Образование и развитие пенсионного фонда рф. Пенсионный фонд российской федерации. История создания, развития пенсионного фонда россии

Пенсионный фонд Российской Федерации создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФ Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации 1 .

Сегодня Пенсионная система Российской Федерации основывается на обязательном социальном страховании и социальной помощи государства. Огромную роль в новом учёте граждан, делающих взносы в Пенсионный Фонд, сыграло внедрение индивидуального (персонифицированного) счёта. Теперь вместе с существующим учётом предприятий, учреждений и компаний, Пенсионный Фонд Российской Федерации может учитывать каждое застрахованное лицо.

Большим плюсом стало, что при выходе на пенсию среднемесячный заработок гражданина устанавливается за счёт персонифицированного счёта 2 .

Также нужно отметить внедрение страхового стажа, т.е. теперь ваша пенсия напрямую зависит от количества проработанных лет и уплаты страховых взносов соответственно. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят 3:

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализация средств ПФ Российской Федерации, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ Российской Федерации страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств 1 ;

Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФ Российской Федерации, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Государственное пенсионное обеспечение - это назначение и выплата пенсий военнослужащим, инвалидам, участникам ВОВ, гражданам, которые пострадали от техногенной или радиационной катастрофы, государственным служащим. Этот вид пенсий выплачивается из федерального бюджета России. В соответствии с рис. 1 организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:

Пенсионный фонд Российской Федерации (рис.1)

Правление Пенсионного фонда Отделения по субъектам

Исполнительная дирекция Руководство в том числе:

Председатель Правления Управляющий Отделением

Первый заместитель Председателя Заместитель управляющего

Заместители Председателя Специалист по кадрам

Управляющие Отделениями ПФ РФ Группа по защите информации

Представители общественных, религиозных Юридический отдел

организаций, действия которых связаны с Бухгалтерия

защитой интересов пенсионеров, инвалидов Экономический отдел

Отдел по погашению просроченной задолженност

Отдел по организации персонифицированного учета

Межрегиональные пункты персонифицированного учета

Отдел учета поступления и расходования средств

Контрольно-ревизионный отдел

Отдел координации деятельности уполномоченных

Административно-хозяйственный отдел

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

Фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса Российской Федерации;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.

Отделения обеспечивают организационную работу по сбору страховых взносов на пенсионное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств 1 .

Кроме ПФРФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет Пенсионный фонд Российской Федерации и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, Пенсионный фонд Российской Федерации организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

До настоящего времени в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые с работающего населения, шли на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявлялась на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения РФ до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек.

Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Однако вследствие постепенного перехода в пенсионный возраст начнут входить более многочисленные поколения родившихся после Великой Отечественной войны, что обусловит её рост. Показатель демографической нагрузки уменьшился к 2007 году до 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, против 745 лиц в 1997 году. Потом будет отмечаться увеличение этого показателя, который в 2015 году составит 696 человек.

Современная пенсионная реформа предполагает создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов. Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в РФ – состояние экономики и производительности труда.

Таким образом, результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

Медицинского страхования

Санаторно-курортного лечения

В 1956

Понятие и функции Пенсионного фонда России

ПФР (дата основания 22 декабря 1990г) - это один из трех внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование России, осуществляющие функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также координируют деятельность ПФР с Министерством труда и социальной зашиты РФ.

Направление деятельности ПФР:

Назначение и выплаты пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.

Персонифицированный учет пенсионных прав граждан.

Формирование пенсионных накоплений и выплата средств пенсионных накоплений.

Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Ведение программ материнского капитала софинансирования пенсионных накоплений.

Назначение и реализация социальных выплат.

Софинансирование социальных программ субъектов РФ.

Информационно-разъяснительная работа.

