Выпуск денег в хозяйственный оборот. Эмиссия денег Вопросы для обсуждения и контроля

Как известно, российская экономика проходила в последние годы и проходит до сих пор один из самых сложных периодов в своей истории.За последние 15 лет произошла полная ее перестройка. Из административно-командной российская экономика трансформировалась в рыночную. Сейчас уже можно сказать, что этот процесс в целом прошел успешно, хотя и не обошелся без отдельных, весьма существенных проблем. Некоторые из этих проблем были типичными для данной ситуации, экономисты их предвидели и имели средства для борьбы с ними. Другие же были совершенно непредсказуемыми и не ожидались даже экономистами, стоявшими у руля реформ.

В 90-е годы в России произошел катастрофический спад производства, разрушение хозяйственных связей и подобные им явления. Для населения же наиболее ярким и жизненным проявлением этого кризиса стала инфляция. Для ее объяснения выдвигалось множество различных теорий, как профес-сиональных, так и совершенно дилетанских с точки зрения экономики. Но наиболее часто высказывалось предположение о связи инфляции с избытком денежной массы в России и ошибочной монетарной политикой государства.

Таким образом, в последние годы часто возникали дискуссии по поводу определения оптимального количества денег в обращении. При этом выска-зывались две точки зрения. Сторонники одной из них высказывались за возможность дополнительного выпуска существенного количества денег в оборот для расчетов по внешним и внутренним долгам, вложений в экономику и т.п. Их оппоненты, напротив, полагали, что увеличение денежной массы повлечет за собой новый всплеск инфляции, и, чтобы избежать этого, государство должно уменьшать количество денег в обращении или хотя бы удерживать его на одном уровне.

На теоретической основе две эти точки зрения можно объединить в одну. Несомненно, связь между инфляцией и состоянием денежной массы существует, и чрезмерное увеличение количества денег в обращении вызывает инфляционные процессы. Но, с другой стороны, небольшое увеличение денежной массы иногда даже полезно для экономики, а недостаток денег в обращении имеет ряд нега-тивных последствий.

Эти вопросы рассмотрены и проанализированы в данной работе. Также внимание уделено государственному влиянию на рынок денежных средств, т.е. осуществлению денежно-кредитной политики. Очевидно, что такая политика – один из наиболее сильных инструментов государственного влияния на эконо-мику. Рассмотрены различные способы осуществления монетарной политики и механизм их действия.

Практический пример, приведенный в разделе 4, также относится к этой области. В нем рассматриваются негативные побочные явления, возникающие в результате применения государственной монетарной политики, направленной на стабилизацию экономики. Анализируется также возможность возникновения проблем, связанных с денежно-кредитной политикой государства в ностоящий момент.

Таким образом, главная цель этой работы не углубленное рассмотрение чисто теоретических вопросов, а, скорее, увязывание теории с практикой, т.е. преломление теоретических экономических явлений в конкретной реальной ситуации.

1.Теоретические аспекты денежной эмиссии.

Одним из основополагающих принципов организации денежной системы c овременного государства является кредитный характер денежной эмиссии. Он означает, что деньги поступают в оборот из банков, которые создают их в результате проведения различных кредитных операций.

Следует различать понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот при предоставлении коммерческими банками ссуд своим клиентам. Наличные деньги выделяются клиентам из операционных касс коммерческих банков в процессе осуществления кассовых операций. Однако при этом происходят и обратные явления: клиенты коммерческих банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. Таким образом, количество денег в обороте в результате таких операций может и не увеличиваться.

Эмиссия же – более узкое понятие. Это такой выпуск денег, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег.

При двухуровневой банковской системе эмиссия безналичных денег осу-ществляется коммерческими банками, а эмиссия наличных денег – Центральным банком, т.к. он имеет монопольное право на выпуск банковских билетов. При этом первичной является безналичная эмиссия, т.к. эмитируемые наличные деньги сначала отражаются в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков, т.е. выступают в безналичной форме.

В настоящее время безналичные расчеты в экономически развитых странах составляют более 95% всего денежного оборота. Поэтому увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии наличных денег, а благодаря безналичной эмиссии.

В России же соотношение между количеством наличных и безналичных денег в обращении совсем другое: наличные деньги составляют до 40% денежной массы. Это значит,что в отличие от экономически развитых стран, влияние наличной эмиссии на денежную систему России все еще очень велико.

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот (эмиссия наличных денег не является самостоятельной, а выступает как следствие безналичной эмиссии) – обеспечение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Для этого коммерческие банки должны предоставить предприятиям дополнительные кредиты. Для выдачи этих кредитов банкам необходимо привлечь дополнительные ресурсы. Эти ресурсы образуются в результате безналичной эмиссии.

В СССР эмиссионные функции осуществлялись Государственным банком и реализовывались через систему кассовых и кредитных планов.

Размер наличной эмиссии определялся исходя из проектов кассовых планов банков, т.е. прогнозов их кассовых оборотов. Они составлялись по заявкам обслуживаемых банками клиентов о планируемой величине получения наличных денег в определенном периоде, причем на строго регламентированные цели (например, выдача заработной платы) и в пределах установленных пропорций, которые зависели от суммы выручки предприятия.

В условиях формирования рыночных структур государство не может жестко контролировать объем кредитования региона и его денежной массы, а влияет на них косвенными методами. Эта функция осуществляется Центральным банком. Сотрудники Центрального банка проводят анализ и прогнозирование состояния денежного обращения, выясняют тенденции его развития, прогнозируют потребность хозяйственного оборота в денежных средствах на макро- и микроуровнях, устанавливает контрольные цифры минимальной и максимальной границ прироста денежной массы.

На основании этих исследований Центральный банк устанавливает ори-ентировочный прирост денежной массы в обращении.

Очевидно, что чрезмерная эмиссия приведет к возникновению в обороте избыточной массы денег, что может вызвать всплеск инфляции. Недостаточная же эмиссия влечет за собой сбои в продаже товаров и некоторые другие последствия.

Отсюда следует, что очень большое значение имеет снабжение оборота платежными средствами в размере, соответствующем действительной потребности в них. Возникает необходимость точного определения количества денежных средств в обороте.

Для расчета количества денег, необходимых для обращения в каждый момент времени, может использоваться формула, предложенная К.Марксом:

КД=(СТЦ – К + П – ВП): О (1.1)

где КД – количество денег в обращении;

СЦТ-сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К - сумма товаров, проданных в кредит;

П - сумма платежей по обязательствам;

ВП - сумма взаимопогашающихся платежей;

Для расчета количества денег в обращении чаще используется формула, разработанная американским экономистом И.Фишером. Однако, она, по сути, является упрощенным вариантом приведенной выше формулы:

КД = М * Ц: О, (1.2)

где М - количество продаваемых товаров;

Ц - средняя цена товара;

О - среднее число оборотов денежной единицы в данный период времени.

Путем преобразования этой формулы получается следующее уравнение:

КД*О=М*Ц, (1.3)

т.е. произведение количества денег на скорость их обращения равно произ-ведению уровня цен на товарную массу, т.е. совокупному объему денежных средств, израсходованных в экономике за определенный период.

Левая часть этого равенства отражает уровень предложения денег в какой-то период времени, правая – величину спроса на деньги.

Когда экономика стабильна, это равенство верно.Если же происходит чрезмерная эмиссия денег (т.е. увеличивается количество денег в обращении), оно трансформируется в следующее неравенство:

КД * О > М *Ц (1.4)

т.е. предложение денег превысит спрос на них.

Но рыночная система всегда стремится к равновесию, следовательно, спрос на деньги также должен увеличиться. Это может произойти двумя способами:

1) увеличение количества произведенных товаров (М). Этот вариант не наносит ущерба экономике;

2) повышение цен на товары (Ц), что ведет к развитию инфляционных процессов и обесценению денег. В этом случае государство проводит политику ограничения массы платежных средств в обороте, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.

В случае нехватки количества денег в обращении уравнение Фишера принимае вид:

КД * О < М *Ц (1.5)

т.е. наблюдается недостаток денежных средств при сравнительном избытке товарной массы. Это приводит к тому, что во взаимоотношениях между предприятиями применяется бартер, что предприятия используют свою продукцию для расчетов по оплате труда. Кроме того, возникает большое количество неплатежей и начинают действовать различные денежные суррогаты (вексекля и др.)

