Новые законы в бухгалтерии. Новый закон о бухгалтерском учете. Коротко о главном. Документация и ее хранение — кто обеспечивает сохранность документов по закону

Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.

Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?

Прежде всего, он:

  • раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
  • очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте .

В числе объектов БУ закон указывает:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • финансовые источники;
  • доходы и расходы.

Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.

Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:

  • порядок организации БУ экономическим субъектом;
  • требования к первичным документам и бухрегистрам;

В силу особой важности первички ей посвящена отдельная рубрика нашего сайта.

  • правила инвентаризации;
  • «отчетные» вопросы;
  • порядок хранения документов БУ.

Что изменилось в 402-м законе о бухгалтерском учете в 2015-2018 годах?

За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:

  • организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
  • организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
  • некоторые некоммерческие организации.

Никаких изменений в 2015 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В 2017-2018 годах в закон № 402-ФЗ были внесены незначительные поправки, касающиеся в основном кредитных организаций.

ВНИМАНИЕ! Минфин подготовил поправки в закон № 402-ФЗ. Подробности см. .

Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

"Практическая бухгалтерия", 2013, NN 2, 3

Введения в действие новой версии главного профессионального Закона бухгалтеры ждали больше года. И вот свершилось: с начала января этот нормативный акт вступил в свою законную силу. И тут же начались вопросы (см. статью рубрики "Тема номера"). Для того чтобы было легче ориентироваться в произошедших изменениях, мы публикуем для вас серию статей, комментирующих главный Закон бухгалтерии. Начало в этом номере.

Закон о бухгалтерском учете устанавливает самые общие требования к нему. Эти требования конкретизируются в подзаконных нормативных актах. Такими документами являются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета. Они вводятся федеральными органами исполнительной власти. К ним относится Минфин России.

Закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон 402-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2013 г. Одновременно утратил силу Закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон 129-ФЗ). Подзаконные акты к Закону 129-ФЗ - положения по бухгалтерскому учету, или ПБУ. Они применяются для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности до утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета, или ФСБУ (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Поэтому избежать сравнений нового, действующего, Закона со старым, ему предшествовавшим, невозможно.

Бухгалтерский учет обеспечивает формирование информации о специальных объектах. Они перечислены в ст. 5 Закона N 402-ФЗ. А субъекты закона - это лица, на которых распространяется его действие. Они перечислены в ст. 2 Закона N 402-ФЗ. Объекты бухучета возникают в процессе экономической деятельности субъектов.

На основе информации об объектах бухгалтерского учета субъекты составляют свою бухгалтерскую отчетность. В Законе N 402-ФЗ фигурирует составной термин - "бухгалтерская (финансовая) отчетность". Поэтому термины "бухгалтерская отчетность" и "финансовая отчетность" можно считать синонимами.

Информация об объектах бухгалтерского учета сосредоточена в первичных учетных документах и систематизируется по определенным правилам.

Современный бухгалтерский учет - это информационная технология (п. 2 ст. 2 Закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Бухгалтерский учет подразумевает не только накопление информации о своих объектах, но и ее обобщение в форме бухгалтерской отчетности.

На основе данных бухгалтерского учета ведутся:

  • налоговый учет;
  • управленческий (оперативный) учет;
  • статистический учет.

Каждый из этих видов учета включает свою отчетность, которая имеет определенных пользователей.

Сфера действия

Закон N 402-ФЗ устанавливает требования к официальному бухгалтерскому учету (п. "р" ст. 71 Конституции РФ).

Лица, на которых распространяется Закон N 402-ФЗ, именуются экономическими субъектами. К ним относятся, в частности:

  • коммерческие и некоммерческие организации (созданные в соответствии с законодательством РФ);
  • находящиеся на территории РФ структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств.

Но не все экономические субъекты непременно должны вести бухгалтерский учет. Об этом сказано в ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

Закон N 402-ФЗ применяется также в связи с:

  • доверительным управлением имуществом;
  • исполнением договоров простого товарищества;
  • выполнением соглашений о разделе продукции.

Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, рассчитана на пользователей, которые обладают достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать ее. Между тем интересы пользователей существенно различаются. Бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности в полном объеме. Законодательство обеспечивает лишь потребности, общие для всех пользователей.

Отдельные пользователи отчетности могут выдвигать дополнительные требования к информации, выходящие за рамки Закона N 402-ФЗ и подзаконных актов, обеспечивающих его применение.

Справочно. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Минфин России. Правовое основание - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329.

Новая терминология

Вместо термина "бухгалтерская отчетность", ставшего за многие годы привычным, Закон N 402-ФЗ использует составной термин "бухгалтерская (финансовая) отчетность". Почему?

В целом речь идет об одной и той же самой отчетности.

Отчетность - это информация. Она характеризует финансовые показатели деятельности экономического субъекта за определенный (отчетный) период. Поэтому представляет собой итоговый, то есть отчетный документ. А формируется он в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете. Так что уточнение терминологии оправданно.

В системе понятий бухгалтерского учета появился новый термин - стандарт бухгалтерского учета. Это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. На момент вступления в силу Закона N 402-ФЗ этим критериям удовлетворяют ПБУ, в также Методические указания, утвержденные Минфином России (п. 3 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н). Подробности о стандартах - в ст. 21 Закона N 402-ФЗ.

Факт хозяйственной жизни - еще один термин, который введен впервые. Из определения этого понятия следует, что факты хозяйственной жизни оказывают или способны оказать влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Причем каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Ранее в аналогичном значении использовались термины "хозяйственные операции" и "факты хозяйственной деятельности" (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Понятие "международные стандарты", примененное в Законе N 402-ФЗ, следует отличать от понятия "международные стандарты финансовой отчетности" (МСФО). Законодатель имел в виду стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте. А обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

В то же время МСФО введены на территории официально (Приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н). Их применение предусмотрено Законом от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

Бухгалтерское законодательство

В состав законодательства о бухгалтерском учете входят все действующие федеральные законы без исключения, а также подзаконные акты к ним.

