Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Инструменты бюджетно-налоговой политики правительства Бюджетно налоговая политика ее виды и инструменты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты

Введение

В данной курсовой работе автору хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика - государственными доходами.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Актуальность работы в том, что определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, и ее главные составляющие - государственный бюджет и налоги, которые являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и насколько правильно государство распоряжается бюджетом зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики и непосредственно направления фискальной политики в Республике Беларусь, а также анализ её влияния на развитие экономики в целом и в частности.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть сущность фискальной политики;

2. определить цели фискальной политики;

3. осветить виды, типы и инструменты фискальной политики;

4. проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;

5. изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Объект исследования: фискальная политика как важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Предмет исследования: характерные черты и направления реализации фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь.

Данная курсовая работа написана по следующим литературным источникам: "Макроэкономика: учебное пособие" под ред. Л.П. Зеньковой (учебник рассматривает сущность, цели, инструменты бюджетно-налоговой политики, а также особенности данной политики в Республике Беларусь), "Макроэкономика: учеб. пособие для вузов" под ред. В.А. Воробьева (в учебнике анализируются инструменты и механизмы осуществления бюджетно-налоговой политики); из периодических изданий наиболее подходящими является статья "О проекте бюджета - 2011, планируемых изменениях и дополнениях в налоговый и бюджетный кодексы" Андрей Харковец//Финансы, учет, аудит. - 2010. В работе также использованы материалы Министерства финансов и Министерства статистики.

1. Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной политикой, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина "бюджетно-налоговый" используют его синоним "фискальный" (от лат. fiscus -- государственная казна и fiscalis - относящийся к казне). С английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях -- как фискальная политика , в других -- как бюджетно-налоговая политика, .

Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.

Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.

Бюджет выполняет следующие функции:

ь распределительную (через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);

ь контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

ь регулирующую (изменения расходов и доходов государственного бюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы).

Используя функциональный принцип, государственные расходы можно классифицировать по целевому назначению:

ь военные;

ь экономические;

ь на социальные цели;

ь на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Но расходная часть государственного бюджета невозможна без формирования государственных доходов.

Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Среди разнообразных государственных доходов наиболее распространённой формой являются налоги.

Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций . Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика - это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы.

Бюджетно-налоговая политика представляет собой совокупность мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на обеспечение полной занятости и инфляционного роста ВВП.

Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объёма производства и занятости, а так же на уровень цен; она направлена против нежелательных изменения экономической конъюнктуры, связанных как безработицей, так и с инфляцией.

Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

1) в краткосрочном периоде:

ь эффективное формирование доходной части бюджета;

ь реализация бюджетной политики государства;

ь принятие мер по снижению бюджетного дефицита;

ь управление государственным долгом;

ь сглаживание циклических колебаний экономики.

2) в долгосрочном периоде:

ь поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

ь поддержание полной занятости ресурсов;

ь поддержание стабильного уровня цен.

Вышеназванные цели достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:

1) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.

2) бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Налоги являются инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

А. Лаффер считал, что, по мере роста ставки налога от 0% до 100%, налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при t=a, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения и пр.), а, следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают (рис. 1.1). Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупательной способности, а, следовательно, как антиинфляционный феномен. Сторонники "экономики предложения" считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен ("налоговый клин"), т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек.

Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера и его сторонников, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Кривая Лаффера

Назначение налогов проявляется в их функциях - фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.

Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).

Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня.

Основными задачами бюджетно-налоговой политики являются снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.

В этой связи в последние годы в работе по совершенствованию действующей налоговой системы Республики Беларусь большое внимание уделяется вопросам снижения ставок налогов, сокращения количества налогов и других обязательных платежей, а также объединения ряда из них, имеющих сходную налогооблагаемую базу, при одновременном упрощении порядка их взимания.

Однако, следует отметить, что такие налоги как НДС, налог но прибыль и доходы, акцизы, таможенные пошлины, налог на недвижимость являются основными доходными источниками бюджета большинства стран мира и доказали свою эффективность как в фискальном плане, так и в качестве стимулирующего инструмента коммерческой и инвестиционной деятельности.

