2) покупка нового компьютера

3) подарок внуку от бабушки

4) пенсия шахтера

5) оплата коммунальных платежей

16. Найдите в списке доходы, учитываемые при исчислении Валового внутреннего продукта (ВВП), и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) доходы от продажи печенья в частной кондитерской

2) доходы от перепродажи подержанного планшетника

3) доходы, полученные от сдачи металлолома

4) доходы от продажи партии новых компьютеров

5) доходы, вырученные от продажи овощей, выращенных фермером

6) доходы от реализации партии контрафактного товара

17. Найдите в приведённом списке факторы ускорения экономического роста в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) прогресс науки и техники

2) рост числа безработных

3) отток инвестиций из производственной сферы

4) административное регулирование экономики

5) рост образовательного уровня работников

6) увеличение масштабов производства

18. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие экстенсивные факторы экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расширение таксомоторного парка

Здравоохранения

3) создание автоматизированной системы обработки телефонных вызовов

4) внедрение энергосберегающих технологий

5) введение в строй дополнительной сборочной линии на заводе

6) увеличение добычи нефти

19. Найдите в приведённом ниже списке факторы интенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2) повышение квалификации работников

3) внедрение новых технологий

5) привлечение дополнительной рабочей силы

20. Найдите в приведённом ниже списке факторы экстенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) освоение целинных и залежных земель

2) повышение квалификации работников

3) внедрение новых технологий

4) увеличение капиталовложений

5) привлечение дополнительно рабочих

6) рациональное распределение ресурсов

21. Выберите верные суждения об экономическом росте и развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Под экономическим ростом понимается увеличение количества денег в обороте.

2) Одним из показателей экономического роста является прирост реального валового внутреннего продукта.

3) С переходом к постиндустриальному обществу приоритетным становится производство товаров, а не услуг.

4) Экстенсивный экономический рост достигается за счет развития техники.

5) Интенсивный экономический рост связан с подъемом производительности труда.

22. Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП) и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ВВП - это совокупность экономических ресурсов, включающая ключевые производственные факторы.

2) ВВП отражает общественную потребность в определённом количестве товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения населения.

3) ВВП характеризует общий объем производства.

4) ВВП - это совокупная рыночная стоимость всех конечных продуктов, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.

5) ВВП - это система социально-экономических и юридических отношений, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы.

23. Выберите верные суждения об экономическом развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования.

2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей.

3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики.

4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная.

5) Объём ВВП на душу населения не характеризует экономический потенциал страны.

24. Установите соответствие между проявлениями развития и путями экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

A) открытие месторождений полезных ископаемых

Б) научная организация труда

B) рост профессионального мастерства работников

Г) использование более совершенного оборудования

Д) привлечение дополнительных работников

1) экстенсивный путь

2) интенсивный путь

25. Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

A) увеличение численности обслуживающего персонала

Б) переобучение работников предприятия

B) строительство новых электростанций

Г) замена устаревшей техники на более современную

Д) расширение посевных площадей

1) интенсивные

2) экстенсивные

26. Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) внедрение новых технологий

Б) переподготовка работников

В) увеличение площади предприятий

Г) увеличение численности обслуживающего персонала

Д) дополнительное капиталовложение в приобретение сырья

1) интенсивный

2) экстенсивный

27. Найдите в приведенном списке проявления интенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рациональная организация производства

2) повышение процентной ставки по кредиту

3) внедрение более производительной технологической линии

4) разведка новых месторождений цветных металлов

5) обучение персонала новым приемам обработки информации

28. Найдите в приведенном списке проявления экстенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование достижений технического прогресса

2) расширение площадей пахотных земель

3) увеличение количества занятых на производстве

4) строительство новых предприятий на прежней технической базе

5) повышение квалификации работников предприятий

29. В компании Z принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведённом списке подтверждения того, что речь идёт об интенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование современных компьютерных технологий производства

2) приобретение партии оборудования прошлого поколения

3) инвестиции в инновационные разработки

4) повышение квалификации работников

5) повышение производительности труда

6) увеличение масштабов производства за счёт открытия новых цехов

30.Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «экономический рост»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономическом росте.

31. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Измерители экономической деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

32.Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

Экономика: «Всякий, кто способен вырастить два колоска пшеницы на том месте, где раньше рос только один... заслуживает высшей похвалы; для своей страны он делает гораздо больше, чем все политики вместе взятые» (Дж. Свифт)

Экономика: «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем» (Т. Рузвельт)

С9.3 Экономика: «Богатство заключается в населении, а не в обширности территорий, тщетной без обывателей» (М. Ломоносов).

