Структурные сдвиги в экономике виды экономических структур. Инновации и структурные сдвиги в экономике. · воспроизводственные структурные сдвиги, связанные с изменением пропорций секторов, сфер и сегментов регионального хозяйства: государственного и частн

Структурные сдвиги в экономике

Отраслевая и региональная (территориальная) структура народного хозяйства.

Народное хозяйство страны характеризуется определенной структурой, т.е. набором взаимосвязанных отраслей. Среди них принято выделять две группы - отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и отрасли социально-культурной сферы (нематериальное производство), куда входят образование, наука, здравоохранение, управление и т.д. Их различие состоит в том, что в материальном производстве создается вещественный продукт, а в нематериальном - духовный, интеллектуальный, информационный продукт и услуги.

Региональная структура - это территориальный аспект размещения отраслей. Россия является самой крупной страной в мире (1/8 часть суши), поэтому для нее территориальные различия в условиях хозяйствования особенно важны.

Основные направления структурных преобразований в Российской Федерации.

Структурные сдвиги в экономике есть изменение меж- и внутриотраслевых пропорций в народном хозяйстве. Главной побудительной силой структурных сдвигов в современном мире является рыночный механизм, для беспрепятственной работы которого правительство страны должно создавать институциональные условия.

Именно с этой целью с начала 90-х гг. XX в. Правительство РФ проводит рыночные преобразования, осуществив несколько этапов реформирования экономики, в результате которых был преодолен кризис переходного периода, стабилизирована экономика, приняты меры по обеспечению устойчивого экономического роста и перехода к инновационному типу развития.

Структурная перестройка не может быть осуществлена ни мгновенно, ни в короткий период - она проходит в течение многих лет, нередко нескольких десятилетий. Здесь действует эффект инерции огромных масс перераспределяемых капитальных, трудовых, финансовых и организационных ресурсов производства, особенно если речь идет о переходе от планово-распределительной к рыночной системе.

Для того чтобы Россия смогла войти в состав развитых стран мира, ей следует:

  • - перейти на инновационный путь развития, при котором основу экономики составляют внедренные в производство и сферу услуг технические новшества на основе НТП. В настоящее время инновационный уровень страны составляет 5-10% производимой продукции. Начать изменения в данной сфере позволит строительство под Москвой инновационного центра "Сколково" и курс на широкое внедрение нанотехнологий;
  • - уйти от сырьевой направленности национальной экономики, при которой главную роль играют добыча и экспорт (80%) природных ресурсов нефти, газа, леса, металлов;
  • - развить группу отраслей потребительского комплекса, работающих на нужды населения. Сегодня спрос на эти товары во многом необоснованно удовлетворяется за счет импорта. Особенно остро при этом возникает проблема обеспечения продовольственной безопасности страны;
  • - ускорить преобразования в инфраструктуре хозяйства: развить и удешевить в несколько раз дорожно-транспортные сети; создать устойчивое электро- и газоснабжение по всей территории, сформировать современные комплексные логистические системы обеспечения крупных индустриальных центров страны ресурсами производства и потребления.

Проведение структурных сдвигов в экономике требует эффективной борьбы с монополизмом, отладки новых форм кооперации в рамках СНГ.

Формирование открытой экономики

Изменение условий хозяйствования в современном мире.

Открытая экономика характеризуется глобализацией хозяйства, информационным насыщением экономики, мобильностью потоков капитала и труда, возникновением новых форм ведения хозяйства и обмена товаров. В этих условиях развитие любой страны должно быть сбалансировано и уравновешено не только по внутренним экономическим параметрам, но и с учетом внешних взаимодействий с другими странами, а они могут строиться на принципе формирования модели малой или большой открытой экономики.

Малая и большая открытая экономика.

Модель малой открытой экономики предполагает, что страна занимает небольшую долю во всемирном хозяйстве, подстраивается под сложившиеся условия на мировом финансовом рынке, не оказывает существенного влияния на мировую ставку процента, определяющую поток зарубежных инвестиций в страну.

Большую открытую экономику представляют страны, которые определяют основные процессы, протекающие во всемирном хозяйстве и устанавливающие правила рыночного взаимодействия между странами. Такую модель представляют США, Япония, Германия, Китай.