Ключевые этапы истории Пенсионного фонда России

1990 - Создание Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления средствами пенсионной системы.
Изначально ключевая функция ПФР - сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий.
1995 - Создание системы персонифицированного учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина
Персональные данные накапливаются и хранятся в ПФР в электронной форме с применением современных средств защиты информации. Данные персонифицированного учета стали использоваться для назначения пенсий в 1998 году. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом.
2000-2001 - создание Управлений ПФР в городах и районах
Указом президента РФ № 1709 от 27.09.2000г « О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» Пенсионному фонду передаются полномочия по выплате государственных пенсий. В целях реализации данного Указа 1 августа 2001 года создано государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Нязепетровском районе Челябинской области, объединившее уполномоченных Отделения ПФР по Челябинской области и работников отдела пенсионного обеспечения населения Нязепетровского района.
2002 - Реформа пенсионной системы
Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существующая распределительная система начисления пенсии была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в Пенсионный фонд. В обязанности ПФР наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошли назначение, перерасчет,индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений.
2005 - Новые функции: социальные выплаты
На Пенсионный фонд возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты ДЕМО инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам.
2007 - Новые функции: материнский капитал.
Пенсионный фонд наделяется новой функцией- выдачей государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и выплатой средств капитала.
2008 - Новые функции: Программа государственного софинансирования пенсии.
В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. В 2009 году стартовал второй этап, в рамках которого участники приступили к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии.
2009- 2010 - Дальнейшее совершенствование пенсионной системы.
С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования (сбора) взносов в ПФР и ФОМС переданы от налоговых органов Пенсионному фонду.

Международная практика развития пенсионного обеспечения

Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования

Лекция.

ИПУ регулируется ФЗ номер "об ИПУ в системе ОПС".

ИПУ - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - это документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации,допускающий обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФР, содержащий сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР.

ИЛС состоит из двух частей:
1. Специальная часть ИЛС - составная часть ИЛС застрахованного лица в которой отдельно учитываются сведения о поступивших

2. Профессиональная часть ИЛС - это составная часть ИЛС застрахованного лица субъекта системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в которой отражаются сведения о суммах пенсионных взносов, уплаченных в соотвествии с договорами досрочного, негосударственного пенсионного обеспечения страхователям за застрахованное лицо за периоды его работы с вредными и тяжелыми условиями труда.

Профессиональный стаж застрахованного лица - это суммарное продолжительность периода его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам оценки условий труда признаны вредными и опасными.

Правовую основу ИПУ составляют КРФ, ФЗ номер 27, ФЗ номер 212"О страховых взносах в ПФР, в ПСС, в ФОМС", МДРФ регулирующие отношения в данной сфере.

Цели ИПУ:
1. Создание условий для назначения страховой и накопительной пенсии в соотвествии с результатами труда каждого застрахованного лица;
2. Обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке определяющий размер пенсии;
3. Создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства;
4. Развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов ПФР;
5. Создание условий для контроля за уплаты страховых взносов застрахованными лицами;
6. Информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховой накопительной пенсии, определение тарифа страховых взносов ПФР;

Принципы организации ИПУ:
1. Единство и федерального характера ОПС в РФ;
2. Всеобщности обязательности уплаты страховых взносов ПФР;
3. Доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем которыми располагает ПФР;
4. Соответствие сведений о суммах страховых взносов представляемых каждым страхователям в том числе лицом самостоятельно уплачивающим страховые взносы для ИПУ;
5. Осуществление ИПУ в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица;

17. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

Лекция.

С 2002г в России действует система обязательного пенсионного страхования(ОПС). В система ОПС формируются пенсионные права гражданина основу которых составляет страховой стаж и суммы страховых взносов которую уплачивает за работника работодатель.

С 1 января 2015г пенсионные права на страховую пенсию на индивидуальном лицевом счете(ИЛС) учитываются в годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов(пенсионных баллов).

Чтобы стать участником системы ОПС гражданину необходимо зарегистрироваться в системе персонифицированного учета пенсионных прав в ПФР. Все это регулируется ФЗ номер 27 "Об индивидуальном персонифицированном учете в ОПС".

И получить страховое свидетельство государственного пенсионного со страховым номером индивидуального лицевого счета.

СНИЛС это идентификатор персональных данных в информационном обмене всех ведомств России.

В страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования указывают:
1. Номер страхового индивидуального лицевого счета в системе ОПС;
2. ФИО;
3. Дата и место рождения;
4. Дата регистрации в системе ОПС;

Данные, которые фиксируется на ИЛС:
1. Сведения о трудовом(страховом) стаже;
2. Количество ИПК(индивидуальный пенсионный коэффициент);
3. Сведенья о местах работы гражданина;
4. Сведенья о взносах уплачиваемых гражданином самостоятельно;
5. Сведенья о суммах государственного софинансирования(если гражданин является участником программы государственного софинансирования пенсии);
6. Состояние ИЛС обновляется ежеквартально;

СНИЛС - беззаявительный перерасчет пенсий работающих пенсионеров;

