Последствия инфляции антиинфляционная политика. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика Государства

Инфляция приводит к серьезным социально-экономическим последствиям, вызывая в частности:

– снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения;

– ухудшение условий жизни социальных групп с фиксированными доходами, снижение доверия населения к правительственным программам;

– снижение экономической эффективности, трудности с долгосрочным планированием, повышение риска инвестирования;

– «бегство от денег», в результате чего деньги перестают выполнять свои функции;

– усиление социальной напряженности в обществе.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.

В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.

Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:

1) адаптационная политика;

2) попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:

1) политика цен и доходов, означающая, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда;

2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

1) ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуалирования), которое можно назвать успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в год;

2) повышение нормы обязательного резервирования;

3) сокращение государственных расходов и социальных программ;

4) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет;

5) отказ от финансирования дефицита государственного бюджета путем дополнительных эмиссий денег;

6) предотвращение «импорта инфляции».

25. Занятость и безработица

Одним из проявлений макроэкономической нестабильности является безработица.

Безработица – это социально-экономические явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применение своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них.

Статистика относит любого человека к одной из трех групп:

1) работающие (занятые);

2) безработные – лица, способные и желающие работать, но в данный момент не работающие и активно ищущие работу.

3) часть населения, которая не включается в отличие от первых двух его групп в состав рабочей силы (лица, не достигшие 16-летнего возраста, домохозяйки, пенсионеры, студенты и др.).

В соответствии с определениями международных организаций, таких как МОТ и ОЭСР, безработные – это лица, которые не имеют работы, готовы приступить к ней и занимаются поиском работы в течении четырех недель. По законодательству Республики Беларусь гражданин считается безработным, если по отношению к нему соблюдается комплекс следующих условий: граждане являются трудоспособными; находятся в трудоспособном возрасте; постоянно проживают на территории Республики Беларусь; не имеют работы; не занимаются предпринимательской деятельностью; не обучаются в учебных заведениях и не проходят военную службу; зарегистрированы в службе занятости.

Основным показателем безработицы является показатель ее уровня, рассчитываемый как отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумма количества занятых и безработных), выраженное в процентах.

В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, проводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий и отраслей и предприятий и появлению новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

На современном этапе развития экономической науки выделяются следующие виды безработицы:

1) фрикционная безработица связана с постоянным движением населения от профессии к профессии, из региона в регион из-за окончания отпуска по уходу за ребенком, окончания учебы, службы в армии. Главным признаком такого вида безработицы является непродолжительность. Обычно фрикционной безработицей охвачено 2–8% рабочей силы, и ее невозможно устранить;

2) структурная безработица носит продолжительный характер и связана с изменением совокупного спроса на рабочую силу, так как структура рабочей силы начинает не соответствовать спросу на труд из-за научно-технических, технологических, организационных нововведений. О наличии в стране структурной безработицы говорит наличие высокого уровня вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников. Разновидностью структурной безработицы принято считать технологическую безработицу, возникающую из-за внедрения в производство трудосберегающей техники и технологий, особенно информационных (страдают в основном конторские, складские, торговые служащие);

3) циклическая безработица возникает из-за спада производства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех, сферах, отраслях, регионах. Во время спада ее уровень может достигать 8–10%. Одним из ярчайших примеров циклической безработицы является период «Великой депрессии» (США, 1929–1933), когда безработным был каждый четвертый американец;

4) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых характерны сезонные колебания объемов производства;

5) скрытая безработица возникает на предприятиях, переходящих на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю.

В экономической теории для характеристики ситуации на рынке труда, кроме уровня безработицы, используются понятия:

1) полная занятость – уровень занятости при существовании в стране только структурной или фрикционной безработицы. При полной занятости 94–95% рабочей силы имеют рабочие места;

2) естественный уровень безработицы – уровень безработицы при полной занятости равный 5,5 – 6,5%.

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет следующие последствия:

1) сокращаются производства и доходы населения, то есть происходит отставание объемов валового национального продукта. Эту взаимосвязь выражает закон А. Оукена. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема валового национального продукта составит 2,5%,если на 2% – то 5% и т. д.;

2) снижаются поступления от налогов в бюджеты всех уровней;

3) снижается уровень жизни не только самого безработного, но и его семьи;

4) возрастает преступность и количество психических заболеваний.