Следовательно, термины и понятия, определенные в бухгалтерском учете, следует использовать в значениях, установленных в специальных законах. Сходная норма предусмотрена законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 11 НК РФ). Так, понятия "валюта Российской Федерации" и "иностранная валюта" определены Законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Гражданский кодекс и Налоговый кодекс также являются федеральными законами. В частности, налоговые обязательства компании, отраженные в ее бухгалтерской отчетности, устанавливаются по правилам Налогового кодекса.

Примером подзаконного нормативного правового акта, который непосредственно используется при ведении бухгалтерского учета, может служить Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12 октября 2011 г. N 373-П).

Объекты бухучета

Закон N 402-ФЗ вводит новый перечень объектов бухгалтерского учета, причем он носит открытый характер.

Факты хозяйственной жизни - это, по сути, хозяйственные операции.

Явно новым объектом является "актив". Хотя в Законе N 129-ФЗ этот термин не фигурировал, он широко применялся в соответствующих подзаконных актах (ПБУ и др.). Между тем его общей характеристики мы не обнаружим ни в одном нормативном документе. Правда, активом именуется совокупность показателей бухгалтерского баланса. Но среди них мы видим "прочие активы" (внеоборотные и оборотные). Значит, исчерпывающий состав активов не установлен.

Объекты бухгалтерского учета

Определение активов имеется в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.). Хотя Концепция не является нормативным документом, она предназначена для принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами.

В соответствии с Концепцией активами нужно считать хозяйственные средства, контроль над которыми экономический субъект получил в результате свершившихся фактов его хозяйственной деятельности и которые должны принести ему экономические выгоды в будущем.

А будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

б) обменен на другой актив;

в) использован для погашения обязательства;

г) распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются существенными критериями отнесения их к активам.

Как видно, главные условия признания актива:

  • возможность контроля над ним;
  • способность порождать приток денежных средств.

Между тем в специальном значении нужно понимать и обязательства. Дело в том, что не все обязательства гражданско-правового характера подлежат отражению в бухгалтерском балансе. Таким примером может служить обязательство воздержаться от определенного действия (п. 1 ст. 307 ГК РФ). Поэтому нужно ориентироваться на определение обязательств, содержащееся именно в Концепции. В ней указано следующее.

Обязательством нужно считать существующую на отчетную дату задолженность экономического субъекта, которая является следствием свершившихся проектов его хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

В целом обязательства влекут отток денежных средств, то есть создают эффект, противоположный действию активов.

Источником финансирования деятельности коммерческой организации нужно считать ее капитал. Он определяется как разность активов и обязательств. Капитал характеризует финансовое положение организации.

Что касается определений доходов и расходов, то они приведены в соответствующих ПБУ (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Активы, обязательства и источники финансирования деятельности являются элементами бухгалтерского баланса. Доходы и расходы - это элементы отчета о финансовом положении. Денежные потоки - элементы отчета о движении денежных средств.

Особые правила. Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны экономический субъект лишается соответствующих активов. Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказание услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразования обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора.

Кто должен вести бухучет?

Бухгалтерский учет вправе не вести:

  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты и нотариусы);
  • структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

В Законе N 402-ФЗ применена оговорка: такое право эти экономические субъекты имеют лишь в том случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Но такие обязанности фактически предусмотрены для всех налогоплательщиков. Так, индивидуальные предприниматели ведут книги учета доходов и расходов. Плательщики ЕНВД также должны вести учет показателей, необходимых для исчисления налога (ст. 346.26 НК РФ). Объекты налогообложения ЕНВД они отражают в налоговых декларациях.

С 1 января 2013 г. организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет на общих основаниях.

До даты государственной регистрации экономического субъекта бухгалтерский учет не ведется. Поэтому затраты, понесенные ранее этой даты (именуемые организационными расходами), к учету не принимаются.

Организационный момент

Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта. Он вправе вести учет лично лишь в том случае, если экономический субъект является субъектом малого или среднего предпринимательства. Критерии таких предприятий установлены Законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Впервые введены специальные требования к лицам, принимаемым на должность главного бухгалтера. Прежде всего, они должны иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью. А кроме того, не допускается неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики (разд. VIII, ст. 86 УК РФ). Однако эти требования применяют не все, а лишь некоторые виды компаний. В их числе открытые акционерные общества и эмитенты публично размещаемых ценных бумаг.

Кроме того, к главным бухгалтерам, занимающим свои должности на 1 января 2013 г., новые требования не применяются. Поэтому увольнению ввиду несоответствия этим требованиям они не подлежат (п. 13 ст. 83 ТК РФ).

Законодатель по-прежнему допускает разногласия между руководителем и главным бухгалтером. Но предмет разногласий изменен.

Согласно Закону N 129-ФЗ главный бухгалтер обеспечивал соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ. Вследствие этого разногласия должны были возникать на этапе осуществления хозяйственных операций, то есть касаться действий руководителя. Практика показала нереалистичность такой нормы.

Закон N 402-ФЗ не наделяет главного бухгалтера полномочиями по контролю за ведением хозяйственной деятельности. Соответственно, разногласия между руководителем и главным бухгалтером возможны лишь в отношении ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика

Федеральные стандарты могут допускать несколько способов ведения бухгалтерского учета в отношении некоторых конкретных объектов. И даже не исключено, что способ ведения бухгалтерского учета не установлен ими вообще.

В таких ситуациях способы ведения учета закрепляются в учетной политике.

Если способ учета предстоит разработать самостоятельно, следуйте указаниям п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" и п. п. 9 - 12 МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки".

Первичная документация

В Законе N 402-ФЗ не упоминаются унифицированные формы первичной учетной документации. Тем самым требования об их обязательном применении полностью утрачивают под собой правовую основу. Правда, продолжает действовать Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. А оно дублирует норму Закона N 129-ФЗ об унифицированных формах. Но это правило не применяется, поскольку противоречит действующему законодательству. Закон N 402-ФЗ такого рода ограничений не устанавливает.

Но для кассовых операций и безналичных переводов денежных средств должны применяться единые формы, установленные Банком России. В этих документах исправления запрещены (п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12 октября 2011 г. N 373-П; п. 2.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П).