В такой ситуации государство увеличивает денежную массу, эмитируя деньги в обращении.

Таким образом, очевидно, что главную роль в осуществлении эмиссии играет государство в лице Центрального банка. Хотя эмиссия непосредственно происходит в системе коммерческих банков, Центральный банк может существенно изменять эмитируемое банком количество денег, используя различные инструменты денежно-кредитной политики.

2.Механизм проведения денежной эмиссии

Механизм действия банковского мультипликатора.

Так как безналичная эмиссия первична по отношению к наличной, целесообразно начать рассмотрение механизма эмиссии именно с нее.

В двухуровневой банковской системе механизм безналичной эмиссии действует на основе банковского мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой число, характеризующее процесс увеличения количества денег на депозитных счетах в коммерческих банках в процессе их движения от одного коммерческого банка к другому.

Механизм банковского мультипликатора действует только при сущест-вовании двух или более уровней банковской системы. Первый уровень этой системы – Центральный банк – управляет механизмом мультипликации, а второй – коммерческие банки – заставляет его действовать, причем действовать авто-матически.

Механизм действия банковского мультипликатора связан с понятиями нормы обязательных банковских резервов и свободного резерва.

Политика, основанная на требовании центральных банков о создании обязательных резервов банка и других финансово-кредитных институтов – один из важнейших инструментов современного денежно-кредитного регулирования. Впервые эта политика была применена в США при создании Федеральной резервной системы в 1913 году.

Создание обязательных резервов имеет целью обеспечение постоянного уровня ликвидности банков и, что более важно в контексте рассматриваемой проблемы, регулирование Центральным банком денежной массы.

Резервы представляют собой часть средств, которые банки должны хранить в наличной форме, в виде вкладов в Центральный банк или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным депозитам и полученным кредитам. Под нормой резервов понимается установленное в законодательном порядке процентное отношение обязательных резервов к привлеченным средствам банка. Норма банковских резервов дифференцируется в зависимости от срока и видов вкладов в национальной и иностранной валюте.

Во многих странах резервы хранится на корреспондентских счетах в Центральном банке без начисления процентов. Иногда для стимулирования банков в соблюдении нормы обязательных резервов Центральный банк выплачивает им процент по избыточным резервам (так было в Швеции в начале 90-х годов)

В России политика создания обязательных резервов стала использоваться в 1989 году, когда в банковской системе страны появились коммерческие банки.

Свободный резерв – это совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.

Очевидно, что коммерческие банки могут осуществлять свои активные операции (выдача ссуд, покупка ценных бумаг и т.д.) только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. свободного резерва. Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из резервов отдельных коммерческих банков. Поэтому от увеличения или уменьшения резервов отдельных банков свободный резерв всей системы коммерческих банков не изменится. Величина свободного резерва одного банка вычисляется по следующей формуле:

Ср = К + ПР + ЦК + МБК – ОЦР – А (2.1)

Где Ср – свободный резерв коммерческого банка;

К – капитал коммерческого банка;

ПР – привлеченные ресурсы коммерческого банка (средства на депозитных счетах);

ЦК – централизованный кредит, предоставляемый Центральным банком;

МБК – межбанковский кредит;

ОЦР – отчисления в централизованный резерв, находящийсяв распоряжении Центрального банка (обязательные банковские резервы);

А – ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции банка.

Рассмотрим теперь механизм банковского мультипликатора на условном примере (рис.3.1), размеры кредитов и отчислений даны в рублях), при этом сделаем 3 допущения:

1) коммерческие банки на данный момент не располагают свободными резервами;

2) каждый банк имеет только двух клентов;

3) банки используют свои ресурсы только для кредитных операций

Клиент 1 нуждается в 10 млн рублей для расчетов с клиентом 2 и и обращается в банк 1 за кредитом.Но банк 1 не может предоставить этот кредит ввиду отсутствия свободного резерва. Он обращается в Центральный банк и получает централизованный кредит в размере 10 млн рублей. У него образуется свободный резерв, из которого и выдается ссуда клиенту 1*

Клиент 1 со своего расчетного счета выплачивает 10 млн рублей клиенту 2. Таким образом, свободный резерв банка 1 исчерпывается, но возникает свободный резерв в банке 2, т.к. именно в него положил вырученные деньги клиент 2.

Часть свободного резерва банк 2 отдает Центральному банку в виде обязательного резерва. Будем считать норму обязательных резервов равной 20% (т.е. банк 2 отчислил в Центральный банк 2 млн рублей). Оставшиеся 8 млн рублей используются для предоставления кредита клиенту 3. При этом деньги на расчетном счете клиента 2 остаются нетронутыми.

*Свободный резерв в коммерческом банке, дающий начало процессу мультипликации, образуется не только при выдаче кредита Центральным банком.Он может образоваться, например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков.

Клиент 3 за счет этого кредита расплачивается с клиентом 4, который кладет эти деньги в банк 3.Таким образом, у этого банка возникает свободный резерв, в то время как у банка 2 он исчезает. Банк 3 отчисляет 1,6 млн рублей в централизованный резерв, а остальные 6,4 млн рублей выдает в виде кредита клиенту 5, не трогая при этом деньги на расчетном счете клиента 4.

Как видно из рис.3.1, далее процесс мультипликации протекает аналогично. Он не прекращается на клиенте 9, а продолжается до тех пор, пока величина свободного резерва коммерческого банка (а значит и выдаваемого кредита) не приблизится к нулю. За счет отчислений в централизованный резерв денежные средства аккумулируются в Центральном банке в размере первоначально выданного им кредита (10 млн рублей). В итоге средства на счетах клиентов 2,4,6,8, и всех последующих четных клиентов остаются нетронутыми, поэтому общая сумма денег на расчетных счетах составляет вели-чину, значительно превышающую выданный Центральным банком кредит в размере 10 млн рублей. Общую сумму денежных средств, образующихся в результате действия банковского мультипликатора, можно рассчитать следующим образом.

Банк 1, получив кредит от Центрального банка, выдал клиенту 1 ссуду, равную своему свободному резерву Ср1. Клиент 2 кладет сумму Ср1 в банк 2. После отчисления обязательных резервов в Центральный банк свободный резерв банка 2 становится следующим:

Ср2 =Ср1- Ср1 * Н: 100 = Ср1 (1 – Н: 100) , (2.2)

где Ср n - свободный резерв n -го банка (после отчисления обязательных банковских платежей);

Н – норма обязательных банковских резервов в процентах.

Свободный резерв банка 2 выдается в виде кредита, а затем кладется в банк 3. Его свободный резерв становится таким:

Ср3 = Ср2 – Ср2 * Н: 100 = Ср1 (1 – Н: 100) – Ср1 (1 – Н:100) * Н:100 =

Ср1* (1-Н:100) (1- Н:100) = Ср1(1 – Н: 100) 2 (2.3))

Таким образом выводится формула для вычисления свободного резерва n -го банка, участвующего в механизме банковского мультипликатора:

Ср n = C р1 (1 – Н:100) n -1 (2.4)

Следовательно, общая сумма денежных средств, образовавшихся в процессе мультипликации, выражается следующим образом:

С = Ср1 + Ср1 (1-Н:100) + Ср1 (1 –Н:100) 2 + …….+ Ср1 (1 – Н:100) n -1 ,(2.5)

где С – сумма денежных средств, образовавшихся в результате мультипликации,

n – количество банков, принявших участие в работе банковского муль-типликатора.

В теоретической модели процесса мультипликации n стремится к бесконечности и свободный резерв коммерческих банков в процессе мультипликации не исчерпывается полностью, а бесконечно приближается к нулю.

Это означает, что процесс мультипликиции, будучи однажды запущенным, должен продолжаться бесконечно. В реальности этого, конечно, не происходит в силу различных обстоятельств: не совсем точное отчисление резерва в Центральный банк, использование свободного резерва не только для кредитных операций и т.д.

Однако, для приближенных расчетов можно использовать математические формулы. В данном случае сумма денежных средств, образовавшихся в результате мультипликации, представляет собой бесконечно убывающую геометрическую прогрессию со знаменателем (1 – Н: 100). Согласно формуле ее сумма равна:

С = Ср1:[ 1 – (1 – Н:100)] = Ср1:(Н:100) =(100 Ср1): Н (2.6)

Зная эту формулу, можно вычислить величину банковского мультипликатора, т.е. определить, во сколько раз количество денег, образовавшееся в результате мультипликации, превысит первоначально эмитированные деньги:

БМ = (100 Ср1):Н: Ср1 = 100:Н, (2.7)

где БМ – банковский мультипликатор.