Раздел 1. Человек и экономика. Тема 2. // Экономический рост и развитие. Вариант 1.
Задания с выбором ответа
1.Укажите фактор, сдерживающий экономический рост
1) уменьшение цен на производственные ресурсы;
2) снижение налогов на прибыль;
3) совершенствование технологии и организации производства;
4) увеличение степени монополизации рынков.
2. К внутренним (эндогенным) причинам экономических циклов не относится (-ятся)
1)закономерности функционирования кредитно-денежной системы;
2) взаимодействие с другими странами;
3) колебания предложения труда и заработной платы;
4) периодичность обновления основных производственных фондов.
3. Верны ли следующие суждения о цели экономического роста?
А. Целью экономического роста является повышение материального благосостояния населения.
Б. Целью экономического роста является поддержание национальной безопасности.

4. Верны ли следующие суждения о кризисе перепроизводства


1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. В стране Н. произошло расширение производства до его предкризисного уровня. Активизировалась финансовая деятельность. Имеет место сокращение безработицы. Началось циклическое повышение цен и ставки процента, вызванное ростом хозяйственной активности. Какая фаза цикла характерна для экономики страны Н.?
1) подъём; 2) спад; 3) депрессия; 4) оживление.
6. В экономике страны С. применяются прогрессивные технологии, что является одним из важнейших факторов экономического роста. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране С. имеет место интенсивный тип экономического роста?



Задания с кратким ответом.

Факторы экономического роста






2)интенсивный
Б) повышение уровня образования и квалификации работников В) повышение объёма инвестиций при использовании неизменных техники и технологий Г) повышение эффективности использования рабочей силы Д) увеличение числа занятых работников 3. Найдите в приведенном списке внутренние (эндогенные) причины экономических циклов и запишите цифры, под которыми они указаны: 1) миграция населения; 2) монетарная политика правительства; 3) сокращение производства, вызванного ростом объёмов товарной продукции; 4) революции и другие политические события; 5)изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса; 6) изменения в технологии, изобретения, инновации.Раздел 1. Человек и экономика. Тема 2. // Экономический рост и развитие. Вариант 2.
Задания с выбором ответа
1.Повторяющиеся на протяжении ряда лет подъёмы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью, называются
1) экономическим развитием; 3) экономическим циклом;
2) экономическим ростом; 4) макроэкономическим равновесием.
2. К факторам, способствующим экономическому росту, относится (-ятся)
1) рост предпринимательских способностей в обществе;
2) увеличение цен на производственные ресурсы;
3) уменьшение возможности получения кредита;
4) все перечисленное.
3. Верны ли следующие суждения о кризисе перепроизводства
А. Кризис перепроизводства может служить основой экономического обновления и подъема производства на более высокий уровень.
Б. Кризис перепроизводства приводит только к разрушительным последствиям для экономики.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения о способах измерения экономического роста?
А. Способом измерения экономического роста являются темпы роста реального объёма ВВП.
Б. Способом измерения экономического роста являются темпы увеличения ВВП в расчёте на душу населения.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. В экономике страны С. применяются прогрессивные технологии, что является одним из важнейших факторов экономического роста. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране С. имеет место интенсивный тип экономического роста?
1) разрабатываются новые месторождения;
2) осуществляется перераспределение ресурсов;
3) осуществляется прием дополнительных рабочих;
4) увеличиваются площади обработанных земель.
6. Экономика страны Г. характеризуется ростом заработной платы, расширением покупательского спроса. Открытием новых предприятий. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Г. имеет место фаза экономического подъёма?
1) рост цен на товары; 3) сокращение производственных инвестиций;
2) рост безработицы; 4) снижение спроса на кредит.
Задания с кратким ответом.
Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Факторы экономического роста
Наименование фактора Их состав
Труд Количество трудоспособного населения, уровень образования людей, их квалификация, состояние здоровья, характер труда
… Здания, станки, оборудование, деньги, материалы.
2. Установите соответствие между факторами экономического роста и его путями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Факторы экономического роста Пути экономического роста
А) устранение потерь ресурсов 1) экстенсивный
2)интенсивный
Б) повышение уровня образования и квалификации работников В) повышение объёма инвестиций при использовании неизменных техники и технологий Г) повышение эффективности использования рабочей силы Д) увеличение числа занятых работников 3. Найдите в приведенном списке внутренние (эндогенные) причины экономических циклов и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) миграция населения; 2) монетарная политика правительства; 3) сокращение производства, вызванного ростом объёмов товарной продукции; 4) революции и другие политические события; 5)изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса; 6) изменения в технологии, изобретения, инновации.
Раздел 1. Человек и экономика. Тема 2. // Экономический рост и развитие. Задания с выбором ответа
Вариант 1.
Задания с выбором ответа.
1.4
2.2
3.3
4.1
5.4
6.2
Задания с кратким ответом.
1. капитал
2. 22121
3. 235
Вариант 2.
Задания с выбором ответа.
1.3
2.1
3.1
4.3
5.2
6.1
Задания с кратким ответом.
1. капитал
2. 22121
3. 235