Переход Российской Федерации к открытой экономике.

Россия находится в стадии построения модели малой открытой экономики. На этом пути ей предстоит:

  • - вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО);
  • - сбалансировать систему внутренних цен с мировым уровнем;
  • - оптимизировать динамику валютного курса рубля, которая в настоящее время не является независимым индикатором состояния российской экономики;
  • - рационализировать таможенную политику и усовершенствовать налогообложение товарных потоков при пересечении границы;
  • - сократить инфляцию до приемлемого международного уровня в 4-5% годовых;
  • - сделать ведение бизнеса в стране прозрачным и сократить теневую экономику в пять-шесть раз.

Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики.

Структурная перестройка экономики развитых стран происходила в весьма сжатые исторические сроки - одно, два десятилетия. Причина этого - значительное ускорение темпов развития НТП, новейшие формы и методы организации и управления инновационными процессами, выросшие возможности адаптации различных сфер национальных хозяйств к нововведениям. Структурная перестройка хозяйства и повышение эффективности его функционирования в этих странах сопровождались неуклонным усилением роли и значения нематериальных элементов производственных ресурсов - научных знаний, информации, квалификации, активно дополняющих и опосредующих материальные элементы (сырьевые, энергетические, технико-технологические).

Главные направления и конечные цели государственной промышленной политики в странах с современной высокоразвитой экономикой во многом совпадают. Однако формы и методы ее проведения в разных странах различны. Так, в США структурная политика, проводимая государством, не имеет строгого юридического оформления в виде специальных законодательных актов, ее практическая реализация осуществляется в рамках общей системы государственных мер по регулированию экономических процессов.

Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Специфика структурной перестройки в России состоит в следующем:

  • во-первых, исходным пунктом этой перестройки выступает структура экономики, сложившаяся в условиях распределительной системы и изоляции от мирового рынка, страдающая глубокими деформациями, низкой конкурентоспособностью большинства изделий обрабатывающей промышленности, высоким уровнем монополизации производства и обращения;
  • во-вторых, действие самих по себе рыночных сил может привести и привело к формированию ущербной структуры экономики, характеризующейся потребительским характером, а значит, низким уровнем накопления и инвестиций, а также преобладанием в производстве и экспорте сырья и энергоносителей, первичных ресурсов при упадке обрабатывающей промышленности, что означает утрату Россией позиций в ряде развитых индустриальных стран;
  • в-третьих, структурная перестройка разворачивается на фоне высокой криминализации экономики, в том числе кредитно- финансовой сферы. Это затрудняет процесс выздоровления экономики.

Возможны две полярные модели структурной перестройки, в которых по-разному сочетаются процессы негативной и позитивной адаптации.

Первая характерна для Китая с превалирующими процессами позитивной адаптации, т.е. ростом объемов производства (10-15% ежегодно), инвестиций, экспорта, повышением уровня реальных доходов населения.

Другая модель характерна для России и стран, ранее входивших в СССР и СЭВ, с доминирующими процессами негативной адаптации, среди которых особенно важен спад производства. К отраслям с набольшим падением производства относится машиностроение. Главной причиной сокращения машиностроительного производства явилось резкое падение инвестиционной активности в экономике, связанное прежде всего с сильными инфляционными процессами. Резко сократилось производство потребительских товаров в результате снижения платежеспособного спроса населения на начальном этапе реформ, а также их низкого качества. В результате стремительный рост импортной продукции в структуре продаж.

В структурных изменениях, которые происходят в экономике России в настоящее время, необходимо отметить углубление деформации воспроизводственной структуры, чрезмерное разбухание топливно-сырьевого сектора (первичного и промежуточного продуктов) в ущерб потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах и обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.

Усилились диспропорции в отраслевой структуре, гипертрофировались топливно-энергетический комплекс, комплексы конструкционных материалов и рыночной инфраструктуры. Одновременно заметно падение доли продукции АПК, производства промышленных товаров и услуг, машиностроения и строительства.