Хотя безработица – это неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования, сама она с безработицей справиться не в состоянии. Необходимо государственное регулирование рынка труда, которое осуществляется по двум направлениям:

1) воздействие на уровень и продолжительность безработицы с использованием службы трудоустройства, которые не только помогают найти работу, но и обеспечивают переквалификацию работников;

2) обеспечение гарантий материальной и социальной поддержки.

Инфляция вызывает множество последствий, как в экономи­ке, так и в социальной сфере.

1. В условиях инфляции реальные доходы населения сокра­щаются. Здесь необходимо ввести два понятия - номинальный и реальный доход. Номинальный доход - фактически получен­ный доход, а реальный доход - сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номиналь­ного дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, т. е. реальный доход будет падать. Реальный доход можно рассчитать следующим об­разом:

Изменение реального дохода можно приблизительно выра­зить следующей формулой:

где ? - уровень инфляции.

Во время инфляции несут потери люди, получающие фикси­рованные доходы. Эти люди со временем обнаруживают, что по­лучают деньги, имеющие меньшую покупательную способность, чем ранее.

2. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осу­ществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень ин­фляции чаще всего гораздо выше, чем номинальная ставка про­цента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбере­жения населения обесцениваются.

3. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.

4. «Бегство» от денег - ускоренная материализация денеж­ных средств населения и бизнеса. В условиях обесценивания де­нег субъекты рыночных отношений стараются как можно быст­рее избавиться от них, переводя деньги в товары и услуги. В пе­риод устойчивой инфляции люди, чтобы не обесценились их сбережения и текущие доходы, вынуждены тратить деньги сей­час. Предприятия поступают точно также - вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные ма­териальные ценности (золото, драгоценные металлы, недвижи­мость).

5. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки. Здесь следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка - ставка процента по кредитам, существующая в данный момент времени в данной стране. Реальная процентная ставка - номинальная процентная ставка за вычетом уровня инфляции.

6. Потери обычно несут кредиторы (кредитодатели), а выиг­рывают дебиторы (кредитополучатели), в случае если в договоре кредита не предусматривается изменение ставки процента в со­ответствии с изменением уровня цен в экономике. Из-за инфля­ции получателю кредита дают «дорогие» деньги, а он возвращает его «дешевыми» деньгами. Становится невыгодным давать день­ги в долг, что приводит к кризису кредитной системы. Практи­чески исключено получение долгосрочных кредитов, следова­тельно, отсутствуют инвестиционные вложения- в экономику.

7. Цены в период открытой инфляции растут быстрее номи­нальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств произ­водства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и Сравнительно дешевого оборудования, чем замена его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен самая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

8. Нестабильность экономической ситуации и экономиче­ской информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут иены. Именно на пены ориентируются производители и потребители, принимая реше­ние о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители ока­зываются дезориентированными: В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвесторам относитель­но эффективности вложений в ту или иную отрасль или сферу экономики. В результате возникают неизбежные отраслевые и региональные диспропорции. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.

Неуправляемая инфляция разрушает систему регулирования рыночной экономики, делает плохо управляемым все нацио­нальное хозяйство. Дестабилизируя экономику, инфляция авто­матически снижает эффективность рыночных экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию ад­министративных способов воздействия.

Обычно выделяют два основных направления антиинфляци­онной политики государства: адаптивную политику , предпола­гающую приспособление к инфляции, смягчение ее последствий, и активную политику , направленную на ликвидацию причин ин­фляции. Суть адаптивной политики сводится к тому, что прави­тельство с определенной периодичностью индексирует основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработ­ная плата, пенсии, стипендии и т.п.). Обычно индексация со­ставляет 60-70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30-40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на на­циональном рынке и тем самым погасить инфляцию. Этот метод борьбы с инфляцией имеет как достоинства, так и недостатки. Явное его преимущество - социальная стабильность в обществе. 6 качестве недостатка можно упомянуть длительность сроков реализации данного подхода к борьбе с инфляционными явле­ниями. Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находя­щихся в обращении. Это предполагает, проведение денежной ре­формы конфискационного типа; контроль за денежной эмисси­ей; недопущение эмиссионного финансирования государствен­ного бюджета; текущий контроль за состоянием денежной массы в рамках осуществления кредитно-денежной политики.

Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения: увеличение налогов и сокращение государственных расходов; сокращение дефицита госбюджета; стабилизация валютного курса; сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства - плата за экономические ресурсы); борьба с монополизмом в экономике и прочие меры.