Таким образом, фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

2. Типы и виды налогово-бюджетной политики, механизм её реализации

Фискальная политика в зависимости от механизмов её реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика -- это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Ее еще называют активной фискальной политикой.

Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель "доходы - расходы" и полагая, что:

1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;

2) чистый экспорт равен нулю;

3) уровень цен постоянен;

4) первоначально в экономике не существует налогов;

5) фискальная политика оказывает воздействие на совокупные расходы (совокупный спрос), но не на совокупное предложение.

Учитывая эти допущения, проанализируем влияние изменения государственных расходов на объем национального производства (выпуск), доход.

Предположим, что первоначально совокупные расходы включали потребительские расходы С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке Е1 (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Государственные закупки и равновесный национальный продукт

В связи с начавшимся спадом производства правительство приняло решение поддержать спрос, увеличив совокупные расходы за счет государственных закупок G (рассмотрим сначала только этот элемент государственных расходов). Оно осуществило закупки товаров и услуг. Эти государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции. Поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов, что обусловит сдвиг прямой С+I вверх на величину G, в положение C+I+G. Планируемые расходы станут превышать равновесный объем выпуска Q1.

В ответ фирмы начнут расширять производство. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными расходами и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е2 при выпуске Q2. Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1 до Q2. Расстояние по вертикали между прямыми C+I и C+I+G показывает величину государственных закупок, а расстояние между Q2 и Q1 - прирост выпуска продукции. Из рисунка видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора.

Мультипликатор государственных расходов Мg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций.

Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов?G.

Q = Q2 - Q1 = Mg х? G (2.3)

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Инструментом дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального продукта введение аккордного (паушального) налога. Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1. (рис. 2.2)

Рис. 2.2. Аккордные налоги и равновесный национальный продукт

Государство вводит аккордный налог с населения. Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями, которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной S. С учетом МРС введение налога, вызовет уменьшение потребления, что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Прямая С1 + I + G сдвинется вниз, в положение С2 + I + G. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке Е2 при объеме выпуска Q2. Как видно из рисунка, расстояние между Q2 и Q1 больше, чем разница по вертикали между прямыми С1+I+G и C2+I+G, т.е., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

МT =МРС Мg или МT = МРС / (1 - МРС) (2.4)

На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут.

Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным типом макроэкономической политикой, а именно недискреционной, или автоматической бюджетно-налоговой политикой.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику.

Разберем механизм действия автоматических стабилизаторов экономики на примере ставки пропорционального (подоходного) налога. Если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса (рис. 2.3) с I1 до I2, то за ним последует падение совокупного спроса до AD2 а это через мультипликатор вызовет в свою очередь еще большее падение равновесного уровня ВВП до У2.

Однако такое падение можно затормозить снижением пропорционального налога t.

Снижение налоговой ставки t на доходы сделает круче угол наклона кривой совокупного спроса к горизонту, тем самым увеличивается МРС и уменьшается величина мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t. (рис. 2.3)

Рис. 2.3 Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального налога) на ВВП

Таким образом, кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз вначале до уровня AD2, затем поднимется (развернется под более крутым углом) вверх до уровня AD3, так что общее сокращение ВВП будет не таким значительным.

Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:

1. Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества.

2. Системы пособий по безработице и социальные выплаты (трансферты). Их называют "отрицательными налогами". Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискреционной, или автоматической, фискальной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран .

И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не, могут вообще на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения), Но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на 1/3.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и снижение государственных расходов, повышение налогов и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда .

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Когда экономика сталкивается с инфляцией спроса, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка, т.е. на превышение налоговых поступлений над государственными расходами.

Подводя итоги данной главы необходимо отметить, что данные виды фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики. Что касается дискреционной и недискреционной фискальной политики, то их проводят в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика даёт эффект в краткосрочном периоде.