А как внести исправления в документ, если подписавший его сотрудник в компании больше не работает? Этот вопрос законодательно не урегулирован, поэтому компания решает его самостоятельно. Порядок заверения исправлений отразите в учетной политике или в стандарте экономического субъекта.

Внимание! Первичный учетный документ может не иметь денежного измерителя. Примером такого документа служит табель учета рабочего времени за месяц. К подобным документам должна прилагаться разработочная таблица, содержащая денежную оценку факта хозяйственной жизни. К разработочным таблицам относится бухгалтерская справка (Письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59).

Регистры бухучета

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета и при этом в регистрах бухгалтерского учета. Следовательно, регистры бухучета должны обеспечивать группировку объектов бухгалтерского учета по счетам.

Двойная запись подразумевает, что задокументированный факт хозяйственной жизни отражается одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Обязательных форм для регистров, а равно их общеустановленного перечня, не существует. Единая журнально-ордерная форма счетоводства, применение которой разъяснено Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63, носит рекомендательный характер. В условиях автоматизированного ведения бухгалтерского учета наименования и форму регистров фактически определяет применяемая компьютерная программа (1С, "Инфо-Бухгалтер" и т.д.). Но регистры, выведенные на бумажные носители, должны быть подписаны ответственными лицами.

Регистр бухгалтерского учета, составленный в виде электронного документа, должен быть подписан электронной подписью.

Закон N 402-ФЗ допускает ведение бухгалтерского учета без применения двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Но такая возможность должна быть установлена федеральными стандартами.

Инвентаризация

Инвентаризации подлежат лишь объекты, в отношении которых может быть установлено их фактическое наличие. Расчетные показатели, составляющие собственный капитал, инвентаризации не подлежат.

При инвентаризации расходов будущих периодов необходимо убедиться, что в результате соответствующих затрат действительно возник актив. Принципиальные признаки актива - подконтрольность компании и способность порождать поступление в компанию денежных средств.

Инвентаризация не предполагает пересмотра денежной оценки объектов, произведенной ранее.

Обязательное проведение инвентаризации устанавливается специальными законами, а также федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета. До принятия таких стандартов нужно соблюдать п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с законодательством проводится инвентаризация, в частности:

  • наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - ежемесячно (ст. 38 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах");
  • предприятия в целом как имущественного комплекса - перед его продажей (ст. 561 ГК РФ);
  • имущества должника внешним управляющим, конкурсным управляющим (п. 2 ст. 99, п. 2 ст. 129 Закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Денежное измерение

Хотя первичные документы допустимо составлять в натуральных показателях, объекты бухучета подлежат денежному измерителю.

Например , в ходе строительства прораб представляет в бухгалтерию отчет о расходовании материалов в количественном выражении. Данными об их учетной стоимости он не располагает. На основании этого отчета бухгалтер производит списание запасов по стоимости, определяемой в соответствии с учетной политикой компании. Аналогично, в два этапа, определяют расход топлива при эксплуатации автотранспортных средств. Ответственность за такие факты хозяйственной жизни распределяется между двумя должностными лицами (пп. 6 и 7 п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). За количественный расход отвечает материально ответственное лицо, а за денежное измерение расхода - счетный работник.

Определение иностранной валюты содержится в Законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (пп. 2 п. 1 ст. 1). При пересчете стоимости, выраженной в иностранной валюте, нужно иметь в виду, что официальный курс иностранных валют по отношению к рублю всегда содержит четыре десятичных знака (п. 7 Положения об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю, утв. Банком России 18 апреля 2006 г. N 286-П). Округление этого числового значения, то есть сокращение в нем числа десятичных знаков, представляет собой использование уже условных денежных единиц (п. 2 ст. 317 ГК РФ).

Это важно. Денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 коп. (ст. 27 Закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ). Поэтому использование копеек в учете тоже допустимо. А вот производить оценку объекта с точностью до тысячных долей рубля бессмысленно.

Бухотчетность

Бухгалтерская (финансовая) отчетность компании характеризует:

  • ее финансовое положение на отчетную дату;
  • финансовый результат ее деятельности за отчетный период;
  • движение через нее денежных средств за отчетный период.

Эта информация предназначена для принятия экономических решений и должна быть достоверной.

Достоверное представление требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов, изложенными в подзаконных актах (п. 15 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности").

Закон N 402-ФЗ не требует составления промежуточной бухгалтерской отчетности. Но указывает, что она составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

В частности, промежуточная бухгалтерская отчетность необходима хозяйственным обществам (на основании Федеральных законов от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"):

  • при установлении размера выплат участнику, выходящему из общества;
  • для определения промежуточных дивидендов и возможности их выплаты;
  • для выявления крупных сделок.

Во избежание разногласий отчетный период для подобных целей целесообразно определить в уставе (см. п. 5 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

Заметим, что п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации обязывает все организации составлять отчетность помесячно и поквартально. Но эта позиция вообще-то противоречит Закону N 402-ФЗ. Ведь в нем говорится не о всеобщей обязанности, а об обязанности в отдельных, специально оговоренных случаях. Так, ежеквартальную отчетность должны формировать эмитенты ценных бумаг (п. п. 5.1 и 7.2 Приложения N 3 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н).

Отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Эта формулировка позволяет сделать два вывода:

  1. допустимо представлять пользователям отчетность, не утвержденную собственниками компании.

Но в случае, если утвержденная отчетность существенно отличается от ранее представленной, последняя подлежит замене на пересмотренный вариант (п. 7 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности");

  1. наличие бумажного экземпляра отчетности обязательно.

Согласно Закону N 402-ФЗ опубликование отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Но срок опубликования не относится к порядку (см. п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ). Правда, указание о сроке содержит п. 90 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Но из п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ не следует, что правила Положения сохраняют силу в этой части.

Теперь Закон прямо запрещает вводить режим коммерческой тайны для бухгалтерской отчетности на любую отчетную дату. В период действия Закона N 129-ФЗ такого ограничения не существовало, и промежуточную отчетность разрешалось "засекретить". Ну а годовая отчетность была и остается публичной ввиду ее представления в органы государственной статистики. Она доступна для ознакомления всем желающим.