Реализация политики активной борьбы с инфляцией позво­ляет свести инфляцию почти к нулю за достаточно короткий промежуток времени. Однако осуществление описанных выше мер сопровождается массовым разорением неконкурентоспособ­ных и низкорентабельных фирм, приводит к росту безработицы, Порождая социальную напряженность в обществе. В реальной действительности правительство чаще всего проводит политику, сочетающую оба направления борьбы с инфляцией с преоблада­нием какого-либо из них.

Последствия инфляции

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве - быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной зарплаты от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

Антиинфляционная политика

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - "ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание 1) и 2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.

Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Бюджетно-налоговая политика и инфляция.

Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией.

Предотвращение прогнозируемой инфляции. Экономическая система какое-то время находится в состоянии равновесия (реальный объем производства поддерживается на естественном уровне). Проект государственного бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов, которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупного спроса: резким повышением спроса на экспортные товары, бума потребительских расходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат.

Результатом явится общее повышение уровня цен, но рост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместится вверх. Когда реальный объем производства вновь упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия.

Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики - один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом положении, а экономическую систему - в состоянии стабильности.

Автоматическая фискальная политика

Тот тип фискальной политики - изменение заказов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.

Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример - федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти - так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.

Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов, как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Проблемы фискальной политики:

· Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.

· Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.

· Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.

· Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.

· Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.

· Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.

· Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке.

Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

Воздействие ограничительной (рестрикционной) денежно-кредитной политики.

На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

Повышение нормы процента.

Уменьшение уровня реального объема производства.

Понижение уровня цен.

Сегодня существует множество точек зрения на функции инфляции в рыночной экономике и на последствия данного явления.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3–4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена Фишера некоторый рост денежной массы создаёт своеобразный стимул для увеличения объёма выпускаемой продукции. Расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства.

Инфляция, вышедшая из‑под контроля или относительно низкая, оказывает на экономическое развитие негативное влияние:

– подрывает стимулы к трудовой деятельности, так как уменьшает возможность реализации трудовых заработков;

– усиливает социальную дифференциацию населения, сужает возможности накопления;

– ослабляет позиции властных структур, вызывает рост недовольства, усиление нажима на правительство с требованиями увеличения заработной платы, получения дополнительных льгот и субсидий. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке нередко принимает довольно острые формы;

– возникают инфляционные ожидания у предприятий и населения. Ожидая повышения цен, покупатели увеличивают спрос, а предприятия заранее повышают цену на свою продукцию. Но возможна и обратная ситуация – дефляционные ожидания, т. е. ожидания снижения цен. Такой эффект проявляется при высоком доверии правительству, которое предполагает снижение цен. В результате спрос на товары начинает падать, что ведёт к снижению цен. Такая ситуация получила название эффекта Пигу;

– снижаются реальные доходы населения при росте номинальных, что приводит к снижению совокупного спроса;

– ускоряется процесс материализации денежных средств в товары – бегство от дешевеющих денег;

– происходит скрытая конфискация денег у населения государством через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

– при высокой инфляции реальные налоговые поступления в бюджет уменьшаются, так как они обесцениваются за период с момента начисления до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи – Оливеры;

– обесцениваются сбережения населения;

– снижается реальная ставка процента при росте номинальной; кредит дорожает;

– уменьшается заинтересованность производителя в создании качественных товаров, сокращается производство относительно дешёвых товаров;

– цены перестают выполнять информационную функцию; наблюдается нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;


– ухудшаются условия жизни пенсионеров, служащих, студентов, т. е. представителей социальных групп населения с твёрдыми доходами;

– неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой, а иногда и за пределы национальной экономики.

Имеется и ряд положительных последствий инфляции:

– от инфляции выигрывают заёмщики, так как они возвращают в счёт уплаты долга уже обесценившиеся деньги;

– в условиях инфляции выигрывают валютные спекулянты, сфера торговли, а также те, кто вложил свои деньги в недвижимость, ювелирные изделия, драгоценные металлы, произведения искусства;

– в короткие промежутки времени наблюдается обратная зависимость между темпом инфляции и уровнем безработицы.

Впервые такая закономерность была обнаружена профессором Лондонской школы экономики Олбаном Филлипсом. Исследовав статистические данные Великобритании с 1861 по 1957 г., он пришёл к выводу, что темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться при росте безработицы, и наоборот. Графическая иллюстрация этой взаимосвязи получила название кривой Филлипса. Позднее на вертикальной оси стали откладывать темп инфляции, а не изменение величины заработной платы.