Таким образом, в рассмотренном ранее примере величина банковского мультипликатора будет равна 100:20=5, т.е. первоначальный кредит в 100 млн рублей может увеличить количество денег в обращении до 500 млн рублей.

Это только теоретический расчет. В реальности же количество образовавшихся денег будет несколько меньше в силу указанных ранее обстоятельств.

Следует заметить, что банковский мультипликатор работает как на увели-чение,так и на уменьшение денежных средств, т.е. изъятие 100 млн рублей в рассмотренном примере приведет к уменьшению безналичных денежных средств на 500 млн рублей.

Очевидно, что контроль за работой банковского мультипликатора означает контроль за эмиссией безналичных денег в стране.Центральный банк осуществляет этот контроль, изменяя величину свободных резервов коммерческих банков (подробнее об этом – в разделе 3).

Механизм осуществления эмиссии через расчетно-кассовые центры

Как уже упоминалось, монополия на эмиссию наличных денег принадлежит Центральному банку.Он прогнозирует величину эмиссии и распределяет ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков в деньгах, требующая их дополнительного выпуска в оборот постоянно меняется, т.к. зависит от потребности в деньгах их клиентов (юридических и физических лиц). Очевидно, что своевременная доставка денег из центра в такой ситуации вряд ли возможна. Это особенно актуально для России: в связи с огромными расстояниями доставка денег заняла бы довольно много времени, и к моменту их поступления в пункт назначения потребность в деньгах там уже изменилась бы. Следовательно, в данном регионе образуется либо излишек, либо недостаток наличных денег, вследствие чего возникнут различные проблемы в экономике.

Поэтому в России наличная эмиссия проводится Центральным банком через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ). Они расположены в различных регионах страны и обслуживают находящиеся там коммерческие банки. Эмиссия наличных денег в РКЦ осуществляется через резервные фонды и оборотные кассы.

Резервный фонд РКЦ – это место хранения денежных знаков, которые могут быть выпущены в обращение при возникающей потребности в них. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, т.к. они являются резервом, следовательно, не совершают движения.

Через оборотную кассу РКЦ наличные деньги непосредственно вводятся в оборот. Но при этом коммерческие банки также сдают полученные ими деньги в оборотную кассу. Если количество выданных денег равно количеству полученных от коммерческих банков, эмиссии не происходит. При превышении поступления денег над выдачей их из оборотной кассы происходит изъятие денег из обращения. В этом случае избыточную сумму денег переводят из оборотной кассы РКЦ в резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются региональные управления Цен-трального банка. РКЦ обязаны выделять коммерческим банкам наличные деньги в пределах их свободных резервов. Если в процессе действия банковского мультипликатора у большинства коммерческих банков возрастут свободные резервы и соответственно увеличится их потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы не возрастет, РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого на основе разрешения регионального управления Центрального банка РКЦ переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ, т.е. производит эмиссионную операцию.

Однако, при осуществлении эмиссии одним РКЦ другой может в то же время изъять аналогичную сумму наличных денег, и общая масса их в обращении не изменится. В Правлении Центрального банка составляется ежедневный эмиссионный баланс, который отражает, произошла ли на данный день эмиссия наличных денег в стране.

Наличные деньги поступают из РКЦ в операционные кассы коммерческих банков, откуда выдаются потом клиентам этих банков и списываются при этом с их счетов.

Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных, которые находятся на счетах в коммерческих банках. При эмиссии безналичных денег в результате действия банковского мультипликатора происходит и эмиссия наличных денег.

3. Денежно-кредитная политика государства.

В процессе осуществления своей денежно-кредитной (монетарной) политики государство контролирует предложение денежных и кредитных ресурсов, т.е. увеличивает или уменьшает количество платежных средств в обороте. Цель этой политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель реализуется через такие задачи, как фиксация количества денег в обращении, определение оптимального уровня обязательных банковских резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и др.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает Центральный банк, а ее объектами являются спрос и предложение на денежном рынке.

Рассмотрим механизм регулирования денежной массы в обращении, т.е. предложения денег. Существуют следующие инструменты регулирования денежного обращения:

1) операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

2) политика учетной ставки (дисконтная политика);

3) изменение норматива обязательных банковских резервов.

Операции на открытом рынке в настоящее время являются основным инструментом регулирования денежного обращения в развитых странах. Продавая или покупая государственные ценные бумаги, Центральный банк соответственно уменьшает или увеличивает количество денег в обороте. Обычно Центральный банк проводит эти операции совместно с группой крупных банков.

Если наблюдается избыток денежной массы в обращении, Центральный банк, имея целью ограничить или ликвидировать этот излишек, начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам. Вследствие увеличения предложения госу-дарственных ценных бумаг их цена падает, что делает их привлекательными для покупателей. Население и банки активно скупают правительственные ценные бумаги, т.е. переводят в них свои деньги, что приводит к сокращению денежной массы в обороте.

Если же в обращении наблюдается недостаток денежных средств, Централь-ный банк обычно проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Он начинает скупать государственные ценные бумаги у банков и населения. В результате повышения спроса их рыночная стоимость возрастает, и владельцы начинают активно их продавать, получая деньги за них от Центрального банка. Это приводит к увеличению денежной массы в обращении.

Политика учетной ставки (ставки рефинансирования) .Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка – процент, по которому Центральный банк покупает банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Уменьшение ставки рефинансирования делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит, который запускает механизм банковского мультипликатора. Становятся более дешевыми и кредиты коммерческих банков предприятиям и населению, что вызывает более активный спрос на них. Это приводит к увеличению количества денег в обращении. Повышение же учетной ставки делает кредиты невыгод-ными. Некоторые коммерческие банки возвращают займы Центральному банку, т.к. они становятся слишком дорогими. Это приводит к мультипликативному снижению количества денег в обращении.

Иногда политика учетной ставки применяется при проведении операций на открытом рынке для стимулирования покупки иди продажи государственных ценных бумаг.

Изменение нормы обязательных резервов направлено на изменение величины банковского мультипликатора. Т.к. его значение обратно пропорционально норме обязательных резервов (формула 2.7), то при ее увеличении величина банковского мультипликатора уменьшается. Это приводит к снижению темпов роста количества денег в обороте, т.к. первоначально эмитированные деньги увеличиваются в меньшее количество раз. И, наоборот, при уменьшении нормы обязательных резервов предложение денег увеличивается.

Этот инструмент денежно-кредитной политики является наиболее мощным. Но при этом он затрагивает основы всей банковской системы, поэтому применять его надо с большой осторожностью.

В России основным инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). В последние годы Центральный банк пытается проводить политику ее снижения, что должно стимулировать проведение кредитных операций и ускорять экономический рост (ставка рефинансирования постепенно снизилась с 210% в 1994 году до 25% в настоящее время).

Однако 25% - слишком высокая ставка рефинансирования для России, т.к. кредит коммерческих банков предприятиям получается слишком дорогим. Следует также учитывать, что Центральным банком установлены довольно высокие нормы обязательного резервирования – 10% по счетам в иностранной валюте, 10 и 7% по счетам в рублях для юридических и физических лиц соответственно(для сравнения, в странах зоны евро норматив обязательных резервов установлен в размере 2%).

Все это указывает на то, что хотя Центральный банк России пытается смягчить свою монетарную политику, она по-прежнему остается очень жесткой, направленной на сохранение низких темпов прироста денежной массы.

Операции на открытом рынке в России еще не нашли широкого применения. Отчасти это связано с кризисом рынка государственных ценных бумаг в августе 1998 года. Сейчас введены в обращении новые государственные ценные бумаги - облигации Банка России (ОБР) и Центральный банк начал проводить операции с ними.

4. Влияние монетарной политики государства

на экономику (на примере России)

Денежно-кредитная политика государства оказывает очень большое влия-ние на экономику страны. Однако было бы ошибочным считать эту политику единственной причиной всех процессов, протекающих в сфере денежного обра-щения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию, сложившуюся в России в середине 90-х годов.