3. Налогово-бюджетная политика в Республике Беларусь. Состояние, проблемы, перспективы

Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.

В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006--2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально-экономического развития, денежно-кредитной и бюджетной политики. Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике -- с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году. При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса.

В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности -- 10,5, инвестиций в основной капитал -- 23,8, реальной заработной платы -- 12,1 процента. Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года.

Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП. ВВП Беларуси в 2010 году составил в текущих ценах 162964 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 7,6% больше по сравнению с 2009 годом, вместо прогнозных 11-13%. (табл. 3.1.)

Таблица 3.1

Производство валового внутреннего продукта

Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/ - Дата доступа: 29.10.2011.

Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета по отношению к росту ВВП.

В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин - на 1,1 процентного пункта.

Одновременно удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в первом квартале текущего года, кроме уплаченного налога за четвертый квартал (декабрь) 2010 года, также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 года (в 2010 году уплата налога за первый квартал производилась по сроку 22 апреля) (табл. 3.2.).

Таблица 3.2

Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.

Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/- Дата доступа: 29.10.2011.

Величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в первом квартале 2011 гг.

Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]: http://belstat.gov.by/-

Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения, что на 2885,7 млрд. рублей меньше чем в 2008 году, но на 24416,3 млрд. рублей больше по сравнению с 2006 годам (в 2006 году поступило 38391,3 млрд. рублей с учетом доходов Фонда, или 102,3% годового плана). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. В 2009 году удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился по сравнению с предыдущими годами и составил 45,7%, в 2006 году - 48,4%. (табл. 3.3)

Таблица 3.3

Доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь

Дефицит(-), профицит бюджета

Всего, млрд.руб.

Всего, млрд.руб.

Всего, млрд.руб.

2011(1)ожидаемый прогноз

Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/

Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/

В 2010 году доходы составили 48765,4 млрд. рублей (без учета доходов Фонда социальной защиты населения), что на 14042,2 млрд. рублей меньше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%), но больше на 10374,1 млрд. рублей по сравнению с 2006 годам. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 45,7% в 2009 году до 29,9% в 2010 году (табл. 3.3).

Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2006-2011 годы приведена в таблице 3.4

бюджетный налоговый политика дискреционный

Таблица 3.4

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь

Доходы, млрд. руб.

Абсолютный прирост, млрд. руб.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

базисный

Базисный

Базисный

2011(1)ожидаемый прогноз

Цели и задачи налогово-бюджетной политики государства

В современном мире налогово-бюджетная политика выступает неотъемлемым инструментом государственного регулирования национальной экономики. В общем виде она представляет собой политику правительства, основанную на использовании бюджетно-налоговой системы государства в целях решения социальных задач и развития деловой активности.

Основные цели налогово-бюджетной политики отражены на рисунке 1. Так или иначе, все они направлены на сглаживание циклических колебаний национальной экономики государства.

Рисунок 1. Цели налогово-бюджетной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Из целей налогово-бюджетной политики вытекает ее основополагающая задача, которая сводится к необходимости сбалансированности макроэкономических систем. Решение социальных задач общества и регулирование уровня деловой активности обеспечивается посредством сбора налогов и расходования средств государственной казны.

В целом бюджетно-налоговая политика, осуществляемая органами государственной власти, ориентирована на производство не инфляционного валового национального продукта и сбережение полной занятости. Она же задает направление развития народного хозяйства, и его темпы.

В конечном счете, сущность налогово-бюджетной политики сводится к стратегически правильному формированию госбюджета посредством действующей в стране системы налогообложения и манипулирования средствами госбюджета ради достижения поставленных целей.

Сегодня реализация налогово-бюджетной политики выступает неотъемлемым элементом управления экономики страны и стабилизации ее цикличных колебаний. Являясь косвенным инструментом регулирования экономики, она играет огромную роль в ее развитии и оказывает существенное влияние на уровень жизни населения.