Кривая Филлипса исходит из предположения, что цели достижения низкого уровня инфляции и низкого уровня безработицы являются несовместимыми, а также существует обратная зависимость между этими величинами.

3. Инфляция: причины, измерение, социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика государства.

Инфляция (от лат. Inflation – вздутие) – состояние экономики, при котором происходит обесценение денег (падение покупательной способности) вследствие значительного превышения их количества в обращении над потребностями товарооборота и рост цен на товары и услуги.

Основная причина инфляции - нарушение закона денежного обращения.

Это нарушение можно формально отразить с помощью известного уравнения Фишера Мх V = Рх Q . Если масса денег в обращении (Мх V) превышает объем реального ВНП (Рх Q), то происходит рост цен на товары и услуги.

Факторы инфляции:

внешние:

интернационализация хозяйственных связей – инфляция в других странах сказывается через цены импортируемых товаров; центральный банк страны использует свою дополнительную валюту для скупки у коммерческих банков иностранной валюты;

падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран – происходит рост цен на импортные товары; обмен валют требует дополнительной денежной эмиссии;

мировые экономические кризисы – сказывается спад производства экспортируемой продукции, растут цены на топливно-энергетические ресурсы (экономика Республики Беларусь на 90 % зависит от импортируемых товаров);

состояние платежного баланса страны;

валютная и внешнеторговая политика страны;

Внутренние:

дефицит государственного бюджета – покрытие его займами центрального банка резко увеличивает количество денег в обращении;

расходы на военные цели – увеличивается бюджетный дефицит, а это ведет к инфляции; военный сектор не создает потребительский продукт, а его работники увеличивают платежеспособный спрос;

расходы на социальные цели, не адекватные возможностям национальной экономики – при кризисе правительство пытается поддержать население через индексацию заработной платы, различные пособия, доплаты и т.п., что увеличивает количество денег в обращении и усиливает инфляцию;

инфляционные ожидания (основной фактор инфляции, «бегство от денег») увеличивает спрос и стимулирует предложение, рост цен, ожидания уровня инфляции вносятся в платежи контрактов (заключаются от 1 года и более);

кредитная экспансия – банковские кредитования сверх потребностей страны, что вызывает эмиссию безналичных денег;

чрезмерные инвестиции – в отдельные отрасли страны (в сельское хозяйство);

структурные нарушения в экономике – между спросом и предложением, накоплением и потреблением, доходами и расходами.

Типы инфляции:

спроса – проявляется в превышении спроса над предложением при полной загрузке мощностей. Причины: увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательской способности населения (в обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами); рост цен и возникает инфляция;

издержек или предложения – проявляется вследствие роста цен из-за увеличения издержек производства. Причины: увеличение цен на сырье (прежде всего энергоресурсы); действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др. Рост издержек вызывает сокращение совокупного предложения и дальнейший рост цен.

Существует несколько видов инфляции . Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:

1) Ползучая (умеренная) инфляция , для которой характерны отно­сительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или не­сколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и на­чало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уро­вень инфляции по странам Европейского сообщества составил
за последние годы около 3-3,5%;

2) Галопирующая инфляция (рост цен на 20-200% в год). Такие
высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих
странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.
По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.

3) Гиперинфляция – цены растут астрономически, расхождение
цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев об­щества, бесприбыльными и убыточными становятся крупней­шие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).

Виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

а) сбалансированная инфляция;

б) несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неиз­менны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены раз­личных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, при­чем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

У нас преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сы­рье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектую­щего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п.

Несбалансированность инфляции – большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не мо­жет, индустриальное возрождение нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несба­лансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспекте.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Несбалансированность и непредсказуемость инфляции разрушает психологическую устойчивость людей, которые все менее надеются на торможение роста цен.

Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к ги­перинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная по­литика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.

по ожидаемости:

ожидаемая – прогнозируется правительством и населением на какой-либо период;

неожиданная – происходит внезапный скачок цен. В ситуации, когда в экономике уже были инфляционные ожидания, население, опасаясь обесценения своих доходов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и услуг, что искажает реальную картину спроса в обществе и ведет к расстройству народного хозяйства. Внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

По характеру протекания:

Открытая – продолжительный рост цен;

Подавленная – при твердых «замороженных» розничных ценах и одновременном росте доходов населения (товарный дефицит и рост цен на «черном рынке»).