В 1995-1998 гг в российской экономике наблюдалась массовая демонетизация, т.е. замещение в хозяйственном обороте денег бартером, неплатежами и различными денежными суррогатами. После кризиса августа 1998 года показатели демонетизации экономики стали довольно быстро снижаться. В качестве примера в таблице 4.1 приведена динамика доли продукции, реализуемой по бартеру различными предприятиями.

Наиболее очевидным объяснением демонетизации экономики выглядит несоответствие количества денег в обороте реальной потребности в них. Сторонники этой точки зрения видят причину возникновения массовых неплатежей и бартера в чрезвычайно жесткой денежно-кредитной политике государства. Они полагают, что с целью снижения инфляции государство проводило политику ограничения темпов роста денежной массы. Это привело к недостатку денег в обращении и замене недостающих денег бартером, неплатежами и денежными суррогатами.

Эта теория частично объясняет сложивщуюся в середине 90-х гг экономическую ситуацию. Государство действительно проводило жесткую монетарную политику, в результате которой инфляция значительно снизилось. Если предположить, что денежная масса в обращении оказалась недостаточной, то становится понятной причина массовых расчетов без использования денег. В 1998 году в результате кризиса произошел всплеск инфляции, что привело к увеличению денежной массы и возвращению денег в хозяйственный оборот.

Однако денежная масса в 90-х годах в России явно не была недостаточной. Это ставит под сомнение всю логику данной теории. Кроме того, неясно, почему подобные явления не происходили при ужесточении денежной политики в раз-витых странах. Также эта теория не объясняет, почему различия в долях бартера в продажах разноотраслевых предприятий настолько существенны (Таблица 4.1).

Частично ситуацию проясняет анализ микроэкономических факторов. Он показывает, что предприятия часто сознательно выбирают неденежные средства платежа. Потоки неденежных средств с трудом поддаются контролю со стороны, поэтому с помощью использования в расчетах бартера, неплатежей и денежных суррогатов предприятия успешно скрывают от кредиторов, в том числе и от бюджета, часть своих доходов. Сложившаяся же ситуация с относительной нехваткой денег в обращении сыграла им на руку и дала возможность более широко использовать неденежные средства платежа.

Другой микроэкономический фактор, влияющий на долю денежных рас-четов в операциях предприятия – степень доступа к монетизированным рынкам (например, рынку потребительских товаров или международному рынку). Очевид-но, что чем больше этот доступ, тем меньше предприятие использует в своих рас-четах неденежные платежные средства. Этот фактор позволяет объяснить сжатие бартера после кризиса в 1998 году: оно связано с облегчением доступа на экс-портные и потребительские рынки, а также с перетоком средств в реальный фактор экономики в результате снижения процентных ставок.

Определенная роль в создании рассматриваемой ситуации принадлежит государству. В данном случае оно выступает не как проводник денежно-кредитной политики, а как субъект хозяйственных отношений. Статистика показывает, что именно неплатежи государству вызывают неплатежи предприятий друг другу, а не наоборот. Таким образом, не имея возможности в срок собирать налоги и платить по своим обязательствам, государство провоцирует возникновение массовых неплатежей. В ближайшее время эту ситуацию изменить невозможно.

Итак, повсеместная демонетизация российской экономики в 1995-1998 гг имеет целый ряд причин. Как ни странно главной из них является не денежно-кредитная политика государства, а совокупность различных микроэкономических и нституциональных факторов. Монетарная политика является в данной ситу-ации катализатором экономических процессов. Российская экономика в 90-х гг была склонна к использованию неденежных платежных инструментов, а введе-ние жесткой монетарной политики воплотило эту предрасположенность в действительность.

Таким образом, применение государством определенной денежно-кредитной политики в каждой конкретной ситуации имеет свои особенности. Точно так же каждый раз при применении этой политики могут возникнуть непредвиденные проблемы.

В настоящее время монетарная политика в России направлена на поддержание оптимального количества денег в обращении. Эта политика не допускает как усиления инфляции, так и распространения неденежных средств платежа. Однако при этом следует помнить, что денежно-кредитная политика по-прежнему является очень жесткой, что может вызвать новый подъем немонетарной экономики.

Эти отношения имеют под собой реальные основания. К началу 2001 года доля продукции, продаваемой предприятиями за деньги, почти перестала расти, а в некоторых отраслях даже снизилась (Таблица 4.2). Это еще не означает возвра- щение массовых бартерных отношений, но прямо указывает на его возможность.

Выход из этой ситуации очевиден: при опасности демонетизации экономики государство должно смягчить свою денежно-кредитную политику, чтобы увеличить предложение денег. В сегодняшней ситуации это можно сделать, не опасаясь инфляции: вследствие оживления производства спрос на деньги возрос, поэтому можно увеличить их эмиссию. При этом количество денег в обороте не превысит потребности в них и экономическое равновесие не нарушится.

Заключение

Итак, в данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты денежной эмиссии, механизм ее осуществления и способы влияния государства на денежную массу, проиллюстрированные примером из российской экономики.

На основании анализа этих данных в работе уже были сделаны некоторые выводы. Подведем теперь общий итог.

Денежная эмиссия по определению влечет за собой изменение количества денег в обращении. В разумных пределах это изменение не представляет опас-ности для экономики, но при чрезмерных или недостаточных темпах эмиссии возникает ряд проблем. Среди них – распространение в расчетах между хозяй-ствующими субъектами бартера и денежных суррогатов, а также накопление неплатежей – вопросы, рассмотренные в данной работе. Государство в этом случае может и должно повлиять на сложившуюся ситуацию, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования, учитывая, однако, при этом возможные побочные эффекты.

Проанализировав рассмотренные проблемы, можно сделать следующие выводы.

Изменение количества денег в обращении находится в компетенции не только государства в лице Центрального банка, но и системы коммерческих банков. Но намечает тенденции в динамике денежной массы только государство. Это позволяет ему контролировать денежный рынок и создавать на нем ту ситуацию, которая требуется в данный момент времени.

В случае инфляции целесообразно применять жесткую денежно-кредитную политику, направленную на снижение количества денег в обращении. Однако при чрезмерном ужесточении монетарной политики может появиться целый комплекс отрицательных результатов (которые, впрочем, не влияют на основную цель этой политики). Особенно склонна к появлению различных проблем в денежной сфере переходная экономика, поэтому проводить монетарную политику в таких условиях надо с особой осторожностью.

Сейчас эта проблема актуальна и для России, что наглядно показано на примере. Монетарная политика государства в данный момент может развиваться в двух направлениях: либо она ужесточится, либо продолжит смягчаться. В пер-вом случае повторится ситуация 1995-1998 гг с уходом денег из значительной части хозяйственного оборота и будет продолжаться торможение роста произ-водства. Очевидно. что второй вариант гораздо более предпочтителен. Хотя в этом случае и возможно легкое усиление инфляции, в целом результат такой политики будет положительным: будет происходить расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического роста.

Несомненно, именно такую монетарную политику нужно проводить сейчас в России. При опасениях относительно возникновения инфляции следует начать увеличивать эмиссию денег низкими темпами, наблюдая за происходящими при этом процессами. Таким образом, можно будет определить необходимое сейчас в обращении количество денег эмпирическим путем.

Список использованной литературы

1) Новая экономика, N 20, 2001, стр.7

2) Финансы/ Под редакцией проф.М.В. Романовского, проф.О.В.Врублевской,

проф.Б.М.Собанти – М.: Перспектива; Юрайт, 2000

3) Экономика и жизнь, N 39, 2001, стр. 1-4

4) Экономика и жизнь, N 2, 2002, стр.2

5) Экономика России –

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Порядок эмиссии денег.

Валютное регулирование, регулирование внешнеэкономической деятельности, регулирование валютного курса, правил ввоза и вывоза национальной и иностранной валюты – существенный элемент денежной системы страны, определяющий взаимоотношения национальной денежной единицы с денежными единицами зарубежных стран и степень использования национальной денежной единицы в международных расчётах.

Выпуск денег – это поступление денег в оборот в результате передачи банками определенных сумм денег в наличной и безналичной формах юридическим и физическим лицам. Деньги регулярно поступают в современный хозяйственный оборот и изымаются из него в виде банкнот, разменной монеты и банковских депозитов.

Эмиссией денег называют такой выпуск денег, который приводит к общему увеличению количества денег в обороте.

Различают два вида эмиссии: эмиссию безналичных и наличных денег.