С помощью данных СНИЛС назначается страховая и накопительная пенсии. (ФЗ номер" о страховых пенсиях" и номер 424 "о накопительных пенсиях");
С помощью СНИЛСа формируется регистры граждан имеющих право на получение:
1. Государственных и муниципальных услуг;
2. На получение социальных льгот;
3. СНИЛС является идентификатором гражданина в системе межведомственного взаимодействия;
4. С его помощью государственные ведомства могут друг у друга самостоятельно запрашивать необходимые документы для оказания различных государственных услуг и предоставления социальных льгот;

С помощью СНИЛС производится регистрация на сайте www.gosuslugi.ru где можно получить следующую информацию:
1. Бланки и информацию для получения российского и заграничного паспорта;
2. Информацию о социальной помощи;
3. Выписку из ИЛС;
4. Информацию о налогах и штрафах ГИБДД;

Как получить СНИЛС?:
1.СНИЛС оформляет в ПФР первый работодатель при приеме на работе;
2. Самостоятельно подать заявление в ПФР;
3. СНИЛС для ребенка младше 14 лет может получить один из родителей или законный представителей по месту жительства.(представить следующие документы: заявление, паспорт, свидетельство о рождении ребенка);
4. Если вам больше 14 лет вы можете получить СНИЛС самостоятельно в ПФР по месту жительства;
5. Если гражданин военнослужащий или сотрудники"силового" ведомства, получить СНИЛС можно в ПФР по месту жительства или по месту прохождения службы;
6. Служащие в гарнизонах, отдаленных от территориальных органов ПФР могут получит СНИЛС через свою войсковую часть;
СНИЛС можно получить через МФЦ по месту жительства.

В случае утраты СНИЛСа:
1. Если гражданин работает то ему необходимо обратиться в отдел кадров с заявлением о выдаче дубликата;
2. Для самозанятого населения(ИП, адвокат, нотариус, частные детективы) необходимо обратиться в ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователей с заявлением о восстановлении свидетельства;
3. Для граждан временно неработающих необходимо подать заявление в ПФР по месту регистрации(в том числе временной) или фактического проживания;
4. При смене фамилии также необходимо подать заявление в ПФР по месту регистрации или фактического проживания либо работодателю об обмене страхового свидетельства.

Министерство труда и социальной защиты РФ

Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития РФ.

В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и ре­шениями Правительства РФ и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г.

Министерство труда и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независи­мо от их организационно-правовой формы. В соответствии с задача­ми, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; по­вышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; наро­донаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная за­щита населения; социальное обслуживание населения; государствен­ная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защи­те населения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития РФ возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Прези­дент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Пред­седатель Правительства РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий на детей. Подготовка дел получателей пос обий

Один из родителей либо лицо, его заменяющее, обращается за назначением пособий в органы социальной защиты населения по месту жительства.

В отделе ведутся журналы регистрации: нового назначения по­собий; перерасчета пособий; единовременного пособия на ребенка; доплат за прошлое время; списков для выплаты детских пособий.

Подготовка личных дел получателей пособий начинается с приема заявлений и оформления документов для назначения, пере­расчета пособий. Прием документов ведется специалистами по на­значению пособий в приемные дни и осуществляется по участко­вой системе. Участки формируются по алфавиту. У каждого спе­циалиста на участке создается картотека личных дел получателей пособий.

При приеме специалист проверяет:

1) принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, отче­ство во всех документах должны соответствовать данным паспорта). В случае обнаружения несоответствия факт принадлежности доку­ментов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

2) данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении);

3) не получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей. При перемене места жительства делается запрос по прежнему месту жительства и выясняется, состоял ли заявитель на учете в отделе, получал ли пособие, по какое время выплачено пособие;

4) наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование организации, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати).

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения государст­венных пособий на детей.

Если заявитель обратился за перерасчетом пособия, то заявле­ние регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан о пе­рерасчете государственных пособий на детей.

Журнал регистрации ведется специалистом на каждом участке и содержит следующие графы: порядковый номер заявления, фами­лия, имя, отчество, адрес, год рождения получателя, дата обраще­ния, вид пособия, номер протокола, дата рождения ребенка, сумма пособия, срок назначения пособия, номер лицевого счета.

Специалистами участка назначения пособий выборочно прове­ряются данные о доходах семьи, указанные в заявлении о назначе­нии пособия в соответствии с п.54 Положения о порядке назначе­ния и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим де­тей. По итогам проверок составляются акты.

После проверки документов специалист оформляет личное дело получателя пособия. Полностью готовое дело передается на контроль главному специалисту, который после проверки подпи­сывает его и передает на подпись заведующему отделом и затем на выплату.