Изменен состав годовой отчетности.

Во-первых, в нем не фигурируют пояснительная записка и аудиторское заключение.

А во-вторых, появились две новые формы: отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств.

Отчет о финансовых результатах заменил отчет о прибылях и убытках. А отчет о целевом использовании средств обязаны составлять все без исключения некоммерческие организации.

Состав приложений к двум обязательным формам будут устанавливать федеральные стандарты (пп. 6 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

В то же время роль отчета о движении денежных средств увеличилась. Ведь активы определены как объекты, обеспечивающие приток денежных средств, а обязательства - как объекты, порождающие их отток.

Правила этой статьи не распространяются на отчетные даты до 1 января 2013 г. В том числе они не применяются к бухгалтерской отчетности за 2012 г.

Промежуточная отчетность может быть составлена на любую дату. Продолжительность отчетного периода для промежуточной отчетности законодатель не регламентировал.

В частности, хозяйственные общества обязаны составить промежуточный бухгалтерский баланс на день выплаты дивидендов. Соответственно, на эту дату необходимо закрыть все те счета бухгалтерского учета, которые традиционно закрывают на конец календарного месяца. К ним относятся счета 26 "Общехозяйственные расходы", 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы".

Позиция Минфина. В финансовом министерстве убеждены: представляя отчетность за 2012 г., организации обязаны давать новые названия некоторым формам бухгалтерской отчетности. Подробнее об этом читайте в рубрике "Тема номера" на с. 20.

Реорганизация юрлиц

Формы реорганизации юридического лица - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ст. 57 ГК РФ).

При реорганизации юридических лиц бухгалтерские балансы составляются исходя из принципа правопреемства (ст. 58 ГК РФ):

  • при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;
  • при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
  • при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;
  • при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом;
  • при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Состав последней и первой бухгалтерской отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты (пп. 8 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). До их принятия по-прежнему следует руководствоваться Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утв. Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н), а также ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Разумеется, содержащиеся в них правила нужно использовать в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ.

Обязанность по представлению годовой бухгалтерской отчетности реорганизованного юридического лица в орган государственной статистики переходит к его правопреемнику.

Особенности бухотчетности при ликвидации

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Принятие решения о ликвидации влечет пересмотр учетной политики, поскольку изменяется одно из ее базовых допущений - о непрерывности деятельности организации (п. 5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н). Например , компания больше не обособляет долгосрочные задолженности. Теряет смысл и дисконтирование.

В ходе ликвидации юридического лица составляются:

  • промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
  • ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 ГК РФ);
  • последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 4 ст. 17 Закона N 402-ФЗ).

Формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, а также состав приложений к ним установлены лишь для банков (п. п. 1.2 и 1.5 Положения о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России, утв. Банком России 16 января 2007 г. N 301-П). Для этих целей банки применяют форму оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета. Иные организации могут использовать эти же подходы исходя из аналогии (п. 7 ПБУ 1/2008).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, включая налоговый орган (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утв. Приказом ФНС России от 25 апреля 2006 г. N САЭ-3-09/257@).

После удовлетворения требований кредиторов у юридического лица может остаться имущество. Оно передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Иными словами, после составления ликвидационного баланса начинаются расчеты с собственниками компании. Поэтому последний отчетный период - это период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица.

Ликвидационные балансы представляются в регистрирующий орган (разд. X Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@; пп. "б" п. 1 ст. 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

А вот если имущества компании недостаточно для погашения ее обязательств, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом (Письмо Минэкономразвития России от 7 мая 2010 г. N Д06-1416).

Между тем состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты бухгалтерского учета. А до тех пор, пока эти вопросы централизованно не решены, последняя отчетность не составляется.

Обязательный экземпляр отчетности

Закон N 402-ФЗ устанавливает единственного адресата для бухгалтерской отчетности, и притом только годовой. Это орган государственной статистики по месту государственной регистрации компании.

Последний срок для выполнения этой обязанности - 1 апреля года, следующего за отчетным (если компания не реорганизуется и не ликвидируется). Он исчисляется по правилам гражданского законодательства.

Иные адресаты устанавливаются другими федеральными законами.

В частности, годовая бухгалтерская отчетность хозяйственного общества представляется ее собственникам для утверждения на общем собрании.

Налоговый кодекс - тоже Федеральный закон. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо представлять в налоговый орган по месту нахождения организаций. Хотя срок для выполнения этой обязанности определяется по правилам налогового законодательства, он тоже приходится на 1 апреля.

Внутренний контроль

До введения Закона N 402-ФЗ порядок контроля за хозяйственными операциями был элементом учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).

С 1 января 2013 г. организация и осуществление внутреннего контроля становятся обязательными. С этой целью компаниям предстоит подготовить соответствующие правила. Минфин России планирует подготовить рекомендации по их составлению в 2014 г. А пока за основу для разработки можно взять Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16 декабря 2003 г. N 242-П). Из Положения можно уяснить следующее.

Внутренний контроль - это деятельность, осуществляемая организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) в целях обеспечения:

  • эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении хозяйственных операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления рисками;
  • достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;
  • информационной безопасности;
  • соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов организации;
  • исключения вовлечения организации и участия ее работников в осуществлении противоправной деятельности;
  • своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти.

Функции контролеров могут исполнять ревизоры, которые предусмотрены федеральными законами о хозяйственных обществах (ст. 47 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Профессиональные участника рынка ценных бумаг разрабатывают инструкцию о внутреннем контроле в соответствии с Приказом ФСФР России от 24 мая 2012 г. N 12-32/пз-н.

Регулирование бухучета

На упрощение способов ведения бухгалтерского учета могут рассчитывать не только малые предприятия, но и отдельные формы некоммерческих организаций. Например , это социально ориентированные некоммерческие организации (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Направления упрощений:

  • упрощение форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сокращение перечня форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих представлению в государственные органы;
  • кассовый метод признания доходов и расходов;
  • ведение учета без применения двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

До тех пор пока методология упрощенного учета не регламентирована в нормативных документах, компании вправе разрабатывать соответствующую учетную политику самостоятельно (ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Так, система бухгалтерского учета без использования способа двойной записи описана в Методических рекомендациях по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах (утв. Приказом Минсельхоза России от 20 января 2005 г. N 6).

