Как правильно учитывать ндс в закупках. Если победитель конкурса или аукциона применяет усно… Бюджетные организации закупки ндс тендеры вычет

При формировании условий договора об оплате все зависит от системы налогообложения, применяемой сторонами договора (УСН, ОСН, иной специальный режим), правильности ведения бухгалтерской отчетности и осведомленности сторон о правилах и порядке оплате налога, а также от четкого указания в контракте обязанностей сторон в части оплаты НДС. Исходя из этого, встречаются следующие варианты договоров.

Вариант 1. НДС в договоре рассчитан отдельно и указан в тексте вместе со стоимостью товара, работы, услуги, имущественного права. НДС в договоре выделен. При этом обе стороны применяют общую систему налогообложения. Соответственно, покупатель и продавец заранее оговаривают все условия по оплате, исполнению соглашения и свои обязанности в части налогообложения. В такой ситуации покупатель знает размер НДС и на основании предъявленного ему счета-фактуры проведет оплату налога.

Вариант 2. Ситуация, когда одна из сторон договора применяет специальный режим налогообложения, например, УСН. Тогда в договоре делается ссылка на этот факт. В большинстве случаев в таких сделках не возникает конфликтных либо спорных моментов, поскольку изначально все очевидно: отсутствует обязанность по исчислению НДС, налоговым законодательством не предусмотрено требование по выделению НДС в составе цены договора (см., например, письмо Министерства финансов РФ от 1 июня 2016 г. № 03-11-11/38624).

Вариант 3. Наличие у одной из сторон договора права на получение налоговой льготы (ст. 145 НК РФ – освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика; ст. 149 НК РФ – осуществление операций, не подлежащих налогообложению) так же предполагает правовые последствия, изложенные в варианте 2. В договорах также делается ссылка на льготные обстоятельства, но указывается цена договора в целом. Дополнительно рекомендуется запросить у стороны, имеющей льготный порядок налогообложения, документальное подтверждение (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав с видами деятельности организации, иные документы в подтверждение права на получение налоговой льготы, освобождения от налогообложения). Однако не редки и случаи отсутствия в договорах отдельной строкой указания о начислении НДС и его размере.

Договор без НДС

Бывает так, что НДС в договоре не указан вовсе. В этом случае продавец все равно обязан предъявить НДС покупателю и уплатить его (п 1 ст. 168, п. 1 ст. 173 НК РФ). Однако здесь надо правильно рассчитать налог и выяснить, включена ли сумма НДС в договоре или нет. В зависимости от того, о чем договорятся стороны, формула расчета налога будет разной.

Если компании решают, что налог включен в стоимость контракта, то формула будет такая:
Сумма договора × 20/120 (или 10/110 – в зависимости от налоговой ставки – ст. 164 НК РФ) = НДС.

Если налог считается сверх стоимости соглашения, то для его расчета нужно использовать другую формулу:
Сумма договора × 20% (или 10% – в зависимости от налоговой ставки – ст. 164 НК РФ) = НДС.

Таким образом, при исчислении и предъявлении к оплате НДС необходимо проанализировать условия конкретного договора. Для того чтобы избежать двусмысленности толкования контракта, дополнительно рекомендуется четко формулировать условия о включении или невключении НДС в договоре на стадии подготовки его проекта. Изначально компании должны однозначно решить о включении НДС в цену договора или об оплате налога сверх цены, а также детально прописать эти условия в договоре. По оплате НДС продавец может выставить покупателю дополнительный счет на сумму НДС сверх цены договора. Иногда фирмы заключают дополнительное соглашение, с помощью которого возможно урегулировать спорные ситуации по включению НДС в договор и его оплаты покупателем.

Обратите внимание

Для того чтобы избежать двусмысленности толкования контракта, дополнительно рекомендуется четко формулировать условия о включении или невключении НДС в цену договора на стадии подготовки его проекта.