Специалист по выплате после приема информации распечаты­вает протокол выплаты, где указывается сумма и срок выплаты.

Для усиления контроля за назначением государственных посо­бий на детей приказом по управлению создается комиссия в составе председателя, заведующего отделом, главного специалиста по на­значению, главного специалиста по выплате.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.

Задачи и методы контроля

В задачи контроля министерств, областных, краевых учрежде­ний социальной защиты населения входит прежде всего проверка системы организации работ с целью обеспечения наибольшей их продуктивности. При этом необходимо сочетать государственный контроль с общественным.

Работа по проверке деятельности нижестоящих учреждений со­циальной защиты способствует успешному выполнению этими ор­ганами своих функций и соблюдению норм права.

Существует два вида контроля: проверка и ревизия.

При про­верке контролируется организация исполнения соответствующих нормативных актов, а при ревизии - преимущественно расходование денеж­ных средств и материальных ценностей.

Проверки и ревизии не сводятся к установлению только отри­цательных фактов, их причин и виновных лиц. Главная их цель - оказание помощи подведомственным учреждениям социальной за­шиты в совершенствовании работы.

Применяются различные методы контроля:
-
проверка правиль­ности назначения (перерасчетов) пенсий и пособий до оформления документов на выплату;
- постоянный предварительный контроль операций по начислению и выплате пенсий и пособий;
- выезд ра­ботников для проверки и ревизии с последующим заслушиванием отчета руководителя проверяемого отдела (учреждения, предпри­ятия) и заключения проверяющих;
- вызов руководителя для доклада или сообщения о работе;
- проведение оперативных совещаний; ана­лиз работы по поступающей отчетности и информации;
- обсуждение работы на производственных совещаниях. Все это составляет важ­нейшую часть организаторской работы органов социальной зашиты.

Подготовка к проверке (ревизии)

Проверки и ревизии проводятся по утвержденным планам.

В первую очередь выбирается объект проверки, затем определяются ее характер, объем, формы и способы. Особое внимание уделяется подготовке к комплексным проверкам и ревизиям, которые позволяют всесторонне и глубоко анализировать деятельность подконтрольных органов, шире привлекать общественность.

Комплексная проверка (ревизия) деятельности районного (го­родского) управления социальной защиты проводится, как правилом по следующему плану:

· организация работы: распределение обязанностей сотрудников; планирование и организация выполнения планов; прием представителей предприятий и граждан; рассмотрение писем граждан; учет нормативных документов;

· ведение дел получателей пособий: проверка правильности назначения пособий и их перерасчетов; эффективность контрой ля за подготовкой дел и документов; состояние делопроизводства;

· законность и правильность оформления начисления и выплаты пособий: открытия и закрытия лицевых счетов получателей пособий и записей в них; перерасчетов (продлений) пособий и документов о всех способах выплаты; удержаний из пособий и их учета;

· трудовое устройство и материально-бытовое обслуживание пенсионеров: порядок учета пенсионеров, подлежащих трудоустройству, и разработка соответствующих мероприятий;

· контроль за условиями труда инвалидов; посещение на дому пенсионеров и получателей пособий с целью оказания им помощи; содействие инвалидам в санаторно-курортном, вос­становительном лечении и других видах лечебной помощи; оказание им содействия в получении специальных транс­портных средств и протезно-ортопедических изделий; выяв­ление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в направле­нии в дома-интернаты, и осуществление контроля за этими домами.

При подготовке к проверке или ревизии проверяющие знако­мятся
-с нормативными актами, регулирующими деятельность объ­екта, намеченного к проверке; с его кадрами;
-с отчетными и опера­тивными данными, характеризующими его работу;
-с учетом и хра­нением материальных ценностей;
-с расходованием денежных средств; с документами и результатами других проверок.

Проверка (ревизия) назначается приказом. В нем указываются, помимо прочих необходимых данных, цель и срок проверки или ре­визии. На основании приказа оформляется служебная командиров­ка проверяющих.

Подготовительные действия на месте проверки (ревизии) состо­ят из беседы с руководителем проверяемого объекта по заранее раз­работанным вопросам, ознакомления с материалами, имеющимися у местных органов; уточнения плана и составления графика провер­ки; привлечения внештатных инспекторов-ревизоров, местных ра­ботников, актива из общественности; распределения работы между членами бригады.