Существует еще одна возможность для упрощений, которую небольшие компании используют далеко не в полной мере. Это соблюдение требования рациональности учетной политики. Его нужно применять во взаимосвязи с критериями существенности (п. п. 6 и 17 ПБУ 1/2008).

Государственный контроль (надзор) в сфере бухгалтерского учета в настоящее время осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), но лишь в отношении компаний, работающих в сфере финансовых рынков. В частности, к ним относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Обратите внимание на перечень вопросов, подлежащих регулированию на уровне федеральных стандартов. Именно по таким вопросам, притом касающимся ведения учета и составления отчетности, временно применяются подзаконные нормативные акты, принятые в период действия Закона N 129-ФЗ (ПБУ и методические указания Минфина России). Это следует из п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ. А вот состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности определяет только Закон (п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).

Прототипом отраслевых стандартов являются нормативные документы, регулирующие учет в страховых организациях.

Новый для компаний документ - это стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта. Сокращенно их стали именовать внутрифирменными стандартами.

Внутрифирменные стандарты иметь не обязательно.

В настоящее время вопросы организационного характера включают в учетную политику. Хотя это не вполне корректно. Учетная политика все же предназначена для закрепления решений, от которых зависит качество информации об объектах бухгалтерского учета (пп. 2 п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Причем изменения учетной политики оказывают влияние на показатели бухгалтерской отчетности (разд. III ПБУ 1/2008). А, скажем, кто именно ведет бухгалтерский учет - лично директор, штатный бухгалтер или стороннее лицо по договору гражданско-правового характера - для отчетности непринципиально. Для отражения подобных решений более уместны внутрифирменные стандарты. В них можно включить также должностные инструкции бухгалтеров, положение о коммерческой тайне, правила внутреннего контроля.

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатывают и принимают субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (п. 5 ст. 24 Закона N 402-ФЗ). Это некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (п. 2 ст. 22 Закона N 402-ФЗ). Эти цели должны быть определены у них в учредительных документах (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

Одна из функций Центрального банка Российской Федерации - определение порядка ведения кассовых операций. В частности, эта функция реализована в Положении о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12 октября 2011 г. N 373-П). Положение устанавливает требования к оформлению первичных документов и документообороту на этом участке бухгалтерского учета. Требования Банка России подлежат обязательному соблюдению (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Причем некоторые из нарушений кассовой дисциплины грозят административными штрафами (ст. 15.1 КоАП РФ).

Деятельность Минфина России в области регулирования бухгалтерского учета, а также функции субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета охарактеризованы в ст. ст. 23 - 28 Закона N 402-ФЗ. Особенность дальнейшего развития бухгалтерского учета в том, что разработка федеральных стандартов должна сопровождаться их публичным обсуждением, в том числе в профессиональном бухгалтерском сообществе.

Отметим, что саморегулируемые организации осуществляют деятельность в соответствии с Законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Саморегулируемые организации бухгалтеров пока не созданы, но активно обсуждаются.

Законодатель весьма подробно регламентировал процедуру принятия федеральных стандартов. Но все же практического значения эти нормы не имеют. Ими должны руководствоваться разработчики официальных документов в области регулирования бухгалтерского учета. Поэтому от комментариев к указанным статьям воздержимся.

Добавим, что Положение о совете по стандартам бухгалтерского учета утверждено Приказом Минфина России от 14 ноября 2012 г. N 145н.

Хранение документов

Для соблюдения требований настоящей статьи необходимо руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558). В частности, на основании Перечня документы (протоколы, акты, расчеты, ведомости) о переоценке основных фондов, определении амортизации основных средств, оценке стоимости имущества организации хранятся постоянно, а книги, журналы, карточки учета основных средств (зданий, сооружений) - в течение пяти лет после ликвидации основных средств.

Хранение документов бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта (п. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

Нарушение порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Обращение с документами при реорганизации или ликвидации организаций регламентируется п. п. 4 - 10 ст. 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

Однако налоговое законодательство в общем случае устанавливает более короткий срок для хранения документации. А именно налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Однако если ваша компания отражает в налоговых декларациях убытки, то оправдательные документы по ним следует хранить в течение 10 лет (п. п. 2 и 4 ст. 283 НК РФ, Письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. N 03-03-06/1/278). Эти сроки обеспечивают возможность проведения налоговых проверок (п. 7 ст. 78, п. 4 ст. 89 НК РФ).

Особенности применения Закона

Как определить, какие из документов, утвержденных Минфином России до 1 января 2013 г., содержат правила?

Правило - это правовая норма. Под ней принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Источниками правовых норм являются нормативные правовые акты (п. 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88).

Минфин России - федеральный орган исполнительной власти. Поэтому на принятые им документы распространяется Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Из п. 10 Указа следует, что акты министерства, которым в Минюсте России не присвоен государственный регистрационный номер, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Следовательно, правила содержат лишь те из приказов Минфина России, которые зарегистрированы в Минюсте России. А если приказ (или иной документ) того или иного ведомства признан Минюстом не нуждающимся в государственной регистрации, то вне стен этого ведомства он носит рекомендательный характер.

Подчеркнем, что указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации в силу п. 2 ст. 90 Конституции РФ.

Названному критерию удовлетворяют Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Обратите внимание: из наименования разд. II и III Положения также следует, что они содержат правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Государственный регистрационный номер имеет и Приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н, которым введены Международные стандарты финансовой отчетности. Право применения МСФО нам предоставляет п. 7 ПБУ 1/2008.

А вот ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций" признано не нуждающимся в государственной регистрации. Поэтому требовать его неукоснительного соблюдения нельзя. По той же причине не являются источником правил и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49).

Кстати, в период действия Закона N 129-ФЗ причиной необязательности применения унифицированных форм первичных учетных документов стало именно отсутствие государственной регистрации у постановлений Госкомстата России, их утвердивших.