Рассказывает Елена Орлова, специалист правового департамента ООО «Сигма»: «До момента создания нашего департамента в компании оформлением контрактов занимались менеджеры по продажам. В связи с этим договоры с покупателями были все в разнобой. Если коммерческие условия вычитывались и правились, то на бухгалтерские нюансы внимания никто не обращал. В итоге, главбух спустя какое-то время получал подписанный оригинал контракта, в котором клиенты писали, кому что вздумается. Отсюда возникали проблемы в учете, уточненные декларации и споры с бухгалтериями контрагентов. Теперь до подписания контрактов мы обязательно передаем их на согласование в бухгалтерию, чтобы у учетчиков была возможность внести правки по налоговым условиям».

Обстоятельства цены

Особо отмечу, что письмом Минфина и ФНС от 5 октября 2016 года № СД-4-3/18862@ даны разъяснения по вопросу исчисления НДС, если цена договора сформирована без выделения налога. Согласно позиции чиновников, «обстоятельства формирования цены договора необходимо устанавливать в каждом конкретном случае на основании доказательств в их совокупности и связи». Иными словами, госорганы в своей позиции подтверждают необходимость четкого регулирования порядка начисления и оплаты НДС при составлении соглашений. Как следует из пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2014 года № 33, при расчете суммы НДС, подлежащего уплате, следует учитывать, что по смыслу положений подпунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в контракте цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего периода.

В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению соглашения, или прочих условий контракта, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом

(п. 4 ст. 164 НК РФ). Таким образом, согласно выводам суда, если исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога, применение расчетной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса, необоснованно.

Правовые риски

Сложившаяся судебная практика представлена сложными и неоднозначными примерами. Это связано, в первую очередь, с тем, что стороны невнимательно и несерьезно подходят к вопросу оформления контрактов и правильности выделения и исчисления суммы НДС. Приведу в пример наиболее интересные и популярные выводы арбитров.

Покупатели не всегда перечисляют НДС продавцам, если по условиям договора цена не включает сумму налога. Однако это не влияет на обязанность продавца уплатить НДС в бюджет. В таких случаях продавцу придется перечислить налог из собственных средств с последующем взысканием оплаченной суммы с покупателя в судебном порядке (например, постановление ФАС Московского округа от 23 июля 2012 г. по делу № А40-68414/11-60-424, ФАС Волго-Вятского округа от 11 марта 2012 г. по делу № А43-7468/2011, ФАС Дальневосточного округа от 12 декабря 2011 г. № Ф03-6075/2011).

Неверное указание сторонами налоговой ставки по НДС в договоре не может явиться основанием для освобождения от обязанности возместить продавцу налог, независимо от согласования данного условия сторонами договора.

Оплата дополнительно к стоимости контракта соответствующей суммы НДС предусмотрена Налоговым кодексом и обязательна для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса (в подтверждение этого смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2009 г. по делу № А33-10186/2009, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 августа 2011 г. по делу № А05-5565/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 сентября 2010 г. по делу № А05-1517/2010).

Подрядчик выполнял работы, ориентируясь на смету и полагая, что там цены без НДС. Просит увеличить цену контракта на сумму НДС. Заказчик согласен на такое увеличение. Как можно заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на сумму НДС, что будет составлять более 10% от суммы контракта?

Ответ: Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации стороны не вправе заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на сумму НДС.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. По итогам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Согласно указанной норме при заключении и исполнении контракта изменение его условий, в первую очередь о цене контракта, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, контракт по итогам конкурентных процедур заключается и исполняется по цене, предложенной контрагентом, который определен по итогам соответствующей процедуры. Увеличение этой цены, если такая возможность не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности (ч.ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

С учетом ст. 424 ГК РФ*(1) ценой контракта применительно к приведенной ситуации может считаться исключительно сумма, предложенная участником закупки, с которым заключается контракт и которая может указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС (в том числе в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет). Напомним, что в силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством.

Закон N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие о корректировке суммы, подлежащей уплате в связи с исполнением контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта: такое условие включается в контракт, заключаемый с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).