Инструменты реализации налогово-бюджетной политики государства

Реализация налогово-бюджетной политики государства основана на использовании определенных инструментов.Под инструментами в данном случае принято понимать экономические механизмы, посредством которых обеспечивается достижение целей бюджетно-налоговой политики.

Основными инструментами налогово-бюджетной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета (рисунок 2).

Рисунок 2. Инструменты налогово-бюджетной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основным источником доходов государственной казны выступают налоговые поступления.Налог представляет собой безвозмездный, обязательный платеж, который взимается с физических и юридических лиц посредством отчуждения принадлежащих им денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и выполнения его функций.Налоги делятся на несколько видов:

  • прямые;
  • косвенные;
  • подоходные;
  • аккордные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с имущества либо доходов субъектов налогообложения (физических и юридических лиц).

Косвенные налоги устанавливаются качестве надбавки к цене товаров и услуг, реализуемых на рынке. Примером прямого налога выступает подоходный налог, примером косвенного – акцизы и НДС.

Аккордные налоги устанавливают на определённом уровне, независящем от доходов экономического субъекта в то время, как подоходные налоги представляют собой процент от доходов.

Расходы государственной казны складываются из трансфертных платежей и расходов на содержание государственного сектора экономики.

К числу первых относятся различные виды государственных субсидий, социальных выплат и пособий (например, пособие по безработице). Вторые же представлены государственными закупками товаров и услуг, необходимых для обеспечения функционирования государственного аппарата.

Замечание 1

Таким образом, инструментами налогово-бюджетной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета. Основным источником формирования его доходов выступают налоги, в то время как его расходы могут быть представлены трансфертными платежами и государственными закупками. Каждый из инструментов налогово-бюджетной политики оказывает особое влияние на экономику страны, а их выбор и соотношение определяется фазой экономического цикла.

Методы налогово-бюджетной политики государства

Под методами налогово-бюджетной политики в общем виде следует понимать способы и механизмы использования ее инструментов. Отталкиваясь от основных инструментов налогово-бюджетной политики, можно выделить следующие методы ее реализации:

  • повышение либо понижение налогов;
  • рост либо сокращение объемов государственных закупок;
  • увеличение или сокращение трансфертов.

Таким образом, методы налогово-бюджетной политики государства могут быть сведены способам регулирования и управления формированием доходных и расходных статей государственного бюджета.

Механизмы налогово-бюджетной политики государства и их использование имеют ряд особенностей, определяемых фазой экономического цикла и соответствующим ей видом бюджетно-налоговой политики.

Так, например, основными инструментами реализации налогово-бюджетной политики стимулирующего типа выступают сокращение налогов, рост объемов государственных закупок и увеличение трансфертов.

В то же время для налогово-бюджетной политики сдерживающего типа, напротив, характерно увеличение налогового бремени, уменьшение объемов государственных закупок и сокращение трансфертов.

Основным инструментом налогово-бюджетной политики дискреционного типа выступает изменение налоговых ставок, а не дискреционной – индексация доходов, подоходный налог, различные социальные выплаты и пособия по безработице.

Замечание 2

Так или иначе, именно управление налогами и трансфертными платежами служит основным механизмом реализации налогово-бюджетной политики государства, позволяющим добиваться поставленных целей. Государственным закупкам отводится второстепенная роль.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны. Фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики.

Изучение путей совершенствования фискальной политики на сегодняшний день является весьма актуальной темой, так как на современном этапе развития Беларуси существенную роль в структурных изменениях экономики играет фискальная политика. От эффективности проводимой государством налогово-бюджетной политики зависит общая экономическая политика страны, успешность реализации социальных, экологических и иных государственных программ, что в свою очередь напрямую связано с благосостоянием страны в целом и каждого человека в частности.

Рациональная фискальная политика способствует развитию производственных сил в государстве, стимулирует развитие предпринимательства, создает условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества. Также фискальная политика способствует концентрации средств в соответствующих фондах и направлению их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также на решение социальных вопросов. Именно поэтому изучение тенденций и перспектив в проводимой в Республике Беларусь фискальной политике является важной задачей на сегодняшний день.