С источником правил мы определились. Их содержат большинство ПБУ, регламентирующих учет определенных объектов. В их числе - ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Кроме того, в отсутствие новых подзаконных актов целесообразно руководствоваться Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России. В частности, она содержит самые общие определения таких объектов бухгалтерского учета, как "активы" и "обязательства" (п. п. 7.2 и 7.3 Концепции).

Важно, что "старые" правила, принятые в период действия Закона 129-ФЗ, подлежат применению лишь в части ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Об этом прямо сказано в комментируемой статье. Причем они действуют в той же сфере, которая очерчена законодателем для федеральных стандартов бухгалтерского учета (поскольку сохраняют силу до утверждения последних). По этой причине прежние правила представления и публикации отчетности с 1 января 2013 г. не актуальны.

1 января 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Как сказано в пояснительной записке, представленной разработчиками законопроекта в Государственную Думу ФС РФ, новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете" разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм Федерального закона, регулирующих систему , в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

Новым Законом принципиально изменены цели и задачи бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности - в качестве приоритета определено формирование данных о финансовом состоянии организации и движении денежных средств.
Отдельная глава нового Закона посвящена вопросам регулирования бухгалтерского учета. При этом заложены основные принципы формирования фактически новой системы нормативного регулирования учета, включающие совокупность федеральных, отраслевых стандартов, рекомендаций и стандартов экономического субъекта.

Кроме того, уточнены и детализированы нормы и требования, которые не были в достаточной степени раскрыты в прежнем Законе, в частности касающиеся формирования и представления отчетности при реорганизации и ликвидации организаций, а также бумажного и электронного документооборота.

В издании, предлагаемом вниманию читателей, приводится общий и постатейный комментарий к нормам и требованиям нового Закона.
Так как формирование и становление новой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета предполагает весьма продолжительный переходный период (в течение которого будут действовать ранее принятые стандарты и приниматься новые), основное внимание в издании уделено вопросам организации и ведения учета на уровне хозяйствующего субъекта.

В издании использованы следующие условные сокращения:

  • новый Закон о бухгалтерском учете - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ;
  • прежний Закон о БУ - Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ;
  • ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая;
  • НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая;
  • РСБУ - российские стандарты бухгалтерского учета;
  • МСФО - международные стандарты финансовой отчетности.

Прочие сокращения раскрываются при первом упоминании законодательного или нормативного правового акта.

Часть первая. Общий комментарий

Часть вторая. Постатейный комментарий

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету

Рабочий план счетов

Формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности

Порядок проведения инвентаризации

Методы оценки видов имущества и обязательств

Правила документооборота и технология обработки учетной информации

Порядок контроля за хозяйственными операциями

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

Глава 3. Регулирование бухгалтерского учета

Глава 4. Заключительные положения

Статья 31. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Часть первая. Общий комментарий

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также направлен на создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 32 нового Закона о бухгалтерском учете он вступает в силу с 1 января 2013 г. С этой даты прекращает действие ныне действующий Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В соответствии с п. 1 ст. 2 нового Закона о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. его применение станет обязательным, в частности, для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 2 нового Закона о бухгалтерском учете его требования применяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

В новом Законе о бухгалтерском учете основные положения из ранее принятого законодательного акта сохранены. Вместе с тем имеется ряд весьма существенных уточнений, которые необходимо будет учитывать администрации бюджетных учреждений при организации и ведении бухгалтерского учета и формировании учетной политики учреждения на 2013 г.

Перечислим наиболее существенные, на наш взгляд, изменения.

Новшества в части общих положений и требований к организации бухгалтерского учета

Принципиально изменилось определение бухгалтерского учета, цели и задачи его организации и ведения. Современное определение ориентировано в основном только на составление бухгалтерской отчетности, цели и задачи которой тоже принципиально изменены. Если ранее бухгалтерский учет и отчетность основной целью имели сбор, группировку и представление данных о состоянии имущества и обязательств хозяйствующего субъекта, то теперь основное внимание будет уделяться вопросам формировании информации о финансовом состоянии экономического субъекта и движении денежных средств.

Вероятно, изменением определения бухгалтерского учета обусловлено и исключение из текста Закона задач бухгалтерского учета. Одновременно из текста Закона исключен перечень (примерный) пользователей бухгалтерской отчетности. Тем самым, по-видимому, предполагается, что сам субъект учета будет определять состав пользователей отчетности, а также состав информации, которая может быть представлена различным категориям внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности.

Как уже отмечалось, расширена сфера действия Закона о бухгалтерском учете - новый Закон распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, учреждения (казенные, бюджетные и автономные), а также на публично-правовые образования (органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и т.п.). Кроме того, специально оговорено, что действие Закона распространяется на учет операций, осуществляемых в рамках договоров доверительного управления и соглашений о разделе продукции.

Вместе с тем в тексте нового Закона о бухгалтерском учете не воспроизведена норма, которая раньше позволяла организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме (только учет объектов основных средств и нематериальных активов).

Из перечня основных понятий исчезли определения аналитического и синтетического учета, существенно пересмотрены определения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Одновременно введен ряд новых понятий, таких как:

  • стандарт бухгалтерского учета;
  • международный стандарт;
  • отчетный период;
  • руководитель экономического субъекта;
  • факт хозяйственной жизни;
  • организации государственного сектора.

Новшества в части общих требований к бухгалтерскому учету

Состав объектов бухгалтерского учета также существенно пересмотрен и вынесен в отдельную статью нового Закона о бухгалтерском учете: имущество заменено активами и расходами, вместо хозяйственных операций указаны факты хозяйственной жизни, в отдельную группу объектов учета выделены доходы экономического субъекта. Кроме того, включена новая группа объектов учета - источники финансирования деятельности, а сам перечень объектов стал открытым.

Таким образом, перечень объектов бухгалтерского учета стал максимально приближенным к аналогичному перечню, используемому в бюджетной сфере, а также в некоторых международных стандартах.