Отсюда следует, что ценой контракта, заключаемого с победителем электронного аукциона, может считаться исключительно сумма, предложенная таким победителем. В зависимости от того, является ли этот контрагент плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства, предложенная им цена контракта может указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС, однако независимо от такого указания уплачена контрагенту должна быть именно предложенная им в рамках электронного аукциона сумма, включенная в контракт в качестве цены. Независимо от применяемой контрагентом системы налогообложения у него нет никаких оснований требовать от заказчика уплаты дополнительно к указанной в контракте цене каких-либо еще сумм (18% НДС и т.п.). Сказанное подтверждается разъяснениями, содержащимися в п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, где указано, что контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки, а цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-02-09/43300, письма Минфина России от 05.09.2014 N 03-11-11/44793 (смотрите также, например, письмо Минэкономразвития России от 20.11.2014 N Д28-2549, п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747, письма Минэкономразвития России от 31.10.2014 N ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 N Д28и-2419, от 12.12.2014 N Д28и-2787, от 23.12.2014 N Д28и-2727, от 18 декабря 2015 г. N Д28и-3785).

Указание на НДС в формулировке условия о цене договора (контракта) по существу лишь отражает порядок определения этой цены, определяемый с учетом требований налогового законодательства. Соответственно, само по себе указание в контракте на то, что цена работ включает или не включает НДС, не является по своему существу условием контракта, а лишь указывает на одну из составляющих цены контракта, не влияя на размер этой цены и тем более на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности.

По смыслу Закона N 44-ФЗ цена контракта является его существенным условием и может быть изменена только по соглашению сторон и только в случаях, перечисленных в ч. 1 и ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Подпунктом "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность увеличения по соглашению сторон не более чем на 10% предусмотренного контрактом объема работ с одновременным увеличением цены контракта. Возможность увеличения цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.

Согласно ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, то есть до 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 Закона N 44-ФЗ)), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством РФ. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее также - контрагент) новых условий контракта.

Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 191. Как указано в п. 2 названного постановления, оно действует до 1 января 2017 года. Как указано в абзаце первом п. 5 Правил, изменение условий контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК РФ, то есть в случае существенного изменения обстоятельств (когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях).

Как показывает судебная практика, заблуждение контрагента относительно включения (либо невключения) в цену договора НДС в момент его подписания не является существенным изменением обстоятельств после подписания договора (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2014 N Ф02-584/14, постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2011 N Ф09-2084/11, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 N Ф08-9269/10). Кроме того, в приведенной ситуации подрядчик, подписывая контракт, как нам представляется, не мог не знать, что в цену включен НДС (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.2015 N Ф02-4647/15). Таким образом, в данном случае предусмотренные ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ основания для изменения контракта также отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

НДС — это налог на добавленную стоимость, предусмотренный на общей системе налогообложения (ОСНО). Суть его в том, что организации, реализующие товары, работы, услуги (ТРУ) и накручивающие на их себестоимость дополнительную цену, должны передать в бюджет определенную часть от добавленной суммы.

Этот вид федерального налога регулируется главой 21 НК РФ. Объектом налогообложения является реализация и ввоз ТРУ на территории РФ, а ставка в общем случае с 2019 года составляет 20 % (0 % — международная перевозка, товары в области космической деятельности; 10 % — реализация продовольственных товаров, газеты, журналы, медицинские товары и др., согласно ст. 164 НК РФ).

НДС в закупках по 44-ФЗ

Можно выделить 2 этапа, где примененяется налог:

  1. Цена заключения контракта.

Приказ Минэконом № 567 от 02.10.2013, раскрывающий способы определения НМЦК, не содержит рекомендаций включать НДС в НМЦК, однако указывает на то, что стоимость необходимо приводить в соответствие с условиями планируемой закупки. Таким образом, если предмет заказа попадает в перечень объектов налогообложения, заказчику необходимо включить данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, приведены в ч. 2 ст. 146 НК РФ).

При этом принять участие в торгах может любой поставщик независимо от организационно-правовой формы и режима налогообложения.