Первична эмиссия безналичных денег: Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они отражаются в виде записей на счетах коммерческих банков.

Итак, как уже было отмечено при рассмотрении темы 1, деньги могут выпускаться в хозяйственный оборот казначейством (Министерством финансов) при финансировании бюджетополучателей сверх поступления средств в бюджет – это эмиссия казначейских билетов или бумажных денег, и эмиссия кредитных денег путём :

1) Банковского кредитования хозяйства.

2) Банковского кредитования государства.

3) Прироста денежной массы в странах с активным платёжным балансом.

Кроме того, существует эмиссия безналичных денег при двухуровневой банковской системе, которая основана на действии механизма банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора.

Правом создания (эмиссии) денег сверх имеющихся у него ресурсов обладает Центральный банк (не зря раньше называемый Центральным эмиссионным банком). Основным каналом банковского кредитования хозяйства является механизм переучёта векселей (или совершения Центральным банком переучётных операций). Сущность операции состоит в том, что коммерческий банк в качестве обеспечения по кредитам, предоставляемым своим клиентам, принимает от них векселя (или учитывает их векселя), должником по которым является заёмщик банка. Указанные векселя предъявляются коммерческими банками в Центральный банк, который принимает их к переучёту и предоставляет под обеспечение в виде указанных векселей кредит коммерческому банку на срок векселя в сумме номинала векселя за минусом учётного процента (дисконта), который при кредитовании Центральным банком коммерческих банков равен ставке рефинансирования Центрального банка (или учётной ставке Центрального банка). Таким образом, учитывая, что коммерческие банки не обладают правом самостоятельного выпуска денег сверх имеющихся у них средств на корреспондентских счетах (сверх объёмов привлечённых ими ресурсов), то они фактически привлекают от Центрального банка ресурсы для кредитования своих клиентов, и, добавляя свою маржу к ставке Центрального банка, предоставляют средства своим клиентам. В России переучётные операции осуществляются в соответствии с Положением Банка России от 30 декабря 1998 года № 65-П “О проведении Банком России переучётных операций”. В то же время в России, в отличие от большинства зарубежных стран, переучёт векселей организаций осуществляется Центральным банком только по списку Банка России, ныне установленному письмом Банка России от 30.05.2007 № 01-13-5/2186, в котором только 18 организаций –



Открытое акционерное общество "Российские железные дороги";

Открытое акционерное общество "Газпром";

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ";

Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть";

Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель";

Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат";

Открытое акционерное общество "Современный коммерческий флот";

Открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации";

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть";

Открытое акционерное общество "Газпром нефть";

Открытое акционерное общество "МегаФон";

Открытое акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания" (ОАО "ГидроОГК");

Открытое акционерное общество "Магнитогорский Металлургический Комбинат" (ОАО "ММК");

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга");

Открытое акционерное общество "СИБУР Холдинг" (ОАО "СИБУР Холдинг");

Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" (ОАО РАО "ЕЭС России");

Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС");

Открытое акционерное общество "Новороссийский Морской торговый порт" (ОАО "НМТП").

Для целей проведения переучётных операций Банк России принимает только векселя указанных эмитентов и не принимает векселя других компаний. Это связано с отсутствием в России полноценной информационной базы данных о финансовом положении предприятий, расчётов их по налогам и данными о ведущихся предприятием судебных спорах и тяжбах. Та информация, что вводится в базу торгового реестра зарубежных стран и доступна широкому кругу пользователей, в России труднодоступна и не консолидирована в единой справочной базе.

Помимо переучётных операций, Центральный банк предоставляет кредитным организациям для увеличения их ресурсной базы кредиты под залог ценных бумаг из ломбардного списка Банка России (так называемые ломбардные аукционы Банка России). В ломбардном списке Банка России, постоянно обновляемом, в основном фигурируют облигации государственных займов, что в условиях существующей доходности по указанным ценным бумагам (около 6% - 7% годовых) и ставке рефинансирования 10% годовых делает совершение данного вида операций невыгодным для заёмщиков, которые предпочитают реализовать активы, а не использовать их в качестве залога, поэтому и ломбардные аукционы Банка России часто признаются не состоявшимися.

В кризисные периоды (межбанковские кризисы 1995 года, кризис 1998 года, кризис ликвидности лета 2004 года) Центральный банк РФ предоставлял коммерческим банкам так называемые стабилизационные кредиты для того, что бы они могли исполнить свои обязательства перед держателями средств, желающими перевести их из данного банка. Но такой способ кредитования, понятно, никак не может рассматриваться как полноценный способ финансирования хозяйства.

Банковское кредитование государства. До 1995 года Центральный банк РФ предоставлял кредиты Министерству Финансов РФ для покрытия бюджетного дефицита. В то же время, учитывая подотчётность и подконтрольность Банка России органам государственной власти и управления (прежде всего Законодательному Собранию), которая в той или иной степени имеет место во всех странах Мира, данное обстоятельство позволяло государственной власти систематически заставлять Центральный Банк пролонгировать выданные кредиты. Такой способ эмиссии денег раскручивал инфляционную спираль, ибо фактически не был привязан к потребностям хозяйства в деньгах, а определялся лишь желаниями государственной власти в исполнении стоящих перед ними задач. Для преодоления инфляции в Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в 1995 году был внесён пункт, запрещающий Банку России кредитовать органы государственной власти и управления. Аналогичные рекомендации для Центральных банков других стран даёт и Базельский комитет по финансовому и банковскому надзору, формулирующий рекомендации по правилам банковского регулирования и надзора на базе опыта Центральных банков развитых, прежде всего Европейских стран.

Прирост денежной массы в странах с активным платёжным балансом. Ныне характерен для Российской Федерации. Основан на том, что все страны Мира стараются не допускать на своей территории параллельного обращения других платёжных средств, в том числе иностранной валюты, ибо в противном случае снижается эффективность национального денежного регулирования, увеличивается инфляция и т.д. Следовательно, предприятия – экспортёры, получающие в обмен за поставленную продукцию иностранную валюту, вынуждены реализовывать её за валюту национальную для исполнения своих обязательств по выплате налогов, зарплаты трудовому коллективу, оплаты поставок сырья и т.п., которые они могут производить только в национальной валюте. Центральный банк, как основной участник биржи (в России – Московской Межбанковской, на которой совершается основной объём сделок по купле – продаже валюты), скупает иностранную валюту у экспортёров, предоставляя им в обмен валюту национальную. Учитывая монопольное положение Центрального банка РФ на внутреннем валютном рынке РФ, Центральный банк конечно, мог бы установить монопольно - низкую цену покупки иностранной валюты, и тем самым уменьшить объём денежной эмиссии и снизить инфляцию, однако это чревато ростом импорта вследствие удешевления импортных товаров из-за снижения курсовой стоимости иностранной валюты при неизменных затратах на производство внутри страны в национальной валюте у предприятий – отечественных товаропроизводителях, что привело бы к угнетению национального производства, повсеместному закрытию производств, и как следствие росту безработицы и бюджетных обязательств по содержанию населения и инфраструктуры.

Банковский мультипликатор – это процесс многократного увеличения остатков на депозитных счетах коммерческих банков в результате расширения их кредитов на основе перемещения свободных резервов от одного банка к другому. Под свободными резервами коммерческих банков понимается совокупность их ресурсов, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.

Способность коммерческих банков выдавать ссуды и создавать депозиты регулируется центральным банком через систему обязательных резервов. Система обязательных резервов предусматривает обязательное депонирование коммерческими банками в центральном банке определенного процента от суммы их обязательств. Устанавливая этот процент (норму обязательных резервов ), центральный банк управляет механизмом банковского мультипликатора. Коэффициент мультипликации показывает, во сколько раз сумма вновь образовавшихся депозитов превышает величину первоначального депозита. Коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме обязательных резервов.

