Олег фомичев минэкономразвития. «Для работы в Минэкономразвития нужна профессиональная подготовка и очень мобильный мозг. Бывший замглавы Минэкономразвития Фомичев займется стратегическим развитием «Реновы»

Фомичев Олег Владиславович , заместитель министра экономического развития РФ.

Образование

С 1994 по 1998 год - Нижегородский государственный технический университет. Бакалавр менеджмента (красный диплом).
С 1998 по 2000 год - Государственный университет - Высшая школа экономики. Магистр экономики (красный диплом).
С 2000 по 2000 год - Университет «Эразмус» (Роттердам, Нидерланды). Магистр экономики.
С 2000 по 2003 год - Аспирантура Государственного университета - Высшей школы экономики.
В 2002 году - Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, повышение квалификации.

Профессиональная деятельность

С 1999 по 2000 год - ведущий специалист сводно-аналитического отдела Департамента реформы предприятий Министерства экономики Российской Федерации.
В 2000 году - эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР).
С 2000 по 2002 год - зам. начальника, начальник сводного отдела экономического развития - и.о. руководителя Департамента программ развития экономики Минэкономразвития России.
С 2002 по 2004 год- зам. руководителя Департамента программ развития экономики и сотрудничества с международными финансовыми организациями Минэкономразвития России.
С 2004 по 2006 год - научный сотрудник Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
С 2004 по 2006 год - директор по развитию фонда «Центр стратегических разработок».
С 2006 по 2008 год - директор Департамента экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей.
В 2008 году - помощник Министра, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
С июля 2008 - директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации. Фомичев Олег Владиславович

Биография

Родился 7 февраля 1977 года в г. Копейске Челябинской области .

Образование

1994-1998 гг. - Нижегородский государственный технический университет. Бакалавр менеджмента (красный диплом).

2002-2004 гг. - Зам. руководителя Департамента программ развития экономики и сотрудничества с международными финансовыми организациями Минэкономразвития России.

2004-2006 гг. - научный сотрудник Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

2004-2006 гг. - Директор по развитию фонда «Центр стратегических разработок».

2006-2008 гг. - Директор Департамента экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей.

январь-июль 2008 г. - Помощник Министра, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

июль 2008-ноябрь 2010 г. - Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации.

ноябрь 2010 г. - Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

С июля 2012 г. – статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

В конце августа 2018 года освобожден от должности статс-секретаря – заместителя Министра экономического развития РФ по собственному желанию согласно распоряжению Правительства РФ . На этом посту он курировал в министерстве департаменты стратегического развития и инноваций, социального развития, малого и среднего предпринимательства и конкуренции, развития секторов экономики, а также правовой департамент.

По словам Олега Фомичева, он присоединится к команде группы «Ренова» в должности директора по стратегическому развитию.

На февраль 2019 года Олег Фомичев - руководитель рабочей группы «Цифровое государственное управление» при АНО «Цифровая экономика» , директор по стратегическому планированию и развитию ООО «Ренова-Холдинг Рус».

Цитаты

  • 29 марта 2010 года: «Мы понимаем, что в современном мире невозможно выйти на лидирующие позиции без инновационного подхода к экономике. Считаем, что локомотивом этого процесса в России должна стать частная инициатива при поддержке государства в приоритетных отраслях. Конкретным примером такой поддержки может служить «Российская венчурная компания » – государственный фонд фондов и институт развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации. Именно через «Российскую венчурную компанию» осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и процесса формирования «экосистемы» венчурной отрасли в целом, а также финансовая поддержка высокотехнологического сектора».

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Выпускник Вышки Олег Фомичев, нынешний заместитель министра экономического развития РФ, попытался сделать деятельность министерства ближе и понятнее людям и позволил своим подчиненным быть креативными в работе с такой консервативной дисциплиной, как экономика. О том, что представляет собой работа госчиновника и чем она может быть привлекательна для выпускника вуза, он рассказал в рубрике «Конструктор успеха».

Вы закончили Вышку и университет Нидерландов. Как вам удалось учиться в двух вузах одновременно?