Встает вопрос, по какой цене заключать договор, если победителем является лицо, состоящее на специальных режимах налогообложения (упрощенная система, единый сельскохозяйственный налог, на вмененный доход и др.) или физическое лицо.

Согласно , при заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, который заключается на условиях, предусмотренных извещением документацией и заявкой. Все на сегодняшний день, размещенные в библиотеке Единой информационной системы, также содержат указание на то, что цена должна включать все расходы, связанные с уплатой налогов, сборов и иных платежей.

Таким образом, договор заключается по цене, предложенной победителем, независимо от того, является ли поставщик плательщиком НДС. Удержание заказчиком стоимости налога при оплате будет являться неправомерным. Данная сумма будет являться дополнительным доходом участника, что говорит о более выгодном положении участников на спец. режимах, по сравнению с ОСНО.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Закон о закупках отдельными видами юридических лиц так строго не регламентирует порядок определения НМЦК и дальнейшего заключения договора. Ст. 4 223-ФЗ лишь указывает на то, что извещение должно содержать сведения о НМЦК, порядке ее формирования (с учетом или без учета расходов на уплату пошлин, налогов и других обязательных платежей). В заказчик должен указать, каким образом будут сравниваться предложения участников, состоящих на различных режимах налогообложения.

Позиций по вопросу оценок заявок две:

1. Оценка без учета НДС нарушает принцип равноправия и экономически эффективного расходования денежных средств (решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15, решение Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 № 157).

2. Оценка без учета НДС не создает неравные условия участникам (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015).

Противоположные точки зрения существуют и при расчете стоимости договора, заключаемого с поставщиком на спецрежиме. Уменьшение цены договора на размер НДС с победителем в большинстве случаев признается незаконным, однако существует практика, где снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признано законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Отсутствие единства правоприменительной практики создает определенные риски для заказчиков и участников, поэтому необходимо четко указывать требования в положениях о закупке и документации.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки приходит достаточно большое количество вопросов связанных с уменьшением цены госконтракта на сумму НДС, если участник закупки является “упрощенцем”. Как выяснилось это очень болезненный вопрос для многих поставщиков, которые принимают участие в . И чтобы разом ответить на все поступившие вопросы, я решил написать на эту тему развернутую и подробную статью. (Примечание: настоящая статья актуализирована 22.02.2019 г.).

1. Что такое НДС?

НДС — это налог на добавленную стоимость, чаще всего его размер составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Для лучшего понимания того, как рассчитывается НДС, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

Для удобства расчета НДС также можно воспользоваться онлайн-калькулятором НДС — //www.ndscalc.ru/ .

2. НДС при заключении госконтракта

При заключении контракта в рамках 44-ФЗ в лице государственного (муниципального) Заказчика выступает наше с вами Государство.

Согласно ч.1 ст.34 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке , заявкой , окончательным предложением участника закупки , с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. А согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о (п.2 ст.42 44-ФЗ). По мнению Минфина, представленному в Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300 , Заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя .

Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). То есть 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

3. Госконтракт с поставщиком на УСН

Фактически государственный (муниципальный) Заказчик всегда должен указывать начальную (максимальную) цену контракта уже с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик не является плательщиком НДС (например, он находится на УСН), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, либо указывается “НДС не облагается”.

Ведь по общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с Заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

Письмо ФАС

Письмо Минфина

Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения — Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

4. Госконтракт с физическим лицом

Согласно п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта , если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт заключается с физическим лицом в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой контракта.

Таким образом, Заказчик оплачивает физическому лицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Этот налог перечисляется Заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу (ст. 226 НК РФ).

Хочу обратить ваше внимание, что речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

5. Выводы

  • любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
  • контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  • применение победителем аукциона “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
  • корректировка Заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается.

Но вот мнения судей по данному вопросу диаметрально противоположные. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН. А другая часть становится на сторону Заказчика.

Какие действия нужно предпринять участнику закупок?