В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики - бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов.



Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Проблемы бюджетной политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл, П. Сэмуэльсон, X. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Отдельные аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких белорусских ученых, как И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.

Объект исследования - фискальная политика. Предмет исследования - фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования.

Цель работы – выявить как фискальной политики влияет на экономику государства, рассмотреть проблемы и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь и в странах с переходной экономикой.

В ходе работы необходимо решить целый ряд задач:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников, включающего 20 источников учебной и периодической литературы, и интернет ресурсы; объем работы - 35 страниц.

1. раскрыть сущность и содержание финансовой политики;

2. рассмотреть проблемы фискальной политики в странах с переходной экономикой;

3. охарактеризовать тенденции налоговой и бюджетной политики;

Обозначить недостатки финансовой политики Республики Беларусь, обобщить предложения по реформированию финансовой политики.


ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Фискальная политика – мера правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство не инфляционного ВВП .

Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок, увеличение занятости, снижение инфляции, подъем общественного благосостояния.

Фискальная политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных сдвигов в совокупном спросе и совокупном предложении через изменение величины государственных расходов и налогов, то есть путем манипулирования государственным бюджетом.

Фискальная политика может преследовать стратегические и тактические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (кратко- или долгосрочный) предполагает в качестве результата.

Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительный период: обеспечение стабильного роста, развитие научно технического прогресса, стимулирование структурной перестройки, расширение экспорта и др.

Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот .

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты .

Государственные закупки - это способ закупок, осуществляемый государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки лекарств и продовольствия) за счет средств государственного бюджета. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов - трансфертные платежи .

Трансфертные платежи - одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.). Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений .

Воздействии инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

AD = C + I + G + Xn (1.1)

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки являются частью совокупных ресурсов.

Рост трансфертов увеличивает спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домашних хозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы.

С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Исследование влияния инструментов фискальной политики на экономику в целом проводилось Дж. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора. Мультипликатор - коэффициент, равный обратной величине предельной склонности к сбережению

m А = 1 / mps (1.2)

где mps – предельная склонность к сбережению.

Данный коэффициент показывает, насколько увеличится национальный доход в результате первоначальных инвестиций. Когда изменение компонента совокупных расходов ведёт к ещё большему изменению равновесного ВВП, это действие называется эффектом мультипликатора . Дж. Кейнс взял фискальную политику за основу государственного регулирования экономикой. К встроенным стабилизаторам он относил подоходные и социальные налоги, пособия по безработице. По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между правительственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на данной налоговой системе и текущей структуре государственных расходов. Так как налоги ведут к потере потенциальной покупательной способности, а государственные расходы – к ее увеличению в экономике, то, по мнению Кейнса, для поддержания стабильности нужно при подъеме и движении экономики к инфляции сдерживать правительственные расходы с целью сдерживания роста инвестиций.

Сдерживающая фискальная политика (рис. 1.1) применяется для торможения темпов экономического роста. Такая политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Сдерживающая фискальная политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывании системы дотаций и субсидий, сокращений социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства: фискальные изъятия → Y D ↓ → AD↓ → Y↓

Рисунок 1.1 Влияние сдерживающей фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. Стимулирующая фискальная политика (рисунок 1.2) применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Главная задача такой политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоления. Целью такой политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы, суть которой в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулирование роста инвестиций, расширение платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, рост государственных инвестиций и закупок. Наиболее доступный и упрощенный вариант ее реализации – стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса расширение объемов национального производства: фискальные инъекции → AD → Y. Вариант, имеющий прицел на долговременную перспективу, предполагает ускоренное обновление основного капитала, совершенствования экономического капитала. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев

Рисунок 1.2. Влияние стимулирующей фискальной политики на стабилизацию темпов роста национального производства

Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста .

В зависимости от используемых инструментов различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции .

Согласно кейнсианской концепции государственные расходы являются основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере их роста растет совокупный спрос и ВВП. Государственные расходы финансируются из средств государственного бюджета.

Таким образом, в руках государства находятся значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Это государственные закупки, дотации, субвенции, трансфертные платежи, инвестиции.

Государственные закупки представляют собой спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют одной части государственных расходов. Другая часть является социальными выплатами и государственными инвестициями.

Поскольку государственные закупки на экономику можно рассматривать как разновидность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода, механизм их воздействия на экономику идентичен механизму действия аккордных налогов, также не зависящих от размера дохода. Рассмотрим такое влияние на примере модели «крест Кейнса» (таблица 1.3).

Таблица 1.3 Модель «крест Кейнса».

Государство в целях преодоления экономического спада увеличивает государственные расходы на величину ∆G (проводит стимулирующую фискальную политику). В результате этого кривая спроса AD сдвигается вверх с AD 1 до AD 2 , а равновесный ВВП возрастет с Y 1 до Y 2.

Следовательно, в результате таких фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте цен, но в краткосрочном периоде.

Мультипликатор государственных расходов mg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

Mg=∆Y/∆G, (1.3)

где ∆Y – изменение реального национального продукта (дохода);

∆G – изменение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д.

Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

mg = 1/(1 – mpc), (1.4)

Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор mg на прирост государственных расходов ∆G.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов (C+I+G) вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению (mpc), население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением cовокупных расходов на mpc * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

mt = -mpc / (1 – mpc), (1.5)

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование дефицитов;

2) ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством продажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику .

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

· подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

· косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

· пособия по безработице;

· пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

Т = t * Y , (1.6)

где Т – величина налоговых поступлений,

t – ставка налога,

Y – величина совокупного дохода (выпуска)

Величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется .

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период "перегрева".

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг .

Недостаток этой фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить .

Курсовая работа

по курсу «Экономическая теория»

Тема: Цели и инструменты бюджетно - налоговой политики в России

Выполнил: Подова О.С.

Группа ____________

№ контракта____________

Направление «Экономика»

Калуга 2005

Введение

Глава 1. История возникновения налогов и этапы становления налоговой системы России………………………………………………………………………………6

Глава 2. Основы налоговой системы Российской Федерации

2.1 Сущность налогов и принципы налогообложения……………………………10

2.2 Субъекты и объекты налоговой системы России…………………………….12

2.3 Функции налогов……………………………………………………………………13

2.4 Классификация налогов…………………………………………………………..14

Глава 3. Роль налогов в формировании доходов Российской Федерации, региональных и местных органов управления

3.1 Налог на прибыль………………………………………………………………….17

3.2 Налог на добавленную стоимость………………………………………………21

3.3 Акцизы……………………………………………………………………………….26

3.4 Подоходный налог…………………………………………………………………27

3.5 Прочие налоги………………………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………………….32

Библиография

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

Налоговая система Российской федерации включает, во-первых, определённую законодательно установленную совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующим субъектами и гражданами, и, во-вторых, совокупность органов государственного управления, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечивать контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему.

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь, на мой взгляд, более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Повторяю – «до разумных пределов» – так как чересчур резкое снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.

В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы является залогом успешного решения проблем стоящих перед страной

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозмож­но, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в за­падных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в об­ласти налогообложения, способных не только усовершенство­вать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от про­ведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

Целью данной работы является анализ существующей налоговой системы в нашей стране, выявление причин ее нестабильности и изменчивости, последствий данной нестабильности. Задача – в попытке определить выход из сложившейся ситуации экономических проблем, созданной несовершенной налоговой системой Российской Федерации.

Глава 1. История появления налогов и этапы становления налоговой системы в России

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо­щи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стра­не возникает сеть государственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на­конец, третий, современный, этап - государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Ещё в XIII-XII веках до Рождества Христова имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относятся первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии. Ещё во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

Налоги расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, сооружение храмов. За счёт налогов финансировались общественные нужды: строительство дорог, водопроводов, устройство праздников, раздача денег и продуктов беднякам.