Процесс мультипликации можно описать следующим образом: в коммерческий банк поступила сумма первоначального депозита (допустим, внесённого вклада или перечисленных денежных средств на расчётный счёт предприятия – клиента), равная, условно, единице. Со всех видов привлечённых средств (т. е. не собственного капитала, а полученных средств сторонних организаций) коммерческий банк обязан отчислить на специальный счёт, открытый им в Центральном банке, определённый, установленный Центральным банком процент, именуемый нормой обязательных резервов. Данные резервы во- первых, являются страховочной суммой, позволяющей Центральному банку при возникновении краткосрочной паники на рынке и началу массового изъятия депозитов из коммерческого банка, вернуть их банку для исполнения им своих обязательств перед клиентами, и тем самым попытаться погасить панику на рынке, продемонстрировав способность банка исполнять свои обязательства. Во – вторых, указанные средства регулируют объём депозитов, создаваемых в кредитной системе, и тем самым регулируют объём денежной массы. Таким образом, после перечисления средств в резервы, на корреспондентском счёте коммерческого банка остаётся сумма, равная величине первоначального депозита за вычетом суммы обязательных резервов 1*(1-%резерва). Эти средства банк рассматривает как ресурсы для кредитования своих клиентов. Допустим, всю оставшуюся сумму банк направляет в кредит своему клиенту (ХОТЯ РЕАЛЬНО БАНК ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ ОСТАВЛЯТЬ СЕБЕ НЕКОТОРУЮ ВЕЛИЧИНУ СРЕДСТВ НА КОРРЕСПОНДЕНТСКОМ СЧЁТЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КЛИЕНТАМИ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ). Данный клиент использует полученные в кредит средства для расчётов со своим контрагентом. Итак, на счёт контрагента нашего заёмщика поступает сумма средств, равная величине первоначального депозита за минусом суммы обязательных резервов. Эти средства для банка, в который они поступила на клиентский счёт, являются привлечёнными ресурсами, с суммы которых он должен отчислить в обязательные резервы Центрального банка установленный процент. В распоряжении данного банка в этом случае останутся ресурсы для кредитования своих клиентов в сумме 1*(1-%резерва)2. И далее процесс повторяется аналогично описанному выше. Каждый раз сумма вновь создаваемого депозита будет уменьшаться (в степень возводится величина, меньшая единицы), и сумма всех созданных в банковской системе депозитов есть величина конечная, равная величине первоначального депозита, делённого на норму обязательных резервов в долях. Так происходит рост денежной массы. С 1 июля 2007 года норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте установлен в размере 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - в размере 4% (Указание Банка России от 14 мая 2007 года № 1826-У).

Эмиссия наличных денег – это результат превышения объема операций центрального банка по выпуску наличных денег над суммой их изъятия из обращения за определенный промежуток времени.

Коммерческие банки получают наличные деньги по мере необходимости путем списания средств со своих счетов в центральном банке.

В Российской Федерации эмиссия наличных денег осуществляется расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) Банка России. Это означает, что она носит децентрализованный характер. В РКЦ открываются:

  • резервный фонд , в котором хранится запас наличных денег, предназначенных для выпуска в обращение в случае увеличения потребности данного региона в наличности. Деньги в резервном фонде не считаются деньгами в обращении (это резерв);
  • оборотная касса , в которую поступают от коммерческих банков и из которой выдаются им наличные деньги.

Если сумма поступлений наличных денег от коммерческих в оборотную кассу превышает сумму выдач из нее, деньги переводятся из оборотной кассы в резервный фонд, то есть изымаются из обращения. Если у коммерческих банков потребность в наличных деньгах больше, чем поступления наличности в их операционные кассы, РКЦ увеличивает выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ с разрешения территориального учреждения Банка России переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу. Таким образом, перевод денег из резервного фонда в оборотную кассу означает выпуск денег в обращение.

Наличные деньги, выпущенные РКЦ в обращение, поступают из оборотной кассы в операционные кассы коммерческих банков в пределах остатков на их корреспондентских счетах в Банке России, а из операционных касс – клиентам путем списания с их банковских счетов.

Вопросы по теме. 7


Тема 4. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот

Введение

Основные вопросы:

1. Денежная эмиссия и ее формы.

2. Сущность механизма банковской мультипликации.

3. Налично-денежная эмиссия, ее особенности в РФ.

В ходе самостоятельного изучения материала по теме, а также для более глубокой подготовки студента к семинарскому занятию необходимо проработать материалы, изложенные в рекомендуемых пособиях:

1. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб . и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – Глава 8.

2. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / М.П. Владимирова, А.И. Козлов. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006. – Глава 4 §4.1 и 4.2.

Теория

Для усвоения теоретического материала этой темы, рекомендуется обратить внимание на следующие положения.

Обсуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам их своих операционных касс. Одновременно с этим клиенты банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы коммерческих банков, при этом количество денег в обороте, как правило, не увеличивается. В данном случае речь идет о выпуске денег, который следует отличать от эмиссии денег.

Денежная эмиссия – это создание и поступление в денежный оборот различных платежных средств. Ее обусловливают следующие факторы:

1. увеличение и расширение товарной массы, рост производства под влиянием увеличения числа субъектов рыночных отношений, активность и организованность производства и торговли, увеличивающие товарное предложение и снижающие при этом порчу и потерю товаров, а также другие факторы, действующие при прочих равных условиях.

2. рост цен, не связанный с изменением свойств и качества товаров и услуг.

3. снижение скорости обращения денег.

Под действием этих факторов формируются условия, неизменно вызывающие неоднородность денежной эмиссии и соответственно различные формы денежной эмиссии:

1. организованная или неорганизованная (стихийная);

2. официальная или неофициальная;

3. стабилизирующая или дестабилизирующая;

4. депозитная;

5. бюджетная;

6. банкнотная;

7. казначейская;

8. регулирующая.

Студенту необходимо уяснить сущность каждой из вышеназванных форм эмиссии.

В условиях рыночной экономики эмиссия денег подразделяется на два вида:

1. эмиссия наличных денег: проводится Центральным Банком через расчетно-кассовые центры;

2. эмиссия безналичных денег: проводится банковской системой.

Более подробно наличную денежную эмиссию студент рассматривает в третьем вопросе. Эмиссию безналичных денег необходимо более подробно рассмотреть в этом вопросе.

Во-первых, студент должен уяснить, что эмиссия безналичных денег первична и осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых денег на корреспондентские счета в кредитных институтах в виде кредитов центрального банка или бюджетных ассигнований. Существует внешняя и внутренняя безналичная денежная эмиссия.

Источниками внешней безналичной денежной эмиссии являются:

Ø приобретение центральным банком иностранной валюты;

Ø выручка от использования заграничной собственности;

Ø получение кредитов от международных финансовых организаций;

Ø иностранные инвестиции;

Ø покупка-продажа наличной иностранной валюты населением, которая стимулируется неорганизованным импортом.

Источниками внутренней безналичной денежной эмиссии на национальном финансовом рынке являются предоставляемые банковской системой кредиты экономике, своему или иностранному государству.

При существовании двухуровневой банковской системы механизм безналичной денежной эмиссии действует на основе банковской мультипликации. Для правильного понимания безналичной денежной эмиссии необходимо знать действие механизма мультипликации.

Под денежной мультипликацией понимается процесс эмиссии платежных средств участниками хозяйственного оборота при возрастании денежной базы (денег центрального банка) на одну денежную единицу.

Сам денежный мультипликатор определяется как отношение предложения денег (денежная масса по денежному агрегату М2 ) к денежной базе. Денежный мультипликатор раскрывает способность денежных агрегатов воздействовать на экономические процессы.

Коэффициент денежной мультипликации может быть представлен так:

m = 1: r ,

m = (1+ c ) : (r + e + c ),

где c – отношение наличных денег небанковского сектора экономики к общему объему депозитов банковской системы;

r – норма обязательного резервирования денежных средств кредитных институтов в центральном банке;

e – отношение избыточных резервов банков к общему объему депозитов банковской системы.

В данном вопросе необходимо рассмотреть также понятия «банковский мультипликатор».

Банковский мультипликатор представляет собой количественную оценку процесса мультипликации денег на депозитных счетах коммерческих банков.

Механизм банковской мультипликации действует постоянно и определяется с помощью двух коэффициентов:

1. коэффициента банковской мультипликации:

Этот коэффициент никогда не будет достигать 5, потому что часть денежных средств вс егда используется для других, некредитных операций (например, в кассе любого банка должны находиться наличные деньги для кассовых операций).

2. коэффициент изменения денежной массы:

где М2 н.г. – денежная масса на начало года;

М2 к.г. – денежная масса на конец года;

М0 н.г. – наличные деньги на начало года.