Это была совместная программа НИУ ВШЭ и роттердамского Университета Эрасмус (Erasmus University), отличная возможность получения зарубежного диплома для магистров Вышки — тогда действовало соглашение между университетами и курсы читали профессора из Нидерландов. Экзамены также сдавались на английском языке — свою дипломную работу нужно было перевести и защититься перед комиссией иностранных профессоров, а также выполнить три экзаменационных задания. Такой опыт оказался крайне полезен — когда защищаешься перед иностранной комиссией, подтверждаешь не только свой профессиональный уровень, но и умение быстро конвертировать знания на уровне языка и ментальности. И те, кто это все выдержал, получили дипломы Erasmus University — нас таких было четверо.

Легко ли попасть выпускнику вуза на работу в государственные органы управления? Есть спрос на молодых сотрудников?

Да, спрос есть всегда. Попасть на работу в министерство относительно легко на начальные позиции. Но захочет ли выпускник вуза работать за ту зарплату, которую платят на этих позициях?

Каждый молодой специалист сам решает, готов ли он ждать. Я в свое время очень долго и мучительно для себя решал этот вопрос. При том, что я не москвич, у меня здесь нет других источников существования, чтобы тянуть лямку ожидания. В итоге меня поддержали родители, и с 1999 года я работаю здесь.

В Вышке отличный блок госуправления с лучшими компетенциями в стране

А если ты, как молодой сотрудник, смирился с маленькой зарплатой, работаешь-работаешь, а тебя не повышают. Так бывает?

Это почти невероятная ситуация. Потому что госслужба, особенно на низких уровнях, тем более в таких подвижных министерствах, как Минэкономразвития, с точки зрения карьерного роста — очень хороший вариант. Способности человека становятся видны достаточно быстро, если он креативен, качественно и быстро работает с большим объемом нагрузки.

Сейчас на моих глазах в департаментах, которые находятся в моем подчинении, целый ряд молодых специалистов за 3-4 года проходят путь от начальных должностей до уровня заместителя начальника отдела или начальника отдела. Структура министерства часто реорганизуется, появляются вакансии, люди двигаются со своих мест, и нужно их кем-то заменять — тогда приходится присматриваться к молодым сотрудникам, которые себя зарекомендовали. Ты уже знаешь, на что они способны — бросаешь их «в реку», и наблюдаешь, как они проявляют новые качества, растут, становятся самостоятельными, ответственными и полезными в новой ипостаси.

Какими особыми качествами нужно обладать, чтобы наверняка продвинуться по службе?

Первейшее качество — работоспособность. У нас, как у руководителей, официально ненормированный рабочий день, и это отражается на работе подчиненных. Приходится готовить срочные материалы, молниеносно реагировать на поручения в режиме, очень близкому к круглосуточному. Еще — проявлять инициативность, креативность, потому что наше министерство нестандартное, здесь не нужно выполнять однообразные рутинные работы, и всегда есть нужда в свежих идеях и предложениях.

Для работы в Министерстве нужна, конечно, профессиональная подготовка: экономическая теория, микро-, макроэкономика, высшая математика и очень мобильный мозг. Например, в экономической теории есть очень красивые модели, но все они исходят из предпосылок, которых в реальности нет. Соответственно, будь ты суперзнатоком экономтеории — на практике министерства ни одну из ее моделей ты применить не можешь. У человека из министерства экономики мозг устроен соответствующим образом, он должен понимать суть экономических процессов, видеть последствия тех или иных предложений в перспективе, а главное — иметь гибкость мышления в связке с реальностью.

Чтобы работать в Минэкономразвития, нужно быть обязательно экономистом? На каких специальностях строится структура министерства?

У нас, например, есть Департамент макроэкономического прогнозирования — это примерно весь комплекс того, что преподаётся в НИУ ВШЭ по макроэкономике. И хоть модели используются с поправками, все это натуральное приложение тех самых теоретических знаний по экономике — конечно, все их нужно знать в совершенстве. У нас есть блок стратегического планирования, где мы разрабатываем стратегию социально-экономического развития и антикризисный план — вот здесь нужна вся экономика в полном объеме.