  1. Изучите документацию и проект контракта ДО подачи заявки. Если Заказчик прямо не указал в документации возможность заключения контракта «Без НДС», то направьте ему запрос на разъяснение положений документации, попросите уточнить этот момент и внести соответствующие изменения. Важный момент! Если закупка осуществляется Заказчиком за счет собственных, а НЕ бюджетных средств, и это прописано в проекте контракта, то требование Заказчика о заключения контракта с НДС законно. В настоящее время суды придерживаются именно этой точки зрения.
  2. Если закупка уже состоялась и Заказчик прислал вам проект контракта с НДС, направьте ему протокол разногласий и попросите указать цену «Без НДС», т.к. вы находитесь на УСН.
  3. Если контракт подписан с НДС, не направляйте Заказчику счет-фактуру.
  4. Указывайте в своей заявке, что вы находитесь на УСН и не являетесь плательщиком НДС. Дополнительно можно прикладывать к заявке Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой ФНС.
  5. Если Заказчик проводит закупку на собственные средства и указывает цену с НДС, то хорошо взвесьте все «за» и «против» участия в ней. Чаще всего для упрощенцев участие в такой закупке будет невыгодно.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Неоднократно на семинарах звучит точка зрения, что Заказчик обязан указывать сумму НДС в контрактах, вне зависимости от системы налогообложения поставщика (исполнителя, подрядчика), без использования термина "НДС не облагается", т.к. это может быть истолковано проверяющими органами как нарушение и неосновательное обогащение поставщика на сумму НДС. То есть цена контракта не уменьшается на сумму НДС, но НДС должно быть прописано и это уже проблемы поставщика, что с этим НДС делать. Каким образом нам быть?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Главное условие - заказчик должен заключать контракт с победителем конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений по предложенной победителем цене, независимо от применяемого победителем режима налогообложения.

Решение ФАС России от 02.12.2015 № К – 1657/15

«5. По мнению Заявителя, документация об Аукционе не предусматривает возможности заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе, в отношении которого применяется упрощенная система налогообложения, вправе участвовать в закупке.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.»

Обоснование второй части ответа

Данный вопрос находится на стыке Закона № 44-ФЗ и НК РФ и поэтому напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Поэтому, если договор заключается на оказание работ (поставку товара), облагаемых НДС, то заказчику работ облагаемых НДС целесообразно учитывать его размер в цене договора, т.к. если НДС не будет включен в стоимость договора, то исполнитель (продавец работ) вправе потребовать его оплаты сверх установленной цены договора равной только налоговой базе, определяемой в соответствии с ч. 1 ст. 154 НК РФ (разъяснения по аналогичной ситуации представлены в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы»).

Например, для московских заказчиков установлена прямая обязанность выделять в цене контракта НДС (п. 2.3 Приложения 4 к Положению о системе закупок города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 № 67-ПП.

Напоминаем, что участник закупки свободен в своих действиях и согласно ч. 1 ст. 2 ГК осуществляет предпринимательскую деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, самостоятельно, на свой риск.

Также, он может осуществить добровольно переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения.

Так согласно ч. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН , не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерацию, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

В ч. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ определены условия и требования для организаций применяющих УСН, когда они считаются утратившими право на применение УСН, а в ч. 5 данной статьи обязанность в установленные сроки сообщать об этом в налоговые органы.

Поэтому, если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг облагаются НДС, то рекомендуем в проекте контракта НДС указывать.

Для этого, как вариант, можно включить в проект контракта следующие пункты:

«- Цена Контракта составляет _____________________ рублей 00 копеек, в т.ч. НДС____

.

.

.

- С Подрядчиком, не являющимся плательщиком НДС на основании п. 2 или 3 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ Контракт заключается по цене, предложенной им в ходе проведения аукциона.»

Также на практике заказчики часто устанавливают в проекте контракта следующие условия без прямого указания НДС:

«1. Цена Контракта составляет _________ рублей ______ копеек (____________) рублей ______ копеек, и включает в себя стоимость произведенных работ, составление сметы, выезда специалистов Подрядчика для выполнения работ, использованных материалов, транспортировки, страхования (если необходимо), налогов, таможенных пошлин и других сопутствующих расходов.