Необходимо уточнить, что данный механизм работает только в рамках двухуровневой банковской системы, где центральный банк управляет этим механизмом, а коммерческие банки заставляют его автоматически действовать, независимо от желания руководителей отдельных банков.

Также следует отметить, что один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть налично-денежную эмиссию.

Налично-денежная эмиссия – это выпуск наличных денег центральным банком страны в целях увеличения денежной массы в обращении для обеспечения экономики законными платежными средствами.

Монопольным эмитентом наличных денег в обращении является центральный банк любого государства. Он также следит за стабильностью национальной валюты, так как банкноты сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество будет ограничено; центральный банк берет на себя обязательство увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или не выпускать такого количества банкнот, на которое владельцы товаров, исполнители работ и услуг не согласны обменивать собственные активы.

Необходимо обратить внимание, что центральные банки всех стран занимаются не только производством банкнот, но и их дизайном, разработкой способов их защиты от подделок.

Россия как независимое и суверенное государство стало выпускать на своей территории благодаря эмиссионной деятельности Банка России собственную национальную наличную валюту (российский рубль) с 1 июля 1993 года, а российские монеты разного достоинства в копейках – с 1 января 1998 года.

После детального рассмотрения вопроса о налично-денежной эмиссии необходимо рассмотреть особенности налично-денежной эмиссии в РФ.

В настоящее время в России эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых банками, которая постоянно меняется.

Эмиссию денег производит Банк России и его РКЦ (расчетно-кассовые центры). РКЦ открываются в районах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание в расположенных в этих регионах коммерческих банках. Для эмиссии наличных денег в РКЦ открываются резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения и являются резервом.


В оборотную кассу РКЦ постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, а также выдаются. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении: они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу РКЦ превышает сумму выдачи денег из нее, то излишек денег изымается из обращения и переводится из расчетной кассы РКЦ в резервный фонд. Резервным фондом РКЦ распоряжаются региональные управления (городские, областные, республиканские) Центрального Банка России.

Если в коммерческих банках растет величина денег на депозитных счетах, то:

1. увеличивается потребность клиентов в наличных деньгах;

2. увеличиваются свободные резервы коммерческого банка.

Если в коммерческих банках, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает, то РКЦ вынужден будет увеличивать выпуск наличных денег в обращение. Для этого на основе разрешения управления Банка России переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ.

Для данного РКЦ это будет эмиссионная операция. Сведениями о том, произошла или нет в данный день эмиссия денег, располагает только Правление ЦБ РФ, где ежедневно составляется эмиссионный баланс.

После усвоения теоретических положений необходимо ответить на следующие вопросы:

1. На какие виды подразделяется эмиссия в условиях рыночной экономики?

2. Какой орган в Российской Федерации проводит эмиссию денег?

3. В чем сущность банковского мультипликатора и каков механизм его действия?

4. Какие факторы механизма денежной мультипликации вы знаете?

5. Есть ли различие между денежной эмиссией и выпуском денег в хозяйственный оборот?

6. Какие виды эмиссии осуществляются в наше время?

7. Верно или нет, что коммерческие банки «делают» деньги при погашении кредитов?

Эмиссионные операции - это операции по выпуску и изъятию денег и их обращения. Эмиссию осуществляет исключительно ЦБ РФ – это установлено законодательно. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов и металлической монеты. ЦБ устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монет и несет ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимых для расходов на территории России. На ЦБ РФ возложена обязанность укрепления денежного обращения в целях обеспечения устойчивости и платежеспособности денежной единицы России. Эмиссия наличных денег осуществляется в централизованном порядке и в сроки, установленные прогнозами кассовых оборотов для ГТУ и национальных банков.

Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Под собственно денежной эмиссией понимается выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы.

Под эмиссией понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Одновременно с этим клиенты банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы коммерческих банков, при этом количество денег в обороте, как правило, не увеличивается.

В данном случае речь идет о выпуске денег, который следует отличать от эмиссии денег.

Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» - неравнозначны. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

В условиях рыночной экономики эмиссия денег подразделяется на два вида:

1) эмиссия наличных денег: осуществляет ЦБ через РКЦ;

2) эмиссия безналичных денег: осуществляют коммерческие банки.

Если наличные деньги эмитирует только государство, то безналичные деньги могут создавать и коммерческие банки, выдавая кредиты. Процесс создания денег называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией.

В условиях административно-распределительной экономики (по типу бывшего СССР) и ту, и другую эмиссию, как правило, осуществлял Государственный банк. В условиях рыночной экономики эмиссионная функция разделяется: эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков, эмиссия наличных денег - государственным центральным банком. При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.


Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

Эмиссия безналичных денег первична и осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых денег на корреспондентские счета в кредитных институтах (банках) в виде кредитов Центрального банка или бюджетных ассигнований.

Эмиссию наличных денег проводят Центральный банк РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и вы­полняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих реги­онах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кас­совых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяй­ства данного региона в наличных деньгах. В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступа­ют наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньгив оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора.

Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.

Управление механизмом банковского мультипликатора, следовательно, эмиссией безналичных денег осуществляется исключительно Центральным банком, в то время как эмиссия производится системой коммерческих банков. Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций - функцию денежно-кредитного регулирования.

Современная денежная эмиссия имеет кредитный характер, так как главным каналом

Изъятие денег и ценных бумаг из обращения - проводимое государством уменьшение объема обращающихся денег и ценных бумаг с целью сокращения денежной массы для сохранения или повышения курса валюты, снижения инфляции, замены денег и ценных бумаг одного вида на другие, устранения фальшивых денег и ценных бумаг. Денежная эмиссия – создание и поступление в денежный оборот различных платежных средств. Потребность хозяйственного оборота и государства в деньгах стимулирует рост денежной массы и определяет эмиссию денег.

В России действуют следующие принципы эмиссии наличных денег:

Принцип необязательности обеспечения (не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами);

Принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории России осуществляются исключительно Банком России);

Принцип безусловной обязательности (рубль является единственным законным платежным средством на территории России);

Принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет);

Принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение и изъятии их из обращения принимает Совет директоров Банка России).

Регулирование денежно-кредитной системы (методы государственного регулирования денежного оборота) осуществляется Центральным банком. В процессе денежно-кредитного регулирования экономики происходит изменение денежной базы как исходное звено (начальный этап) мультипликации денег. Посредством этого изменения Центральный банк задает импульс мультипликации денег: либо депозитной экспансии (эмиссии безналичных денег) – при увеличении денежной базы, либо рестрикции (изъятию этих денег) – при сокращении денежной базы. В соответствии со ст. 25 Федерального закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями), основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) Процентные ставки по операциям Банка России. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3) Операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

4) Рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

5) Валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6) Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

7) Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

8) Эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Эффективность эмиссионной деятельности напрямую зависит от организации финансовой системы, от наличия достаточно крупных финансовых институтов, реально опосредующих денежное обращение и готовых к ответственному сотрудничеству с денежными властями.

Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. К тому же наблюдается устойчивая тенденция к росту цен. Поэтому вполне логично, что расширение производства при прочих равных условиях требует увеличения денег в обращении. Оно достигается с помощью эмиссии. Денежная эмиссия означает выпуск в обращение дополнительного количества денег.

Поскольку деньги выступают в двух формах - наличной и безналичной, то и эмиссия их может осуществиться в любой из них.

Различают четыре вида эмиссии денег: депозитная, бюджетная, банковская, регулирующая.

Депозитная эмиссия представляет собой увеличение центральным банком своих кредитных вложений путем выдачи ссуд, повышающих остатки средств на счетах - депозитах коммерческих банков. Безналичные деньги выпускаются в хозяйственный оборот при предоставлении коммерческими банками ссуд своим клиентам.

Бюджетная эмиссия денег имеет место при выпуске денег на покрытие расходов или дефицита государственного бюджета посредством покупки центральным банком государственных ценных бумаг.

Банковская эмиссия денег (эмиссия банкнот и монет) осуществляется непосредственно центральными банками, казначейская эмиссия денег (эмиссия казначейских билетов и монет) - казначействами, обладающими правом эмиссии.

Регулирующая эмиссия денег осуществляется в процессе использования инструментов денежно-кредитной политики центрального банка.

Из двух форм эмиссии денег - наличной и безналичной первичной является безналичная. Она осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых денег на корреспондентские счета в банках в виде кредитов центрального банка или бюджетных ассигнований.