Когда стало складываться древнерусское государств, то основным источником доходов великокняжеской казны стала дань с подвластных князю племён и народностей. Дань уплачивалась деньгами - обычно арабскими металлическими монетами или натурой - мехом.

Кроме прямых налогов уже существовали в то время и косвенные налоги. Они поступали в казну в виде торговых и судебных пошлин.

Наиболее крупным из местных налогов, взимаемых в городах, был налог с недвижимых имуществ. Ставка налога не могла превышать 10% от чистого дохода или 1% от стоимости имущества. В конце XVII – начале XVIII веков в европейских странах стало формироваться административное государство, которое создало чиновничий аппарат и ввело рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз, размеры которого колебались от5% до 25%. Какого-либо научного обоснования налогов не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный налог. От него были освобождены дворянство и духовенство.

В эти века начинает формироваться наука о налогообложении как важнейшая ветвь экономических наук. О налогах и отношении народа к ним размышляет английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), автор созданной в 1625г. книги “Опыты, или наставления нравственные и политические”.

Французский писатель и философ Ш.Монтескье (1689-1755) высказался, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Проблемами налогообложения много занимался автор теории трудовой стоимости У.Петти (1623-1687). Он пришёл к выводу о преимуществах косвенных налогов над прямыми.

Начиная с XVII века бурно развивается простое товарное производство. Потребности общества всё более удовлетворяются путём обмена. Экономическая наука порождает учение меркантилистов. Затем возникает новая школа - физиократия. Её основоположником стал Франсуа Кенэ (1694-1774). Он создал «экономическую таблицу», в которой показал, как произведённый в земледелии валовой и чистый продукт обращается в стране.

Это был по сути дела первый опыт макроэкономического анализа товарных и денежных потоков.

В последней трети XVIII века вместе с классической политической экономией создавалась подлинно научная теория налогообложения. Её основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В 1776г. вышла книга А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства», в которой он вывел четыре основных принципа, не устаревших и до наших дней:

      Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно их доходам.

      Принцип определённости, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

      Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

      Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

А. Смит заложил основы классической школы политической экономии. Продолжателем его стал английский экономист Д. Рикардо (1772-1823).

В России идеи А.Смита и других западных экономистов развивал Н.И. Тургенев (1789-1871) в опубликованной в 1818г. книге «Опыт теории налогов». Среди теоретиков первой половины XIX века нужно назвать И.Горелова, чья книга «Теория финансов» вышла в Казани в 1845г.

В начале XX века в развитых странах превалировали косвенные налоги. Например, в 1905г. в Великобритании косвенные налоги составляли 60,6% общей суммы государственных доходов, прямые налоги - 32,7%; во Франции соответственно - 68,7 и 25,5%; в Австро-Венгрии - 61,6 и 25,3% .Бюджетно -налоговая политика в России и инструменты ее реализацииРеферат >> Экономическая теория

Роль бюджетно -налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и... бюджетно -налоговой политики . Основная часть 1 Понятие фискальной политики 1.1 Инструменты бюджетно -налоговой политики Инструментарий фискальной политики включает...

  • Бюджетно -налоговая политика государства (2)

    Реферат >> Экономика

    ... целей и инструментов бюджетно -налоговой политики ; Изучение видов бюджетно -налоговой политики ; Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок; Исследование бюджетно -налоговой политики ... к росту налоговых сборов. В России снижение налога...

  • Инструменты реализации налоговой политики в XIX веке

    Реферат >> Финансы

    ... налоговой политики . 2. Рассмотреть основные инструменты реализации налоговой политики в России в XIX веке. 1. Методы, используемые в осуществлении налоговой политики ... так как бюджетные доходы сокращаются. Третий тип - налоговая политика с достаточно...