Цена настоящего Контракта является твердой на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Все издержки и затраты, связанные с исполнением своих обязательств, Подрядчик несет за свой счет.

2. Оплата выполненных работ Заказчиком производится без аванса посредством перевода денежных средств на расчетный счет Подрядчика, за фактически выполненные работы, на основании выставленного Подрядчиком счета, акта сдачи-приемки выполненных работ и затрат по форме № КС-2 о 100% готовности объекта, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 о завершении всего объема работ, счета-фактуры (если предусмотрено) , и предоставлением, со стороны Заказчика, экспертного заключения качества выполненных работ в течение ___ банковских дней.

<…>

3. В случае, если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта. »

В этих случаях, если победителем будет участник, применяющий общую систему налогообложения, то НДС уже будет заказчиком учтен, если победителем будет упрощенец, то контракт будет заключен по предложенной им цене и затем им стоимость работ будет выставляться без НДС (поставка товара без счета-фактуры), но в случае перехода упрощенца на НДС, он НДС сверху выставить не сможет.

Дополнительно сообщаем, что, если победитель конкурентной закупки не является плательщиком НДС, то заказчик, например, может в локально сметном расчете (смете) зафиксировать цену победителя и предложить ему самостоятельно рассчитать смету пропорционально снижению цены, а также в соответствии с письмом РОССТРОЯ от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС «О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен».

Что касается закрытия актов, то если НДС в стоимости работ заказчиком не учитывался (не указывался) и акты закрываются на основании КС-2 и КС-3, то по нашему мнению оплата осуществляется в соответствии со стоимостью работ, указанных в КС-2 и КС-3.

Также, например, если цена была сформирована с НДС, но пересчета победителем-упрощенцем по НДС не проводилось и акты закрываются на основании КС-2 и КС-3, то по мнению экспертов Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий, принимать их надо от подрядчика без НДС. То есть все единичные расценки должны сохраниться такими, какими они были в смете на момент подписания контракта. Подрядчик-»упрощенец» в КС должен указывать «НДС не облагается». Таким образом, к концу завершения работ окажется, что заказчик «не доплатил» подрядчику – не произвел выплату всей цены контракта (сумма НДС так и останется не выплаченной). У подрядчика просто не будет оснований требовать от заказчика какой-либо оплаты, т.к. все КС согласно смете уже были подписаны и оплачены. Остаток суммы контракта подрядчик может попытаться взыскать, но вряд ли у него получится это сделать.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СКО от 24.12.2015 №№ Ф08-9545/2015, А53-3243/2015

Обращаем внимание, что данный вопрос находится на стыке Закона № 44-ФЗ и Налогового кодекса РФ. Поэтому в части оплаты работ и вопросов касающихся налогового законодательства советуем проконсультироваться с вашими финансистами и бухгалтерами.

Также если заказчик устанавливает прямо цену контракта с НДС, а также указывает, что производит расчет с Подрядчиком по факту выполнения работ согласно счет-фактуры, то фактически он обязывает исполнителя-упрощенца предоставлять счет фактуру с НДС.

В этом случае, если участник закупки-упрощенец подпишет контракт в таком виде, то заказчик оплатит ему работы с НДС только в случае предоставления счета-фактуры.

Затем упрощенец в добровольном порядке п еречислит НДС в бюджет на основании п. 5 ст. 173 НК РФ (РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА от 24.04.2015 № А58-182/2015 ).

Если исполнитель-упрощенец не предоставит счет фактуру, то заказчик будет вправе удержать НДС при оплате и быть готовым обосновать свою позицию в суде.

Пример положительной судебной практики по аналогичной ситуации:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 30.06.2015 №№ 14АП-3278/2015, А05-463/2015

В свою очередь, если заказчик не установит обязательное представление счета-фактуры и упрощенец предоставит акты выполненных работ в размере стоимости, равной цене контракта (в т.ч. с НДС или налогами) без указания НДС, то заказчику следует работы оплатить без удержания НДС, несмотря на то, что в цене контракта он указан.