Измерение инфляции . Для этого суммируются цены на товары и услуги «потребительской корзины» на конец и начало периода (например, год). Индекс розничных цен – определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду, выраженный в процентах. Чтобы определить темп инфляции, необходимо из индекса данного периода вычесть индекс цен базового периода и разделить на индекс цен базового (прошлого) периода и умножить на 100.

«Правило величины 70» позволяет определить количество лет, за которое средний уровень цен удвоится – разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.

Экономические последствия инфляции:

1) умеренной – временное оживление экономики при незначительном росте цен и норм прибыли;

2) галопирующей и суперинфляции – наносится значительный урон народному хозяйству, наблюдается «бегство от денег», т.е. скорость обращения денег нарастает. Из-за быстрого роста цен предприятиям не хватает выручки для расчета, раскручивается инфляционная спираль «цены заработная плата издержки – цены» ;

3) всех остальных форм – кризис взаимных неплатежей; замена торговли бартером усложняет обмен; ущерб госбюджету; нарушается функционирование денежно-кредитной системы; сокращение объемов производства.

Социальные последствия инфляции:

Ухудшение жизни населения:

Рост цен значительно превышает реальную заработную плату;

Стимулы к труду и его качеству падают;

Страдают больше всего менее защищенные слои населения;

Сбережения населения обесцениваются;

Усиливается социальная напряженность.

Основные направления антиинфляционной политики:

Сдерживание роста государственных расходов - дефицит бюджета перекрывается не за счет эмиссии, а за счет внутреннего государственного долга;

Постоянное сокращение государственного финансирования видов деятельности, которые можно передать частному сектору;

ограничение роста денежной массы и его увязка с темпами прироста реального ВНП;

регулирование доходов – ограничение роста заработной платы, других личных доходов с одновременным замораживанием цен, использование индексации заработной платы и доходов;

снижение тарифов на импорт и увеличение его на экспорт – создается конкуренция и понижается цена (в области внешней торговли);

повышение курса национальной валюты – цены импорта ниже и ниже общий уровень цен;

разгосударствление, развитие рыночных отношений, структурная перестройка, конверсия.

Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию, адап­тивная представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно оно ответственно за денежное предложение, а следовательно, и за величину денеж­ной массы.

Правительство, проводящее активную политику, имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способ­ствующих прекращению и сдерживанию инфляции. Среди прочих к ним следует отнести: 1) контроль за денежной эмиссией; 2) не­допущение эмиссионного финансирования госбюджета; 3) осу­ществление текущего контроля денежной массы путем осуществ­ления операций на открытом рынке; 4) пресечение обращения денежных суррогатов; 5) проведение денежной реформы конфискационного типа.

Эффективность первых четырех рычагов может быть обеспече­на лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является де­нежная реформа.

Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если она направлена на устранение не только прояв­лений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порожда­ющих и поддерживающих.

В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфля­ции антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.

Меры борьбы с инфляцией спроса: уменьшение госрасходов; уве­личение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Все они в конечном счете сводятся к сдерживанию совокупного спроса.

Экономика, имеющая высокий уровень инфляции, пережива­ет данные изменения весьма болезненно: сокращение совокупно­го спроса сопровождается спадом производства и ростом безрабо­тицы.

Меры, направленные против инфляции издержек, достаточно мно­гообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; сти­мулирование производства в рамках "экономики предложения". Политика, направленная против факторных доходов и одновре­менно роста цен, - так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована путем замораживания цен и зар­платы и косвенным ограничением их роста.

Жесткое сдерживание цен и доходов дает видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточ­но высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспро­порции и инфляционные ожидания.

Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство–предприниматели–профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост до­ходов и цен.

Следует выделить меры, направленные на стимулирование про­изводства в рамках «экономики предложения». Суть данной кон­цепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой сово­купного предложения, т.е. увеличению уровня естественного вы­пуска. В этом случае краткосрочная кривая AS естественным обра­зом сместится вправо без движения вверх.

К основным элементам теории «экономики предложения» сле­дует отнести: снижение налогов; развитие конкуренции в инфра­структурном секторе; усиление трудовых миграций населения пу­тем изменения социальной политики; денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

Адаптивная политика построена на посылке, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего посредством учета потерь от снижения покупательной способности денег.

К данной политике относят следующие мероприятия: индек­сация; соглашения с предпринимателями и профсоюзами о тем­пах роста цен и зарплаты. Индексация, т.е. изменение номиналь­ных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции в связи с тем, что распространяется на получателей фиксированных доходов, т.е. на тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно увя­зана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее влияние на инфляционные ожидания.