  • Налогово -Бюджетная политика РФ

    Реферат >> Экономическая теория

    Понятие фискальной политики . Цели и инструменты бюджетно -налоговой политики …………………..14 Основные направления бюджетной политики в среднесрочной... апреля. «Эксперт МВФ констатирует ослабление бюджетно -налоговой политики России за 3 года» Серегина С.Ф. « ...

  • В экономической литературе для определения бюджетно-налоговой политики часто используется несколько понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая политика», «налогово-бюджетная политика» и др.

    Очевидно, что многообразие терминов объясняется отсутствием в русском языке прямого синонима слова «fiskal» (фискальный, финансовый). В I в. до н.э. доходы от личного состояния римского императора Августа поступали в особую казну - фиск (от лат. fiscus - корзина). С IV в. фиском назывался единый общегосударственный центр Римской империи или казна, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты.

    Впервые термин «фискальная политика» применил Дж. М. Кейнс. Аргументация, на которую опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.

    В экономической системе, которой присущи высокая степень неопределенности, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и инвестирования, а также жесткость цен, достижение автоматического равновесия является затруднительным. В таких условиях координация данного процесса может быть возложена на центральную власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. Если оставить в стороне вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством денег, то окажется, что способность государства влиять на уровень совокупного дохода и занятость выражается в осуществлении контроля, с одной стороны, за потребительским спросом, являющимся функцией дохода, а с другой - за спросом инвестиционного характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы процента. Поскольку совокупное предложение рассматривается Кейнсом в краткосрочном периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства влиять на уровни совокупного дохода и занятости вытекает из регулирования совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен и избыточность ресурсов, так что выпуск в экономике определяется изменением совокупного спроса. Кейнсианский крест представляет собой самую простую интерпретацию совокупного дохода в краткосрочном периоде.

    Существуют различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.

    Наиболее правильным является определение фискальной политики как мер, предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.



    Фискальная политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае если правительство применяет инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в данном случае является приближение объема совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем - целью политики ограничения деловой активности.

    На рис. 3.1 наглядно продемонстрированы последствия применения фискальной политики. Тренд А показывает колебания экономической активности в рамках цикла. Заметны довольно большие изменения величины совокупного дохода, уровня занятости, а значит, и цен за рассматриваемый отрезок времени относительно тенденции экономического развития (тренд Б) . Вследствие воздействия инструментов фискальной политики в экономике не будет столь значительных колебаний данных величин, что свидетельствует о стабилизации (тренд В) . Конечно, наиболее приемлемым вариантом исправления ситуации для экономики было бы полное совпадение трендов Б и В , но при помощи только фискальной политики добиться этого сложно.

    Время

    Рис. 3.1. Стабилизационная роль фискальной политики.

    Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы.

    Рассмотрим, каким образом при помощи изменения налогов можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако, на меньшую величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели часть прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а, следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).

    Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку предпринимателями капитальных благ (включая сырье и полуфабрикаты), наем большего числа рабочих. В результате происходит вторичное прирастание спроса на предметы потребления и средства производства, стимулирующее рост экономики.

    Аналогичное влияние на состояние потребительского и инвестиционного спроса могут оказывать государственные расходы. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг).

    Увеличение расходной части бюджета может происходить через рост закупок товаров и услуг государственными учреждениями, выплату жалованья государственным служащим, осуществление трансфертных платежей. Несмотря на определенные различия между этими видами бюджетных расходов, все они до определенного предела ведут к расширению как инвестиционного, так и потребительского компонентов спроса.

    Таким образом, в зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую и сдерживающую.

    Если экономическая система находится в состоянии спада, то возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, прибегнув к которой правительство поощряет расходы и повышает реальный объем выпуска (ВВП). Используя модель «совокупный спрос - совокупное предложение», можно продемонстрировать смещение кривой совокупного спроса вправо (рис. 3.2). Совокупный спрос может переместиться из состояния АD 1 в АD 2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер.

    Y
    AS
    АD 4
    АD 3

    Рис. 3.3. Сдерживающая фискальная политика.

    Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая - к бюджетному излишку, или профициту.