Установлены конкретные требования к лицам, которые могут быть приняты на должность главного бухгалтера (уровень образования, практический опыт и отсутствие судимости). Правда, новые требования распространяются только на ограниченный круг главных бухгалтеров экономических субъектов, акции и иные ценные бумаги которых могут обращаться на организованном рынке.

Те же требования распространены на физических лиц, привлекаемых к работе бухгалтером на условиях договора аутсорсинга, а также на юридические лица, выполняющие работы по ведению бухгалтерского учета по договору (такие юридические лица должны иметь в составе персонала хотя бы одного бухгалтера, подпадающего под установленные требования).

Изменено регулирование вопросов формирования и раскрытия учетной политики организации - введено определение учетной политики и одновременно исключены положения, устанавливающие состав обязательных разделов учетной политики (рабочий план счетов, правила документооборота и т.д.). Вместе с тем из норм ст. 8 и некоторых иных статей Закона можно сделать вывод, что повышается роль федеральных и отраслевых стандартов. Таким образом, состав и структура учетной политики учреждений в перспективе по-прежнему будут регулироваться положениями новых федеральных стандартов.

Весьма существенные изменения произошли в части регулирования документооборота - в новом Законе о бухгалтерском учете отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов. Таким образом, организации с 2013 г. более не будут обязаны пользоваться альбомами унифицированных форм. Однако в отношении организаций государственного сектора сделано исключение - формы первичных учетных документов для таких организаций будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

С 2013 г. руководители экономических субъектов будут обязаны утверждать абсолютно все формы первичной учетной документации, независимо от того, являлись ли они ранее унифицированными.

Впервые в бухгалтерском законодательстве появился перечень обязательных реквизитов для регистров бухгалтерского учета. Введено правило, в соответствии с которым формы регистров бухгалтерского учета также должен утверждать руководитель экономического субъекта. Исключение сделано в отношении форм регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, которые будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Уточнен порядок исправления ошибок в учетных регистрах - теперь исправления нельзя будет внести без ведома лиц, ответственных за ведение данного регистра.

Изменилось законодательное регулирование проведения инвентаризаций. Из текста Закона исключен перечень условий, при которых проведение инвентаризации является обязательным. С 2013 г. это будет устанавливаться, как правило, федеральными и отраслевыми стандартами.

Если проведение инвентаризации не является обязательным, случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, будут определяться экономическим субъектом самостоятельно.

Еще одно весьма важное техническое уточнение, касающееся отражения в учете результатов инвентаризации, - выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Таким образом, теперь инвентаризации нужно будет назначать по состоянию на последнюю дату отчетного (проверяемого) периода.

Определенные изменения произошли в части регулирования вопросов бухгалтерской отчетности.

В частности, установлены отчетные периоды для реорганизуемых и ликвидируемых организаций, установлено, что данные бухгалтерской отчетности не могут быть предметом коммерческой тайны, отдельными статьями урегулированы особенности составления и представления отчетности в случае реорганизации или ликвидации экономических субъектов.

Статья, в которой содержались адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности, в прежнем виде не воспроизведена. Вместо нее в Закон включены нормы, регулирующие порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности. При этом адресат (орган государственной статистики) и сроки (с несущественным уточнением - три месяца вместо 90 дней) сохранены. Одновременно включены нормы, регулирующие порядок использования отчетности (как государственного ресурса) заинтересованными пользователями, в том числе на платной основе.

Новшества в части регулирования бухгалтерского учета

Установлена четырехуровневая структура нормативного регулирования бухгалтерского учета - федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. Предполагается, что федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению субъектами бухгалтерского учета (с учетом ограничений и исключений, установленных самими стандартами). Рекомендации в области бухгалтерского учета будут применяться на добровольной основе, при условии, что они не будут создавать препятствия в осуществлении организацией ее деятельности. Стандарты экономического субъекта будут разрабатываться и утверждаться на уровне хозяйствующего субъекта.

В настоящее время роль отраслевых стандартов в области регулирования учета в учреждениях выполняют инструкции Минфина России, роль стандартов экономического субъекта - учетная политика учреждения и иные приказы и распоряжения руководителя учреждения, уточняющие организацию отдельных элементов бухгалтерского учета в конкретном учреждении. По нашему мнению, в этой области также не следует ожидать резких изменений. Тем не менее до конца 2012 г. может появиться ряд новых отраслевых стандартов и рекомендаций.

Отдельной статьей нового Закона о бухгалтерском учете установлена достаточно сложная схема разработки и утверждения федеральных и отраслевых стандартов с участием уполномоченного органа (Минфина России), субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемой организации, созданной для разработки стандартов) и Совета по стандартам бухгалтерского учета, который будет создан при Минфине России.

В отдельной главе нового Закона о бухгалтерском учете установлены общие требования к хранению бухгалтерских документов. Здесь же содержится перечень законодательных актов, утративших силу в связи с принятием этого Закона.

Специальной нормой оговорено, что ранее принятые нормативные акты в области бухгалтерского учета будут продолжать действовать впредь до разработки и утверждения соответствующих федеральных стандартов.

Подробный комментарий к отдельным изменениям и законодательным новациям приведен в ч. 2 издания.

Октябрь 2012 г.

Закон 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" утвержден с целью установления единых требований к ведению финансово-хозяйственных документов предприятий. Этим нормативным актом закрепляется правовой механизм регулирования данной сферы. Документ формулирует ключевые требования к составлению отчетности.

402-ФЗ "О бухгалтерском учете": сфера действия

Нормативный акт распространяется на:

  1. Некоммерческие и коммерческие предприятия.
  2. Госорганы, территориальные структуры самоуправления, административные аппараты государственных и местных внебюджетных фондов.
  3. Индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, создавших кабинеты, и иных лиц, осуществляющих частную практику.
  4. Представительства и прочие структурные подразделения компаний, созданных по законодательствам зарубежных стран, международные организации и их филиалы, находящиеся на территории РФ, если другое не установлено межгосударственными соглашениями.