Наличные деньги, прежде чем появиться в обороте, должны быть отражены на депозитных счетах банков. Они завозятся в территориальные подразделения центрального банка или непосредственно в кредитные институты и затем предоставляются им при одновременном списании этих сумм безналичных денег с корреспондентских счетов. Поэтому можно сказать, что первоначально эмиссия денег является безналичной и только в дальнейшем часть ее конвертируется в наличную.

Побудительными причинами безналичной денежной эмиссии могут быть как внутренние, так и внешние причины. К числу внутренних причин относятся предоставляемые банковской системой кредиты экономике, государству, иностранным государствам. К числу внешних причин относятся покупка центральным банком иностранной валюты, выручка от использования заграничной собственности, иностранные инвестиции, покупка-продажа иностранной валюты населением.

Эмиссия наличных денег проводится только центральным банком, эмиссия безналичных форм денег - центральным и коммерческими банками. Механизм безналичной денежной эмиссии работает на основе банковской депозитно-кредитной мультипликации. Банковский (или депозитно-кредитный) мультипликатор представляет собой отношение (коэффициент) общей суммы денег в обращении к обусловившему его первичному приращению денег, находящихся на банковских депозитах.


Процесс мультипликации денег часто озадачивает студентов: как они могут увеличиваться при перечислении с одного счета на другой? На самом деле это просто понять, если иметь в виду, что это увеличение происходит не за счет физического увеличения массы денег, а за счет того, что одни и те же деньги обслуживают несколько платежей.

Пример.Предположим, что:

1) Магнитогорский металлургический комбинат (ММК при посредничестве своего банка «Уралсиб» (банк № 1) продал Центральному банку РФ (ЦБ) часть экспортной выручки на сумму 10 млн руб.

ЦБ зачислил эту сумму в виде бессрочного депозита (до востребования) на корреспондентский счет «Уралсиб». В современной зарубежной экономической литературе такие депозиты получили название резервов, а корреспондентские счета - резервных счетов. Поэтому зачисление этого депозита будет означать прирост суммарных резервов банка № 1 на сумму 10 млн. руб.

В свою очередь банк «Уралсиб» зачислил 10 млн руб. на бессрочный депозит ММК. Естественно, что собственником этих денег является ММК. Но они находятся на пассивном счете банка и могут быть использованы им в качестве источника кредитования (подобно нашим вкладам в банке).

Однако банк не может использовать для кредитования всю эту сумму, так как по действующим правилам он должен перечислить часть этой суммы в виде обязательных резервов на специальный счет обязательного резервирования в ЦБ.

Допустим, что норматив обязательного резервирования по данному депозиту 10%. Это означает, что из 10 млн руб. банк «Уралсиб» должен перечислить на счет обязательного резервирования в ЦБ 1 млн руб. Оставшиеся 9 млн руб. депозита банк использует для кредитования клиента № 2.

2) Второй клиент, используя эти 9 млн руб. кредита, перечисляет за поставку товаров своему контрагенту, счет которого находится в ХантыМансийском банке (банк № 2). В результате депозиты Ханты-Мансийского банка увеличатся на 9 млн руб., которые он после перечисления обязательного резерва в сумме 900 тыс. руб. (9 млн × 10 / 100) может использовать для кредитования в сумме 8100 тыс. руб. клиента № 3, расчетный счет которого находятся в Альфа-Банке (банк № 3).

3) Альфа-Банк, получив на счет своего клиента 8,1 млн руб. в качестве депозита, может использовать их для кредитования. И перечислив на счет обязательного резервирования в ЦБ 810 тыс. руб. (8,1 млн × 10 / 100), предоставляет кредит в сумме 7290 тыс. руб. (8100 тыс. руб. - 810 тыс. руб.).

Как видим, используя депозит в 10 млн руб., банки уже на третьей ступени кредитования выдали ссуды на сумму 24,39 млн руб., т.е. почти в 2,5 раза больше породившего их депозита.

Этот процесс депозитно-кредитной мультипликации может продолжаться и дальше. Возникает вопрос: до какой степени?

Коэффициент мультипликации зависит от двух основных факторов: 1) от количества ступеней депозитно-кредитной мультипликации (в нашем примере - три), 2) от нормы обязательного резервирования.

Эту зависимость можно выразить в виде уравнения:

где: m - коэффициент денежной мультипликации, r - норма обязательного резервирования.

Чем больше норма обязательного резервирования, тем ниже коэффициент денежной мультипликации (резервирование быстрее «съедает» депозит), и наоборот.

Если в нашем примере r = 10% и то повышение нормы обязательного резервирования до 20% приведет к сокращению максимально возможного коэффициента мультипликации до

Но это - гипотетический коэффициент, который в реальной жизни практически недопустим, так как имеющиеся у банков депозиты никогда целиком не используются только на кредитование клиентов.

Разумеется, приведенный пример представляет упрощенную модель, имеет ряд условных обстоятельств, которые мы даже не причисляем с тем, чтобы более доступно представить читателю механизм депозитно-кредитной мультипликации.

Эмиссия наличных денег (увеличение их массы в обращении) является исключительной монополией центральных банков.

В СССР, а теперь в России, как и в других неокапиталистических странах, наличное денежное обращение обслуживает прежде всего сферу денежных доходов и расходов населения, а безналичный оборот - расчеты между предприятиями, организациями, между ними и государством. Это объяснялось двумя причинами: 1) население не было вовлечено в систему безналичных расчетов; 2) наличные расчеты между юридическими лицами ограничились суммой 50 руб. в день. Безналичный и наличный оборот были довольно строго разграничены. Около 90% денежного оборота приходилось на безналичный, около 10% - на наличный оборот. Планирование наличного денежного обращения осуществлялось на основе баланса денежных доходов и расходов населения и реализовалось с помощью кассового плана Госбанка СССР.

Сегодня в Российской Федерации, как и в других странах рыночной экономики, границы между наличным и безналичным денежным оборотом практически размыты. На долю наличного денежного обращения в России приходится около 30% всего денежного оборота против 5-10% в развитых странах.

Налично-денежное обращение включает налично-денежные потоки между:

· системой центрального банка и коммерческими банками;

· коммерческими банками;

· банками и их клиентами;

· организациями, между организациями и населением;

· гражданами.

Организация налично-денежного обращения базируется на прогнозировании динамики воспроизводства валового внутреннего продукта и его распределении и прежде всего на основе анализа и прогнозов баланса денежных доходов и расходов населения.

Структура баланса денежных доходов и расходов населения в Российской Федерации в агрегированном виде выглядит следующим образом:

Доходы всего

В том числе:

фонд заработной платы;

социальные трансферты и выплаты социального характера;

доходы от собственности, предпринимательства и пр.

Расходы всего

В том числе:

покупка товаров и оплата услуг;

прирост вкладов в банках, приобретение недвижимости и пр.;

обязательные платежи и добровольные взносы.

Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)» в части регулирования наличного денежного обращения на территории Российской Федерации возлагает на Банк России выполнение следующих функций:

· прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет Банка России, создание их резервных фондов;

· установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

· установление признаков платежеспособности банкнот и монет Банка России, порядка уничтожения банкнот и монет Банка России;

· определение порядка ведения кассовых операций.

Эмиссия наличных денег осуществляется Банком России через его главные управления. С этой целью в расчетно-кассовых центрах (РКЦ), существующих при главных территориальных управлениях ЦБ РФ, открыты резервные фонды и оборотные кассы.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется. Поэтому при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервный фонд.

Налично-денежный оборот начинается с РКЦ, когда наличные деньги переводятся из резервных фондов в оборотные кассы и деньги поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги переводятся в операционные кассы коммерческих банков, которые выдают их своим клиентам. Из касс предприятий и организаций деньги передаются населению в виде заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, выплаты дивидендов, страховых возмещений и т.д.

Население большую часть денег расходует на покупку товаров и оплату услуг, общественное питание, выплату налогов, страховых сборов, коммунальных платежей, погашение ссуд и т.д. Для каждого предприятия также устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах и всю сверхлимитную наличность предприятия должны сдавать в обслуживающие их коммерческие банки. Каждый коммерческий банк имеет свой лимит оборотной кассы и при его превышении вся сверхлимитная наличность сдается в оборотную кассу РКЦ. Весь этот процесс схематично изображен на рис. 2.2.