История создания, развития Пенсионного фонда России

Пенсионное страхование зародилось в начале двадцатого века. Стоит отметить, что в России это произошло гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. Вначале только высшие слои населения могли позволить себе пользоваться услугами пенсионного страхования, однако, после революции 1917 года все изменилось, оно опять фактически было отменено.

Это было тяжелое время, которое определило необходимость внедрения принципиально новой Пенсионной системы, которая была бы основана на конституционных правах. Введена она была в 1927 году и предусматривала не только обеспечение старости, но и прочие различные формы социального обеспечения и страхования:

Медицинского страхования

Санаторно-курортного лечения

Такая пенсионная система не имела признаков государственной пенсионной системы страхования, однако при всех своих недостатках обладала рядом существенных преимуществ. В частности, с её помощью минимальный прожиточный уровень обеспечивался в отношении всех категорий граждан.

В 1956 году в целях покрытия резко возросших расходов на компенсацию пенсий впервые в истории страны из бюджета была предоставлена дотация. Это стало ответом на закон, расширявший перечень лиц-претендентов на получении пенсии, а также двукратно увеличивший её размер для отдельных лиц.

Начиная с 1965 года право на получение пенсий по достижении определённого возраста или иным причинам было закреплено за колхозниками, спустя четыре года была введена единая система социального страхования. С увеличением количества пенсионеров поступления из пенсионного в страховой фонд возрастали.

Сами отчисления при этом представляли собой ежемесячные выплаты, размер которых традиционно соответствовал заработной плате. Примечательно, что пенсии инвалидам выплачивались из бюджета дружественных республик, из союзного фонда. Особый порядок выплат существовал в отношении военнослужащих, особенно офицерского состава: он регламентировался Советом Министров.

алогично отличались - по размерам и условиям - пенсии и работников научных учреждений. Помимо прочего, такие сотрудники вполне могли претендовать в то же время на получение пенсий на общих основаниях.

Между тем разрыв между доходной и расходной частями пенсионного бюджета увеличивался, и в 1982 году в качестве контрмеры взносы на социальное страхование были повышены. Это позволило временно выровнять соотношение, однако к 1989 году проблемы, копившиеся в недрах пенсионной системы годами, дали знать о себе с новой силой.

Их решение неизбежно предполагало проведения серии радикальных реформ, направленных главным образом на укрепление страховых принципов и окончательную интеграцию Пенсионного фонда в финансово-бюджетную систему государства.

В 1990 году в России был принят первый закон, выделяющий пенсионную страховую систему в качестве автономного образования и регламентирующий ключевые принципы её функционирования. Документ при этом категорически исключал возможность предоставления дотаций Пенсионному фонду, вполне однозначно стимулируя последний на поиск собственных источников финансирования. В тот же год, 22 декабря, был образован Пенсионный фонд как автономная финансово-кредитная структура.

Пенсионный фонд Российской Федерации – это организация по оказанию социальных услуг для граждан. Какова история развития Пенсионного фонда в Российской Федерации? Каковы его социально значимые функции? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Пенсионный фонд Российской Федерации был создан 22 октября 1990 года. Это событие помогло получить новый способ финансирования и выплаты пенсий и пособий. Сначала функцией Пенсионного фонда был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий. Но позже начали формироваться Единые пенсионные службы, в обязанности которых входила начисление и выплата пенсий.

Система Пенсионного фонда развивалась и далее, периодически выдавались указы, постановления органов власти, которые вносили изменения в структуру Пенсионного фонда, и от момента своего создания и за время существования произошло немалое количество изменений. Много дополнительных функций появилось во власти Пенсионного фонда. Он смог решать такие вопросы как оформление пенсии и подтверждение стажа и др.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Но и денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Система Пенсионного фонда имеет трехуровневую структуру. В нее входят:

1. Центральный аппарат.

2. Отделения ПФ в субъектах Российской Федерации.

3. Управления ПФР в городах и районах.

Исполнительная дирекция осуществляет управление центральным аппаратом Пенсионного фонда.

Фонду присущ целый ряд особенностей:

1. Имеет строгую целевую направленность.

2. Денежные средства используются для финансирования расходов, которые не входят в бюджет.

3. Тарифы взносов в Фонд являются обязательными и устанавливаются государством.

4. Регулирование взносов, их взыскания и уплаты ложится на многие статьи из Налогового кодекса.

5. Денежные средства Пенсионного фонда находятся на государственном обеспечении и не входят в состав бюджетов, то есть взыскивать эти денежные средства на цели, которые не предусмотрены законом, запрещено.

6. Распределение средств Фонда происходит непосредственно под присмотром руководства Фонда или органов власти.