Продолжается процесс изменений в стоимостной структуре воспроизводства в результате многократно ускорившихся процессов перераспределения, подстегнутых инфляцией и неравномерной гонкой цен. Снизились доли оплаты труда и амортизации и неестественно (в условиях спада производства и падения его эффективности) увеличилась доля прибыли и налогов.

В условиях разбалансированности современной российской экономики произошел массовый перелив капитала из производственной сферы в сферу обращения с последующим переводом значительной его части за рубеж. На основе перелива капитала из производственной сферы в сферу обращения возник современный банковский сектор, привлекающий дешевые средства предприятий для последующего использования их в намного более прибыльных спекулятивных операциях.

Концентрация денежной массы в сфере обращения капитала неизбежно отражается на ее приросте, что обусловлено высокой эластичностью спроса на деньги в сфере обращения в зависимости от их эмиссии. Отсюда главный инструмент регулирования правительства - сокращение эмиссии денег и уменьшение совокупного предложения денег в реальном выражении.

Закономерный результат такой макроэкономической политики - последовательное сокращение денежной массы в экономике.

Фактически объем денежной массы, снизившись за последние годы в несколько раз - до 10-12% ВВП по сравнению с 70-80% в странах с развитой рыночной экономикой, стал примерно соответствовать потребностям сферы обращения в оборотном капитале и населения в наличных деньгах, при этом цель снижения инфляции оказалась достигнута.

О завершении процесса масштабного перетока денег из производственной в сферу обращения капитала свидетельствует и резкое (более чем вдвое) снижение в 1996 г. рентабельности в промышленности - до 10% по сравнению с более чем 50%-ной ставкой на ссудном рынке.

В переходной экономике необходима также структурная перестройка собственности.

Мы уже знаем, что для рыночной экономики характерна следующая структура собственности:

  • ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;
  • за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;
  • существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

Специфика перераспределения собственности в российских условиях заключается в борьбе за контрольный (50% + одна голосующая акция) пакет, дающий право контроля всей собственности (по принципу - все, что меньше 50%, равно нулю, все, что больше, - 100). Как следствие, вторичный рынок кооперативных акций работает только на консолидацию пакетов.

Характерным примером структурной перестройки собственности стало создание (по инициативе в основном коммерческих банков и с разрешения правительства) крупных ФПГ (финансово-промышленных групп). Это связано с процессом выведения значительной части госсобственности из-под непосредственного государственного управления при сохранении значительного государственного контроля. В течение двух лет правительством было создано 28 ФПГ, объединяющих 450 промышленных предприятий, банков, страховых компаний. На роль центрального звена ФПГ выдвигаются крупные коммерческие банки, которые рассматриваются в качестве структур, способных более эффективно (по сравнению с государством) управлять промышленными предприятиями, а также создавать в рамках альянса инвестиционную инфраструктуру.

Процесс рыночной адаптации субъектов реального сектора экономики отражает сущность реструктуризации экономики на микро- и макроуровнях.

Реструктуризация предприятия - это широкий круг мер, направленных на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности.

Реструктуризация может проводиться двумя принципиально различными путями, которые используются в ходе рыночных реформ в странах с переходной экономикой.

Первый - проблемы реструктуризации могут решаться индивидуально на каждом предприятии, преимущественно с помощью целенаправленного подбора стратегических инвесторов, способных предоставить необходимый капитал и привнести современный опыт управления.

Второй - реструктуризация может быть результатом общесистемных изменений в экономике (прежде всего отношений собственности), проводимых быстро и комплексно. При этом поиск окончательных эффективных собственников переадресуется рынкам капиталов.

Многообразие методов реструктуризации может быть сведено к двум большим группам: организационным и финансовым.

Организационная реструктуризация - это комплекс мер, направленных на приближение размеров предприятия и его подразделений к требованиям конкурентной рыночной среды. Такая задача стояла перед всеми странами с переходной экономикой, получившими от социализма сверхконцентрированное и монополизированное хозяйство.

Финансовая реструктуризация - это меры по расчистке баланса предприятия, упорядочению активов компании по критериям рыночной экономики. В отличие от организационной финансовая реструктуризация не может растягиваться на годы. Финансовое оздоровление должно проводиться быстро, иначе оно просто потеряет смысл.