Особенности применения

Закон 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" используется при ведении финансово-хозяйственных бумаг доверительным управляющим по переданному ему имуществу и объектов, связанных с ним. Он также применяется в рамках деятельности простого товарищества и иных экономических субъектов. Основы 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" используется при составлении финансово-хозяйственной документации в ходе исполнения договора о разделе продукции, если другое не предусматривается в нормативном акте №225.

Ключевые понятия

В 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" используются специальные определения. Их должен знать сотрудник, составляющий на предприятии финансово-хозяйственную документацию. К таким понятиям относят:

  1. Бухгалтерскую отчетность. Она представляет собой документы, содержащие сведения о финансовом состоянии субъекта предпринимательства на конкретную дату, результатах его экономической деятельности, перемещении денежных средств за определенный период. Отчетность систематизируется в соответствии с предписаниями, установленными рассматриваемым законом.
  2. Уполномоченный орган. Им является исполнительная структура, наделенная Правительством полномочиями на осуществление функций по разработке госполитики и нормативному регулированию в области бухучета и отчетности.
  3. Стандарт. Он представляет собой документ, по которому устанавливаются минимальные требования к учету, допустимые методы его ведения. Стандарт может быть внутригосударственным или международным.
  4. План счетов - систематизированный перечень статей бухучета.
  5. Руководитель хозяйствующего субъекта. Им выступает лицо, которое является исполнительным единоличным органом на предприятии или управляющим, которому переданы соответствующие полномочия. Руководителем может быть специалист, ответственный за ведение дел в организации.
  6. Отчетный период - временной промежуток, за который составляется бухгалтерская документация.
  7. Факт хозяйственной деятельности (жизни). Им может являться событие, операция, сделка, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое состояние субъекта, результат его экономической деятельности или движение средств.

Объекты

Они перечислены в ст. 5 гл. 2 рассматриваемого нормативного акта. Данное положение 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает следующие подконтрольные объекты:


Обязанность субъекта

402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предписывает вести финансово-хозяйственную документацию:

  1. Индивидуальным предпринимателям, частнопрактикующим лицам. Для этих субъектов обязанность по составлению документации вменяется в том случае, если, по действующим нормативным актам о сборах и налогах, они регистрируют расходы и доходы либо другие объекты обложения в установленном порядке.
  2. Находящимся в пределах территории РФ представительствам, филиалам и прочим структурным подразделениям компаний, сформированных по зарубежным законодательствам. Для этих субъектов также действует условие, приведенное в предыдущем пункте.

402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предписывает ведение финансово-хозяйственной документации с момента госрегистрации и до даты прекращения работы предприятия вследствие ликвидации либо реорганизации.

Особенности процесса

По 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственным за организацию ведения финансово-хозяйственной документации и ее хранение выступает руководитель субъекта. Если частнопрактикующее лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют регистрацию расходов и доходов, они самостоятельно заполняют необходимые бумаги. Вместе с этим им вменяются иные обязанности, предусмотренные для руководителя хозяйствующего субъекта. Управляющий предприятием должен возложить функции по составлению документации на соответствующего специалиста. Для этого издается приказ. 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" допускает заключение договора с частной компанией на оказание последней соответствующих услуг предприятию. Для кредитной организации действует несколько иной порядок. Руководитель такой компании обязан возложить функции по ведению отчетности на главного бухгалтера. Управляющий малого или среднего предприятия может осуществлять составление документации самостоятельно.

Требования к специалисту

Руководитель хозяйствующего субъекта должен проверить соответствие уровня профподготовки сотрудника обязанностям, которые он будет исполнять. Только после этого директор может подписать соответствующий приказ. 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает следующие требования к специалисту:

  1. Наличие высшего профобразования.
  2. Отсутствие непогашенного или неснятого срока судимости за экономическое преступление.
  3. Наличие опыта работы по профессии не менее трех лет в течение последних пяти. В случае отсутствия высшего профобразования, стаж сотрудника должен составлять не меньше пяти лет из последних семи.

Другие федеральные законы, регламентирующие отношения в сфере финансов, могут устанавливать дополнительные требования к специалисту. Юрлицо, с которым предприятие заключает договор на оказание услуг, должно иметь в штате не менее одного сотрудника. При этом он должен отвечать требованиям, указанным выше. Последнее касается и частнопрактикующего лица, с которым заключается соглашение на оказание им услуг по ведению финансово-хозяйственной документации на предприятии. Главный бухгалтер в кредитной организации должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются ЦБ.

Спорные моменты

Между руководителем предприятия и главным бухгалтером либо другим лицом, выполняющим его обязанности, могут возникнуть разногласия по вопросам ведения отчетности. В этих случаях информация, присутствующая в первичной документации принимается/не принимается специалистом к регистрации и накоплению в регистрах по письменному распоряжению директора. Последний несет единоличную ответственность за сформированные в результате этих действий данные. Аналогичное правило распространяется на объекты учета, по отражению/не отражению которых возникла спорная ситуация.

Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поправки вступаю в силу с 19 июля 2017 года. Каких положений касаются поправки? Что нужно знать бухгалтеру о них? Затрагивают ли поправки все компании? Ответим на эти и другие вопросы.

Закон с изменениями

Президент РФ подписал Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ с изменениями в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Текст документа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Закон вступил в силу со дня официального опубликования, то есть с 19 июля 2017 года. Перечислим основные поправки.

Поправка 1: новый вид регулирующих документов

Комментируемый закон дополняет перечень документов, регулирующих бухгалтерский учет, новым видом документа – нормативным актом Центрального банка РФ. С 19 июля 2017 год нормативные акты ЦБ РФ будут устанавливать планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядок их применения, а также порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета кредитными и некредитными финансовыми организациями. В этих целях дополнена, в частности, статья 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Поправка 2: новые функции ЦБ РФ

С 19 июля 2017 года дополняются функции Банка России (ЦБ РФ) в области регулирования бухгалтерского учета. Так, в частности, уточняется, что регулятор разрабатывает и утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета и обобщает практику применения стандартов и нормативных актов.

Поправка 3: ПБУ стали федеральными стандартами бухучета

Положения по бухучету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу закона о бухучете, признаются с 19 июля 2017 года федеральными стандартами. Поправка об этом внесены в ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.