Министерство большое, и хоть оно про экономику, но занимается разными вещами. В моем подчинении, например, есть блок предоставления государственных услуг, формально там не применяется никакой экономической теории, и даже к экономической практике подразделение никакого отношения не имеет — чистый сервис, так же как проект многофункциональных центров «Мои Документы» , которые тоже вышли из нашего министерства. В ведомстве есть региональный блок и блок территориального планирования, что по сути чистая урбанистика и градостроительство, есть блок инвестклимата — чистое бизнес-направление, очень далекое от экономической теории.

Вступив в должность, вы почувствовали ответственность за то, что реально влияете на судьбу самой большой страны в мире?

Ответственность чувствуется, но притупляется тем, что я далеко не первый в иерархии принятия решений. Надо мною есть министр, заместитель председателя правительства, председатель правительства и еще много промежуточных ступеней, где мои решения могут корректироваться. Я могу предложить для реализации правительству проект, в этом смысле ответственность большая, и работа благодарная — если получается то, что ты предлагал, и то, что ты сам потом реализуешь, это большое удовольствие. Ты не просто для себя и для семьи денег заработал, а сделал определенный вклад в общее дело по развитию страны. Это очень важный фактор, который всегда недооценивается, когда говорят о госслужбе. За деньги мы, конечно, работаем, и платить нам надо, и желательно побольше (смеется), но кроме денег, есть еще и нематериальные факторы.

Какие именно проекты, вышедшие из ваших блоков в реальную жизнь, мы уже можем наблюдать воочию?

Я думаю, вы уже пользовались сервисом «Мои документы» и посещали МФЦ — это самые показательные наши проекты. Они были сделаны непосредственно для граждан, а такая прицельная возможность влиять на каждого у нас в министерстве появляется редко.

Сейчас много делаем для малого бизнеса, вполне себе конкретного, особенно в плане региональных программ поддержки с конкретными предприятиями и рабочими местами. Нами создан проект «Оценка регулирующего воздействия» — своего рода инструмент влияния бизнеса на государство, с помощью него можно любой законопроект подвергнуть экспертизе. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов вообще уникальный, такого нет нигде за рубежом, чтобы на одном портале выкладывались все акты, которые разрабатываются в Правительстве. Всегда считалось, что проект акта — это такая служебная информация, которую никому нельзя показывать.

Институты развития и инновационные кластеры, программы инновационного развития госкомпаний, венчурные фонды, целый ряд других вещей, которые реально работают и реально генерируют в стране инновационное развитие, создавались по инициативе и при непосредственном участии Минэкономразвития.

На основании чего реформы приводятся в действие? Это исследования Минэкономразвития, непосредственно запросы от населения?

Есть наша государственная статистика, показатели социально-экономического развития по отраслям, по видам и размерам предприятий. Из этой статистики мы можем получить информацию об основных болевых точках в экономике. Большая работа ведется с экспертным сообществом НИУ ВШЭ и АНХ, на авторитетные исследования которых правительство традиционно опирается. В самом ведомстве есть большое количество академических экспертов по всем направлениям — это, так сказать, теория, а бизнес, с которым мы взаимодействуем, постоянно дает нам представление о реальной жизни предпринимателя и его проблемах. Мы можем принять отличный закон, но от коллег-бизнесменов быстро приходит фидбек: «Не работает».

Помимо сотрудничества с Вышкой как с центром экономических исследований, каким еще образом Минэкономразвития взаимодействует с университетом?

Мы работаем с Вышкой как с поставщиком экспертов для наших исследований и кадров для стажировки. Минэкономразвития интенсивно взаимодействует с блоком НИУ ВШЭ, который занимается всем, что связано с человеческим капиталом в рамках системы стратегического планирования — это [первый проректор Лев Ильич] Якобсон и его команда. В Вышке отличный блок госуправления с лучшими компетенциями в стране — почти вся программа специальности формируется именно здесь, в Минэке, замыкая круговорот практики и теории. Вышка действительно сильна специалистами, которые вносят большой вклад почти в каждое из направлений Министерства. И почти всегда безвозмездно, в качестве добровольной поддержки.