Итак, российская экономика нуждается в глубокой структурной перестройке, направленной на формирование высокоэффективных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих ее интеграцию в систему мирового хозяйства.

Экономика страны имеет определенную структуру – соотношение между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами. К началу переходной экономики (1991 г.) структура российской экономики была крайне деформирована: 1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности; неразвитость производства потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности; 2) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры; 3) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.

Главными задачами структурной политики сегодня являются:
1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного роста;
2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора экономики.

Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную (10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики. В этой связи должны произойти следующие структурные сдвиги в экономике:

1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;

2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование научно-технического потенциала страны;

3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного, энергетического, транспортного и складского обеспечения.

Современные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых стран носят системный характер и являются частью глобального макросдвига, предопределяющего переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Эти сдвиги характеризуются относительным уменьшением доли традиционных отраслей и укладов (в первую очередь сельского хозяйства, добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности), а также ростом удельного веса сферы услуг, высокотехнологичных и наукоемких отраслей, аккумулирующих новейшие достижения научно-технического прогресса. Они носят интернациональный характер, отражая общемировые тенденции развития производительных сил. В орбиту научно-технического прогресса постепенно вовлекаются все новые страны и регионы, что приводит к новым формам разделения труда в рамках мирового хозяйства.


На современном этапе процессы структурных изменений в экономике промышленно развитых стран получили существенное ускорение. Если ранее переход от доиндустриального к индустриальному обществу занимал столетия, то переживаемый сегодня макросдвиг к постиндустриальной (информационной) формации укладывается в десятки лет. Сравнительный анализ изменений экономик различных стран мира показывает, что при всей национальной специфике в долгосрочном плане эти изменения носят однонаправленный характер. Ведь все страны, будь то высоко- или слаборазвитые, идут по единому пути общественно-исторического прогресса, с определенными узловыми пунктами научно-технических изобретений и открытий.

Глобализация мировой экономики требует сопряжения траекторий развития различных цивилизаций, их добровольного объединения, совместной эволюции.

Сравнение современного состояния структуры экономики России и промышленно развитых стран, к сожалению, не в пользу нашей страны. Очевиден значительный разрыв в темпах и направлении структурных сдвигов в экономических системах России, с одной стороны, и передовых государств Запада - с другой. Доля передовых технологических укладов в экономике России в последние годы неуклонно снижалась и приближается ныне к 10%, в то время как доля традиционных, отсталых укладов растет и составляет в совокупности более 50%.

В целях решения названных задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен и открытости экономики. Открытая экономика – экономика, участвующая во внешнеэкономических связях. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия направлена на обеспечение:

1. наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

2. эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

3. доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);

4. благоприятного платежного баланса страны;

5. эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

6. соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

По вопросу присоединения России к ВТО существуем множество мнений, как отрицательных, так и положительных. Но главное, это позволит ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

I. ЭКОНОМИКА

38. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики

Углубляющаяся социальная дифференциация населения требует усиления социальной составляющей курса проведения рыночных реформ в России. В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
– обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимого населения;
– реализацию всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
– создание экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов иметь более высокий уровень социального потребления, включая жилье, качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
– формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность для максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – предоставление высокого качества и возможностей широкого выбора населением социальных услуг.

Предлагаемая правительством программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Экономика страны имеет определенную структуру – соотношение между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами. К началу переходной экономики (1991 г.) структура российской экономики была крайне деформирована: 1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности; неразвитость производства потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности; 2) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры; 3) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.

Главными задачами структурной политики сегодня являются:
1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного роста;
2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора экономики.

Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную (10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики. В этой связи должны произойти следующие структурные сдвиги в экономике :
1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;
2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование научно-технического потенциала страны;
3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного, энергетического, транспортного и складского обеспечения.

В целях решения названных задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен и открытости экономики. Открытая экономика – экономика, участвующая во внешней торговле. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия будет направлена на обеспечение:
– наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
– эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
– доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);
– благоприятного платежного баланса страны;
– эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
– соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Присоединение России к ВТО позволяет ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.