Социально значимые функции Пенсионного фонда

К социально значимым функциям можно отнести:

1. Назначение и выплата пенсий.

2. Назначение и реализация социальных выплат.

3. Учет участников системы обязательного пенсионного страхования.

4. Взаимодействие со страхователями.

5. Выдача сертификатов на получение материнского капитала.

6. Управление средствами пенсионной системы.

7. Проведение научно-исследовательской работы в области пенсионного страхования.

8. Управление средствами пенсионной системы.

9. Международное сотрудничество по вопросам, касающимся пенсионной системы.

Это одни из основных социально значимых функций. Естественно, они играют большую роль в деятельности Пенсионного фонда и помогают ему проникать во все сферы социальных отношений.

Функции фонда

У Пенсионного фонда имеются 3 функции:

1. Фискальная – сбор денежных средств для проведения мероприятий, которые относятся к пенсионному обеспечению.

2. Перераспределительная – выплата пособий и пенсий гражданам, которые в первую очередь нуждаются в финансовой помощи (инвалидам; лицам, которые потеряли кормильца и так далее).

3. Контрольная – наблюдение за сложившимися в стране условиями в сфере пенсионного обеспечения.

Формирование дохода Пенсионного фонда

Доход Фонда формируется за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов лиц, которые занимаются индивидуальной деятельностью, страховых взносов граждан других категорий, добровольных взносов и выплат из бюджета Российской Федерации. А все налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Выводы

Пенсионный фонд Российской Федерации составляет очень большую и важную часть системы социального обеспечения. Благодаря ряду функций Фонд может обеспечивать материальной поддержкой все слои населения. И с каждым годом социальная система Российской Федерации становиться более совершенной благодаря работе Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации //Адвокат. - 2014. - № 11..

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"(ред. от 14.12.2015), в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный Закон "О страховых пенсиях" (ред. от 29.12.2015г.) еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на страховые(трудовые) пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

На сегодняшний день граждане нашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Пенсия-2015-№8-с.11..

Согласно закону, гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2015 году предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную. Таким образом: граждане могут либо оставить 6 % тарифа страхового взноса на накопительную пенсию, либо отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Для того чтобы сохранить отчисления работодателя в накопительную пенсию на уровне 6 %, необходимо не позднее 31 декабря 2015 года обратиться в Пенсионный фонд России с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд и заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ. С января 2016 года для тех, кто не сохранил отчисления вовремя, новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Если гражданин примет решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии.

Сегодня реализация пенсионной реформы продолжается, и с 2015 года начался новый этап.

В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка - 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Однако вследствие постепенного перехода в пенсионный возраст лиц военных лет рождения эта группа в 1999 - 2005 годах будет уменьшаться. С 2000 года в неё начнут входить более многочисленные поколения родившихся после Великой Отечественной войны, что обусловит её рост с 2006 года. Показатель демографической нагрузки уменьшится к 2006 году до 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, против 745 лиц в 1997 году. Потом будет отмечаться увеличение этого показателя, который в 2015 году составит 696 человек.

Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный технический университет

Факультет бизнеса и управления

Курсовая работа

По дисциплине: Финансы

На тему: Пенсионный фонд РФ

Выполнил: студ. гр. МЭ-07-5

Манзурова Ю.

Проверил: Нефедьева Л.В.

г.Иркутск

Введение…………………………………………………………………………….3

Пенсионный Фонд РФ: его становление и задачи деятельности………………..5

История возникновения и развития ПФ РФ………………………………………7

Структура, руководство и управление ПФ РФ………………………..…………11

Формирование и направления использования средств ПФ РФ…………………14

Численность и структура застрахованных, легализация трудовых доходов…..18

Перспективы развития Пенсионного фонда РФ. Негосударственные пенсионные фонды…………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………………28

Введение

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того, они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения следует отметить низкую степень изученности экономических основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.

Для систематического изложения основных принципов реформирования пенсионной системы России первоначально были определены объекты реформирования (основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения в нашей стране, обоснованы базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнивались с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулированы актуальные проблемы, препятствующие стабильному развитию пенсионной системы. На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.

Цель данной работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.

Пенсионный Фонд РФ: его становление и задачи деятельности.

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г. Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

ПФР осуществляет следующие основные функции:

    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

    взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

    выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

    реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на февраль 2010 года в Программу вступили свыше 2 200 000 россиян.

История возникновения и развития Пенсионного фонда Российской Федерации.

Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. При этом предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства - стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.