Откуда к вам чаще всего приходят молодые сотрудники?

Много из регионов. Один директор Департамента из Нижнего Новгорода, другой из Екатеринбурга, руководитель подведомственной службы — из Калининграда. Кто всю жизнь живет, не выезжая за МКАД — теоретики жизни. Я сам из региона, и родители там живут, я хорошо себе представляю реальную ситуацию в небольших депрессивных регионах.

6 лет

стажа государственной гражданской службы и высшее профессиональное образование требуются от кандидатов на вакансию в высшей группе должностей Минэкономразвития.

Ключевое слово — «депрессивных». Почему они такие, наши регионы?

Там все непросто, потому что все зависит от личности руководителя. Два соседних региона могут находиться примерно в одной ситуации с точки зрения базовых предпосылок, человеческого капитала, природных ресурсов, но имеют пропасть в экономическом развитии, просто потому что в одном регионе нормальный губернатор, который выстроил команду, следит за работой бизнеса и т. д. А в другом — полный депресняк: работы нет, люди уезжают, инфраструктура рушится. Проблема России в том, что она большая — 85 регионов, и очень сложно установить за каждым контроль, и даже с выборами, как ключом к решению — тоже проблемы. К счастью, руководство страны обратило на это внимание.

Есть мнение, что чиновник — профессия возрастная. Как адаптироваться к этой системе молодым и наладить коммуникацию с коллективом?

С одной стороны, нет общих рецептов, потому что у каждого министерства своя история, корпоративная культура. Наше министерство — одно из самых молодых, здесь есть такая специфика — специалисты лет тридцати часто возглавляют подразделение, где работают люди 50-летнего возраста. Все равно надо адаптироваться, иметь лидерские качества, понимать психологию отношений, уметь выстроить авторитет — и это касается любого коллектива большой компании.

Из чего состоит ваш рабочий день?

Основная деятельность заместителя министра — совещания. Еще большой объем ежедневной почты, которую приходится разбирать часами, цифровой и аналоговой. Основная работа по многочисленным направлениям, которые я веду, это контроль работы по отклонениям. Есть департамент, есть его директор, он отвечает за блок, глубже погружается в специфику направления, а моя задача — выслушать проблему и определить, куда двигаться. Чем выше поднимаешься по карьерной лестнице, тем меньше глубины погружения и времени, но больше пространства для маневров и креатива.

Как вы отвлекаетесь от работы?

Главное — это отдых с семьей, ну, и, конечно, друзьями.

Министерство экономического развития РФ Статс-секретарь – заместитель министра

Образование

В 1998 году окончил бакалавриат Нижегородского государственного технического университета по специальности «менеджмент».
В 2000 году – магистратуру Высшей школы экономики по специальности «экономика».
В 2000 году окончил университет «Эразмус» (Роттердам, Нидерланды). Магистр экономики.
С 2000 по 2003 год обучался в аспирантуре Высшей школы экономики.
В 2002 году прошел курсы повышения квалификации в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Профессиональный опыт

С 1999 по 2000 год − ведущий специалист сводно-аналитического отдела Департамента реформы предприятий Министерства экономики Российской Федерации.
С 2000 года − эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР).
С 2000 по 2002 год − заместитель начальника, начальник сводного отдела экономического развития – исполняющий обязанности руководителя Департамента программ развития экономики Минэкономразвития России.
С 2002 по 2004 год − заместитель руководителя Департамента программ развития экономики и сотрудничества с международными финансовыми организациями, Минэкономразвития России.
С 2004 по 2006 год − научный сотрудник Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
С 2004 по 2006 год − директор по развитию фонда «Центр стратегических разработок».
С 2006 по 2008 год− директор департамента экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей.
В 2008 году − помощник министра, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
С 2008 по 2010 год − директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации.
С 2010 по 2012 год − заместитель министра экономического развития Российской Федерации.
С 2012 года по настоящее время − статс-секретарь − заместитель министра экономического развития РФ.